Изучение типов молодежных субкультур

молодежный субкультура эмо хиппи

Феномен молодежной субкультуры является одной из проблем современной педагогики. Педагоги-теоретики и педагоги-практики исследуют данное явление с целью разработки педагогических коррекционных технологий по работе с представителями молодежных субкультур. Сложность заключается в том, что феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Их различие влечет необходимость выявления различных типов молодежных субкультур. Для того чтобы выявить сущностные характеристики исследуемого явления, ученые прибегают к типологизации субкультур, что является одним из распространенных способов изучения молодежной субкультуры.

А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности. Она выделяет общественно-политические группы (своей целью они ставят пропаганду определенных общественно-политических взглядов); радикалы (во главе стоят в основном представители старшего поколения); эколого-этические группы; группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения: панки, хиппи); нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты); группы по интересам (спортивные и музыкальные фанаты). Данная типология позволяет проследить, что является связующим звеном, объединяющим молодых людей в ту или иную субкультуру, поскольку явление молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе единомышленников и преодолеть сложность своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных. Но, с другой стороны, такая типология не охватывает всех разновидностей молодежной субкультуры.

Г.А. Нигматулина в своем исследовании предлагает типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в обществе:

)толерантные (субкультуры, отстраненные от внешнего мира и не демонстрирующие своего отношения к нему: байкеры, брейкеры, реперы);

) нигилистические (субкультуры, демонстрирующие свой собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу: мажоры, битники);

)негативно-настроенные (демонстрирующие свое отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее разрушить: хиппи, панки);

) агрессивные (представляющие активные формы протеста против существующей культуры: скинхеды).

Эта типология очень конструктивна, поскольку она позволяет выявить отношение конкретной субкультуры к обществу, а также, что представляется не менее важным, посмотреть, как осуществляется культурно-ценностный выбор людей, пред которым они оказываются в силу несформированности и неустойчивости личности человека в молодом возрасте.

Исследователь Т.В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40 - 80-е гг. XX в., не существующие в настоящее время: моды, стиляги, тедди-бойз); реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 - 90-х гг. XX, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации: хиппи, готы); современные субкультуры (зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности).

Данная типология представляется весьма ценной, поскольку она позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.

Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежных субкультур, предложенной отечественным автором С.И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет «чистые» молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для «чужих» вообще) и «смешанные» (участие в которых - не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах).

Развивая идею, положенную в основу данной типологии С.С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью «открытости» молодежных субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет «закрытые» молодежные субкультуры (членство в которых строго фиксируется); «полузакрытые» (допускающие приток некоторого количества молодых людей в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы) и «открытые» (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений, но группирующихся вокруг одного идейного центра).

Существуют и другие виды типологий. Так, Т. Исламшина делит молодежные субкультуры по ведущим ценностным устремлениям молодежи; С.С. Фролов предлагает типологизации по принадлежности, по взаимоотношениям и по степени общения молодых людей; А Башлачев делит молодежные субкультуры по степени конформности; критерий «непересекаемости молодежных миров» положен в типологию А. Тарасова и множество других.

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамичное и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могут принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам, что необходимо учитывать при осуществлении профилактической и коррекционной педагогической работе с их представителями. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен с позиции какой-то одной из типологии.



Примеры основных субкультур

Хиппи (в СССР)

 

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии - хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1960-%D0%B5> - 70-х годах <http://ru.wikipedia.org/wiki/1970-%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B> легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0>, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0> - «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0>), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82> или «Гоголя» (Гоголевский бульвар <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D1%80>), в Петербурге <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>- «Сайгон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D0%BD_(%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5)>» (кофейня на Невском <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82>), «Казань» (площадь перед Казанским собором <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5>), в Киеве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2> - Андреевский спуск <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA> и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3>, на основе английского языка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> и арго <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%BE>. Например: «ксивник» (от «ксива» - документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» - волосы), ленточка на лбу (по легенде - чтоб «не срывало крышу»), «фенечка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0>» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» друзьям, существует символика фенечек) и другие.

Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:


 

Пипл вписывается к герле. Она говорит:

 Только бэд у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?

Мэн (устало): - Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: - Ну вот, уже подписал!

- С. Печкин «100 хипповских телег» <http://pechkin.rinet.ru/x/smp/prose/hipanecdotes.htm>

 

Помимо внешней атрибутики - «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий - «аск» (от англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ask - просить, спрашивать), попрошайничество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов - играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин - хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D1%83%D1%89%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C>», субкультура <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные - «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B5%D1%8F%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, выпивоха <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и наркоман <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD>, часто аполитичный и безыдейный, - противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>», «строителя коммунизма» - опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%9F%D0%A1%D0%A1>». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> из критических статей в центральной прессе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0> начала 70-х.

Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры - это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%96>. Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в «сеть <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C>» вызвало к жизни термин киберхиппи.

Символика и культура <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%8B_(%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)> и рэперов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BF%D0%B5%D1%80>, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8> носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и иную ценность.

 


Люберы

 

Название произошло от города Люберцы под Москвой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>, где и зародилось движение. Люберы занимались культуризмом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. Враждовали с неформалами: хиппи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8>, панками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8>, металлистами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B> и т. п. Жёсткая система тренировок и последующего отбора позволила им развить высокую боеспособность.

Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы.

«Характерная униформа» люберов: широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.

Из-за ношения клетчатых брюк и кепок самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку (только узкие) переняли представители других субкультур, таких как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited <http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Exploited>).

Большинство из люберов слушало то же, что и большинство советской молодежи, то есть все, что было модно - в частности Modern Talking, итальянцев, Барыкина, Любэ, Арию, начиная с 1987-1988 годов - Кино и Наутилус Помпилиус. Песня группы ДДТ «Мама, я любера люблю» была исключительно популярна в Люберцах с момента своего появления. Пользовались популярностью всякие поздне-советские попсовые группы-однодневки (к примеру, «Ласковый бык»), а в конце 1980-х - «Сектор Газа». Были и такие, кто слушал «Зоопарк».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: