Гипотеза исследования

Мы полагаем, что существуют различия по отношению к проблемам биологической этики в моральном сознании старших школьников и студентов. Также в моральном сознании старших школьников относительно проблем биологической этики вероятны гендерные и типологические особенности.

Задачи исследования

1. Проанализировать философскую, психологическую литературу, посвященную проблеме биоэтики.

.   Рассмотреть психологические особенности старших школьников.

.   Провести констатирующий эксперимент, выявляющий особенности отношения к проблемам биоэтики старших школьников.

.   Выявить и описать общее и особенное в представлениях о проблемах биоэтики у старших школьников и студенческой молодежи.

.   Выявить особенности в представлениях о морально-этических проблемах биоэтики у мужчин и девушек школьников.

.   Выявить типологические особенности и описать их специфику.

Методологической основой исследования являетсяосновной тезис марксистской концепции, «согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся психика его социально обусловлена», т. е. развитие человека как личности происходит путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Для нашего исследования значимо понимать личность как «индивидуальное бытие общественных отношений». Соответственно, проблема морали рассматривается как проблема среды (социально-нормативного пространства), которая определяет усвоение моральных ценностей и норм.

В качестве теоретической основы исследованиявыступилпринцип изучения психических явлений, в котором выделяется моральное сознание и поведение. При этом предполагается «единство сознания и поведения, однако, не тождество…», и «…тождественные поступки могут совершаться по самым разнообразным мотивам». Соответственно, допускается возможность исследования сознания (морального) с помощью методов самооценки без регистрации поведении: «Психологическое познание - это познание психического».

Методология организации исследования. Исследование относится к эмпирическому типу знаний (количественный подход), в котором (в отличие от феноменологического, качественного или описательного) предполагается достоверный вывод. Для выявления возрастных особенностей используется метод поперечных срезов. Используется типологический подход для выявления типов в рамках одной возрастной группы.

Методы исследования

Решение теоретических задач осуществляется анализом и обобщением философской, теологической, деонтологической и медико-биологической литературы, связанной с предметом исследования. В собственном исследовании используется так называемый закрытый опросник: предлагается вопрос и несколько стандартных вариантов ответа.

Опросник состоит из двух независимых частей:

Методика «медицинская этика». В ней представлены вопросы, которые имеют отношение к морально-этическим проблемам, связанным со смертью. Вопросы были конкретизированы в следующих проблемах биомедицинской этики: пересадка донорских органов, аборты и эвтаназия (эвтаназия). Также были разобраны морально-этические проблемы воспроизводства жизни; вопросы клонирования, контрацепции, суррогатного материнства и донорства, искусственной инсеминации. Всего 24 вопроса.

Методика «экологическая этика». Среди основных проблем выделялись общие вопросы неживой и живой природы, применение природных ресурсов, загрязнение среды. Проблемы использования домашних животных, отношение к ним, и также отношение к вегетарианству рассматривались отдельно. Количество вопросов - 21.

Психометрические данные методик. Обе методики характеризуются конструктной валидностью - представлены теоретические описания диагностируемого феномена. Факторная валидность показывает, что разные аспекты морального сознания являются отдельными независимыми измерениями, относительно устойчивы, хорошо интерпретируются. Содержательная валидность - на все анализируемые структурные звенья морального самосознания есть задания. Доказана высокая дискриминативность (текущая валидность) - методики хорошо дифференцируют как возрастные, так и этнические (русских и дагестанцев) и гендерные, а также респондентов внутри однородных по составу групп. Методики репрезентативны - каждый из исследованных аспектов морального сознания представлен несколькими дескрипторами.

Достоверность результатов

Достоверность выводов обеспечивается статистическими методами обработки результатов: кластерный анализ (в нескольких вариантах), U - критерий Манна-Уитни, Х2 (Хи - квадрат). Как метод описательной статистики применялась кросс-табуляция.

Теоретическая значимость

1. Проанализирована литература по морально-этическим сторонам наиболее актуальных на сегодняшний день проблем биоэтики. Приводится сравнительный анализ концепций биоэтики и смежных понятий: «медицинская», «биомедицинская», «экологическая» этика.

2. Подтверждена гипотеза о наличии в моральном сознании старших школьников, относительно морально-этических аспектов важнейших проблем биоэтики, специфических особенностей, а также правомерность использования типологического подхода к исследованию представлений о проблемах биоэтики.

Практическая значимость работы

.   Впервые предпринята попытка эмпирическим путем изучить и описать отношение старших школьников к некоторым морально-этическим аспектам проблем биоэтики. Это дает возможность дальнейших сравнительных исследований.

.   Проанализированы и описаны возрастные, гендерные различия по рассматриваемым проблемам, а также типологические особенности.

3. Результаты, которые были получены в ходе исследования, предоставляют возможность учитывать особенности отношения школьной молодежи к проблемам биоэтики в процессе воспитательной работы и обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: