Статус депутата Городской Думы Нижнего Новгорода

 

Депутат - лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представляющий в этом органе определенную часть населения или всей нации. Депутаты, как правило, работают в соответствующих представительных органах на профессиональной основе.

Правовой статус муниципального депутата, члена выборного органа местного самоуправления определяется нормами федерального, регионального законодательства, уставами муниципальных образований, иными муниципальными правовыми актами. Положения о статусе депутата городской Думы города Нижнего Новгорода закреплены в Главе 3 Регламента гордумы Нижнего Новгорода, а также в статье 36 Устава города Нижнего Новгорода.

В своей статье Маслов О. Ю. «О «новом» уставе Нижнего Новгорода», замечает, что "новый" Устав Нижнего Новгорода - это своеобразная "калька" с федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". И "новый" Устав нашего города принимается в соответствии с федеральным планом - графиком, регламентирующим внесение соответствующих изменений органами местного самоуправления. Причем, «необходимо отметить, что нижегородские инновации заключались лишь в том, что некоторые пункты Устава не в полной мере копируют соответствующие пункты федерального Закона. Все упущения сделаны в сторону ослабления влияния нижегородцев на собственную власть.». Я согласна с мнением Олега Юрьевича, поэтому считаю возможным прокомментировать статью 40 ФЗ 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», с ссылкой на то, что было изменено нижегородским законодателем относительно статуса депутатов нижегородской гордумы.

. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определенные гарантии, т.е. совокупность условий и средств (правовых, организационных, социальных и других), обеспечивающих реальную независимость данных лиц. В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость, беспрепятственное осуществление своих полномочий определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом.

. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет минимальный (2 года) и максимальный (5 лет) срок полномочий для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления. Минимальный срок полномочий определялся и Законом о местном самоуправлении 1995 г. (ст. 18). Установление минимального срока полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления также можно отнести к гарантиям, направленным на повышение эффективности их деятельности, стабильности их статуса. Определенный срок нужен, чтобы приспособиться к специфике осуществления депутатских полномочий, особенно если депутат избран впервые. Комментируемый Закон, в отличие от предшествующего закона о местном самоуправлении, установил также максимальный срок депутатских полномочий. П.2 ст. 36 Устава города Нижнего Новгорода определяет срок полномочий депутата - 5 лет. Полномочия депутата городской Думы города Нижнего Новгорода начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы города Нижнего Новгорода нового созыва.

. Частью 3 комментируемой статьи определяется начало и прекращение полномочий:

) полномочия депутатов, членов выборных органов местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва;

) полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

. Согласно ч. 4 комментируемой статьи установленный срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Данную норму также можно расценивать как гарантию стабильности работы выборных должностных лиц местного самоуправления, а также как ограничение их возможности самостоятельно продлевать срок своих полномочий.

. Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности, при этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение.

Депутат городской Думы города Нижнего Новгорода осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более десяти процентов от установленного настоящим Уставом количества депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.

Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как она позволяет им целиком сосредоточиться на своей работе. В то же время комментируемый Закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничение по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе (не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования).

Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат городской Думы города Нижнего Новгорода не вправе:

) заниматься предпринимательской деятельностью;

) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5.1. комментируемой статьи гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Под гарантиями в данном случае следует понимать совокупность условий и средств косвенного административного воздействия на депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, призванные обеспечивать их социальную и правовую защищенность.

К гарантиям осуществления полномочий депутата городской Думы города Нижнего Новгорода относятся:

) обеспечение условий для осуществления своих полномочий;

) реализация права правотворческой инициативы;

) реализация права на посещение органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, на прием в первоочередном порядке должностными лицами;

) реализация права на обращение;

) реализация права на получение информации;

) обеспечение условий для работы с избирателями;

) реализация права на депутатский запрос;

) возмещение расходов.

К гарантиям осуществления полномочий депутата городской Думы города Нижнего Новгорода, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, также относятся:

) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;

) медицинское страхование и социальное страхование;

) право на дополнительное профессиональное образование;

) оплата труда;

) гарантии прав при прекращении полномочий;

) пенсионное обеспечение;

) компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью;

) содействие в последующем трудоустройстве»;

. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на совмещение должности выборного должностного лица местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть:

депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Также они не могут:

занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, муниципальные должности муниципальной службы;

одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Федеральным законом;

одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Федеральным законом.

Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Федеральным законом.

Депутат городской Думы города Нижнего Новгорода не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования.

. Согласно ч. 7 комментируемой статьи и действующему законодательству депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, и выборные должностные лица местного самоуправления помимо исполнения основных полномочий могут заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (см. комментарий к ч. 9 ст. 37).

Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат городской Думы города Нижнего Новгорода не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо по делу об административном правонарушении.

. Часть 8 комментируемой статьи содержит норму, предоставляющую депутатам представительных органов муниципальных образований, членам выборных органов местного самоуправления (например, членам контрольных органов муниципальных образований), выборным должностным лицам местного самоуправления (главам муниципальных образований) иммунитет. Неприкосновенность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (иммунитет) является одной из важнейших правовых гарантий деятельности данных лиц, обеспечивающая им беспрепятственное и эффективное осуществление своих прав и обязанностей.

Иммунитет депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления распространяется на следующие виды уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий: привлечение к уголовной ответственности; привлечение к административной ответственности; задержание; арест; обыск; допрос; иные действия.

Иммунитет депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления также распространяется на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении: данных лиц; занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения; багажа; личных и служебных транспортных средств; переписки; используемых ими средств связи; принадлежащих им документов.

Данные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности и мерам административного принуждения только с соблюдением условий, установленных федеральными законами (в первую очередь Уголовно-процессуальный кодекс РФ) и принятыми на их основе законами субъектов РФ. К примеру, в соответствии с Законом Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

Гарантии прав депутата городской Думы города Нижнего Новгорода при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата городской Думы города Нижнего Новгорода, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральным законом.

Депутат городской Думы города Нижнего Новгорода не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом городской Думы города Нижнего Новгорода были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

. Часть 9 комментируемой статьи в развитие положений предыдущей статьи, также устанавливает гарантии неприкосновенности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Вместе с тем комментируемая часть не предоставляет никаких дополнительных гарантий депутатам, кроме тех, которые уже установлены другими нормативными правовыми актами. Например, любой гражданин РФ (в том числе и депутат) не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им мнение или позицию. Формулировки типа "другие действия, соответствующие статусу депутата", "иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом", использованные в настоящей части, крайне расплывчаты и практически не несут никакой смысловой нагрузки.

Согласно ч. 9.1 комментируемой статьи на депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, накладываются дополнительные ограничения. В частности, они не могут участвовать в качестве защитников или представителей (кроме случаев законного представительства) по гражданским или уголовным делам, либо делам об административных правонарушениях.

. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Полномочия депутата городской Думы города Нижнего Новгорода прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в случае осуществления полномочий на непостоянной основе; несоблюдения требований, предусмотренных подпунктами 5.4-5.6 статьи 30 настоящего Устава; в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 № 121 пункт 8 исключен. Это очень важный и значимый момент в истории Нижегородского законодательства - дума лишила население возможности отзыва депутатов по инициативе народа.

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода о досрочном прекращении полномочий депутата городской Думы города Нижнего Новгорода принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями городской Думы города Нижнего Новгорода, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Полномочия депутата городской Думы города Нижнего Новгорода, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: