Основные функции и задачи регулирующих органов

 

Основные функции регулирующих органов:

стимулирование инвестиций, разработка и реализация регулятивной политики в области надежности электроэнергетики в текущий период и на перспективу;

регулирование тарифов и цен (с изменениями, рассмотренными ниже);

содействие развитию рынка электроэнергии и сопряженных рынков, мониторинг их функционирования;

поддержка конкуренции, в том числе посредством антимонопольного регулирования;

контроль за деятельностью естественных монополий, включая обеспечение недискриминационного доступа к их инфраструктуре и услугам, а также контроль за качеством этих услуг;

лицензирование деятельности отдельных субъектов отрасли.

Целью регулирования является установление разумного, оправданного для развития экономики страны уровня цен (тарифов) на услуги естественных монополий.

Это является мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим влиять на хозяйственную деятельность различных отраслей и сглаживать сезонные колебания экономики.

Основными задачами государственного регулирования цен на естественно-монопольные услуги отрасли являются:

обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного (в целевом состоянии - равномерного) распределения тарифной нагрузки на различные типы потребителей;

стимулирование предприятий - субъектов естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных производств, улучшению качества обслуживания, максимально эффективному использованию имущественного комплекса, повышению эффективности инвестиций, проведению закупок на конкурентной и публичной основе, достижения экономически обоснованных цен на приобретаемую продукцию и др.;

использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей и стимулирующей макроэкономической политики. Условиями выполнения задач и достижения целей являются:

совершенствование методов государственного регулирования цен на естественно-монопольные услуги;

открытость и доступность информации о регулируемых видах деятельности для органов регулирования.[10]


 


МЕТОДЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Принципы и методы тарифного регулирования

 

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами <http://base.garant.ru/70119304/> ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами <http://base.garant.ru/70119304/> государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.[1] При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);

учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;

обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.[9]

Существующие методы тарифного регулирования можно отнести к двум укрупненным группам:

методы регулирования на основе экономически обоснованных затрат регулируемой организации. Другие его названия: регулирование стоимости обслуживания (cost-of-serviceregulation - COSR), метод «затраты плюс» (cost-plusregulation); метод регулирования необходимой валовой выручки (revenuerequirementmethod); метод регулирования нормы прибыли (rate-of-returnregulation); метод регулирования возврата на капитал (revenueassetsbase - RAB);

методы стимулирующего регулирования (incentiveregulation).

В мировой практике также известны комбинированные методы регулирования, при использовании которых компания в целом регулируется с использованием метода экономически обоснованных затрат, а отдельные элементы ее затрат - с использованием методов стимулирующего регулирования (например, стимулирование эффективного использования топлива, стимулирование сокращения капитальных затрат, «развязывание» для целей регулирования объемов продаж и величины получаемой прибыли регулируемой организации с целью стимулирования реализации программ энергосбережения у потребителей и др.).

В разных странах существуют разнообразные варианты практического применения методов регулирования, относящиеся к этим группам. Ниже рассмотрены их принципиальные особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: