Экологическая политика НАФТА

Как известно, в тексте соглашения четко определены нормы и задачи в области охраны природы и здоровья людей. В преамбуле говорится об общих обязательствах сторон в русле политики поддерживающего развития, а конкретные вопросы отражены в четырёх статьях: меры санитарного характера и по защите растений (ст. 7б); меры по соблюдению установленных стандартов и норм (ст. 9); инвестиции в эту сферу (ст. 11) и пути разрешения возникающих споров (ст. 20).

Помимо основного, принято Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым учреждена соответствующая комиссия. Последняя призвана координировать политику стран-участниц в данной области и осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов. Комиссия состоит из совета (как основного органа), совместного консультативного комитета и секретариата.

НАФТА и упомянутое соглашение являются первым международным договором, в котором определены пути устранения негативных последствий либерализации для экологии, - по крайней мере, этот документ самый “зелёный” из всех подписанных на настоящий момент.

Но пока всё остаётся только на уровне обещаний. Усовершенствования, относящиеся к окружающей среде и здравоохраненению Мексики, часто были нерешительными. Из-за ядовитых выбросов и плохо функционирующей системы водных стоков вдоль границы увеличились случаи заболевания такими болезнями как гепатит, хроническая диарея, поражения дыхательных органов. Только малая часть из 20 млрд. долларов, доступных НАФТА, направляется на предотвращение этих проблем. 

Макиладорас

Мексиканские "макиладорас", прежде всего иностранные сборочные заводы, всегда привлекали особое внимание во время дебатов о НАФТА. Им разрешается импортировать в Мексику необлагаемые пошлиной компоненты и сырье, которые затем используются для производства экспортных товаров. Если товары экспортируются назад в Соединенные штаты, то они также освобождаются от тарифов США.

Критики все еще говорят, что макиладорас отбирают рабочие места в США, но по данным Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research) за апрель 1996, они наоборот помогают приобретать рабочие места на обеих сторонах границы.

С созданием НАФТА миллиарды долларов иностранных инвестиций полились в мексиканскую промышленность. В Тихуана находится более 600 фабрик макиладорас, пользующихся и мексиканскими и американскими торговыми привилегиями, используя больше чем 140,000 рабочих. "Мы производим товары о которых мы и не мечтали в конце 60-х, которые даже и не существовали — для компьютеров, для микропроцессоров, для медицины и многих отраслей промышленности и электроники утверждает Джон Рилей, американский бизнесмен, который управляет четырьмя заводами - макиладорас и возглавляет местную ассоциацию торговли.

Несмотря на новые технологии, увеличивающуюся сложность работы и быстрый рост производства в новых индустриальных районах Мексики, заработная плата, жизненный уровень и покупательская способность мексиканской рабочей силы на макиладорас не повысились. Мексиканские рабочие всё ещё не пользуются плодами НАФТА. Согласно мексиканской трудовой статистике и анализам американских экономистов и ученых (Харлей Шейкен из Калифорнийского Университета в Беркли), средний рабочий, занятый в мексиканской промышленности, включая высокоразвитые макиладорас, зарабатывает приблизительно в два раза меньше, чем в1980. Средняя зарплата рабочего макиладорас составляют немного больше 1 доллара в час.

Конечно, имеются некоторые известные исключения. В сборочном заводе Форда в Hermosillo, производительность достигла уровней мирового класса. Но если Hermosillo было бы нормой, а не исключением, Мексика была бы экономически эквивалентна Германии — и мексиканская почасовая заработная плата была бы не 2, а 20 долларов в час.

В то время как производительность на макиладорас в Мексике увеличивается, макиладорас не достигли южнокорейского роста производительности с двузначным числом. С1982 по 1992 гг. реальная мексиканская производительность на макиладорас увеличивалась только на 17 процентов, или менее 2 процентов ежегодно.

Вдохновлённые приближающимся устранением всех тарифов и квот, многие промышленники США перемещают свои заводы в Мексику на много быстрее, чем ожидалось. Цель этих заводов - воспользоваться преимуществом дешёвой местной рабочей силы, чтобы отправлять конечные продукты назад, на прибыльный рынок США. В результате численность эксплуатируемой рабочей силы на приграничных макиладорас увеличилась на 50 процентов. Согласно исследованиям Министерства Труда США, женщины, которые составляют более 70 процентов работников, часто вынуждены работать в тяжёлых условиях, получая всего по 4 доллара ежедневно.

Важную часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности отно­сительно защиты окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах позволяла американским и мексиканским предпринимателям производить на территории Мексики продукцию, не отвечающую экологическим стандартам США, и заполнять ею американский рынок. Чтобы положить этому конец, предусматривается уже­сточение экологических стандартов, причем каждая страна может делать это самостоятельно. То же относится и к стандартам в области охраны труда. А для того чтобы, скажем, повышение экологической «планки» не использовалось в качестве скрытого торгового барьера, стороны договорились создавать по мере необходимости двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии, призванные разрешать такие споры. Сторона, которая будет признана виновной, не обязана тут же изменять свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры вправе ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн. долл.

 

Заключение

Столкновение Мексики и Соединенных Штатов не могло быть более увлекательным. Невозможно предположить, что получится из подлинного столкновения между такими различными обществами, но ясно, что Мексика и партнеры по НАФТА - ломают голову над переформулировкой значения суверенитета. Источники и цели доктринальной концепции суверенитета обдумывались в течение многих лет, однако, суверенитет остается главным вопросом среди трех стран.

Какой суверенитет будет проявлен на международном уровне в ближайшем будущем? Конечно, это будет суверенитет, где гражданские и торговые интересы будут маневрировать в сфере, которая не имеет никакого отношения к традиционному понятию суверенитета как неприкасаемой сферы автономии страны.

НАФТА не усилила мексиканский суверенитет и также не имеет никакого отношения к борьбе за демократию в Мексике (как многие из его сторонников размышляли), и не уменьшила мексиканскую иммиграцию в Соединенные Штаты. НАФТА не улучшила благосостояние большинства, и при этом не улучшила отношения между людьми Мексики и США.

НАФТА только принесла пользу нескольким корпорациям с минимальным благоприятным воздействием на другие сектора общества. Около 300 компаний, почти все из них транснациональные, ответственны за 70 процентов экспорта. Почти все эти компании формально принадлежат государству. Таким образом, на данном этапе транснациональные компании играют существенную роль в развитии Мексики. За последние несколько лет Мексика была открыта для смешанного иностранного влияния, что в свою очередь затруднило принимать независимые решения в отношении фундаментальной политики.

Критики NAFTA обвиняют договор по причине создания бедности, загрязнения окружающей среды и безрезультатности, что на долгое время парализовало мексиканскую экономику. Но вина за ту ситуацию должна быть адресована к прошлым мексиканским правительствам, которые не сумели приемлить рыночные преобразования, которые так молнейносно сократили бедность и улучшили условия труда для миллионов в странах Юго-Восточной Азии.

Эффект передачи власти от гражданского населения к транснациональным организациям содействовал высокому уровню безработицы и политическим сдвигам. 28,000 компаний потерпели неудачу в течение этого периода, что обошлось Мексике в 2 миллиона рабочих мест также как и ликвидация почти 1 миллиона фермеров, чья продукция была вытеснена более дешевым северным импортом зерна.

Следует отметить, что в отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА оставляет Мексику без такой поддержки. Ей предстоит в одиночку справляться со стрессами, которые неизбежны в условиях форси­рованной адаптации к новой обстановке. В отличие от Мексики, например, США имеют довольно прочные гарантии в связи с вступлением в торговый договор. Так, мексиканские скважины находятся вблизи США, что обеспечивает и (относительную безопасность поставок, и существующую экономию на транспортных расходах, Понятно, что мексиканская нефть главным образом (свыше 2/3) направляется на американский рынок. Нефть - гарантия в случае возможных долговых неплатежей.)

Экспортная экспансия Мексики на рынке НАФТА вызвала болезненную реакцию в США, поскольку Мексика – третий после Японии и Канады торговый партнёр Вашингтона. Вводимые США различного рода ограничения и запреты для мексиканских конкурентов вызвали целую цепь торговых мини-войн: тунцовую, томатную, авокадовую, креветочную, цементную и т. д. Вопреки букве и духу НАФТА Вашингтон закрыл большую часть территории США для автомобильных грузовых перевозок, осуществляемых мексиканскими фирмами, что вызвало протесты официального Мехико. Поскольку дискриминационные меры Вашингтона задевают не только Мексику, но и Канаду, на третьем году действия НАФТА наметилась тенденция к образованию мини-блока двух более слабых партнёров. Для Мексики же небезосновательными кажутся и опасения того, что США и Канада будут олицетворять высокую технологию и управление, а Мексика станет поставщиком трудоёмкой продукции и дополнительным рынком сбыта – сырьевым придатком США - (например, американская ”Катерпиллар” за первый год действия соглашения удвоила свой экспорт сельскохозяйственных машин в Мексику, что привело к закрытию ряда мексиканских предприятий, неспособных конкурировать с северным гигантом). Оттеснение мексиканских предпринимателей – одна из причин растущего в стране скептицизма в отношении экономического союза.

Есть и другие причины недовольства договором: в первый же год действия соглашения негативную реакцию в Мексике вызвала «Резолюция 187», принятая в штате Калифорния и предусматривающая ограничения для нелегальных иммигрантов в области образования и здравоохранения. Прези­дент Э. Седильо высказался против этой резолюции, но, несмотря на ясное желание мекси­канской стороны, она не была осуждена на встрече в верхах, состоявшейся в декабре 1994 г. в Майами. Не меньшее разочарование вызвало интенсивное укрепление, вопреки провозглашен­ным целям НАФТА, границы с Мексикой (протяженностью свыше 3 тыс. км). Помимо ужесточения таможенного контроля здесь были поставлены плотные металлические решетки («и мышь не проскочит»), в невиданных размерах задействованы приборы ночного видения, наземные сенсорные устройства, вертолеты.

Тем не менее, с помощью НАФТА Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.

Немаловажную роль играют соображения, связанные с повышением национального прес­тижа. Мексика – полуиндустриальная, полупериферийная страна, вступает в союз с двумя членами «большой семерки», с главным финансово-индустриальным центром, с супердержавой. Такая ассоциация была призвана укрепить позиции Мексики в международных отношениях, особенно после окончания «холодной войны» и перегруппировки сил в мире. Благодаря НАФТА Мексика становится членом крупнейшего в мире и в то же время самого узкого по числу членов торгово-экономического блока с суммарным населением около 375 млн. человек и совокупным ВВП около 7 трлн. долл.

А перемены эти, по-видимому, не за горами. Чили еще в 1993 г. заявила о намерении присоединиться к НАФТА и заручилась обещанием Дж. Буша, что она будет первой на очереди, поскольку этот тройственный договор открыт для присоединения других государств. В начале 1994 г. зондаж в том же духе провела Аргентина. Наряду с индивидуальными странами-претендентами не исключены и целые блоки латиноамериканских государств, уже объединенных между собой теми или иными торгово-политическими союзами. Речь идет, например, о коллективном присоединении к НАФТА амбициозного Южноамериканского общего рынка в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).

Таким образом, уже в ближайшие годы в западном полушарии грядут большие сдвиги торгово-политического характера, которые, несомненно, повлияют на всю геоэкономическую и геополитическую ситуацию на планете.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: