Понятие и функции управления. Законы управленческой деятельности

Управление – вид деятельности по руководству людьми. Система управления состоит из субъекта и объекта управления. Субъект управления – это совокупность различных органов управления и управленческих работников. Объект управления представляет собой все то, на что направлено воздействие субъекта управления (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.). Функции управления - самостоятельные группы работ, которые необходимо выполнять для эффективного управления. Планирование – это процесс принятия управленческих решений относительно того, что делать, как делать, кому и когда делать. Организация представляет собой деятельность по созданию целостной системы рационального соединения и использования земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также работу по формированию органов управления. Регулирование – это функция управления, которая обеспечивает функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. Мотивация – побуждение работников к трудовой деятельности, направленной на достижение целей организации. К онтроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Координация – обеспечение согласованной и слаженной работы производственных и функциональных подразделений предприятия. Нормирование – процесс разработки научно-обоснованных величин (норм), устанавливающих количественную и качественную меру различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика. (разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия).

2. Закон неадекватности взаимного восприятия. (человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека).

3. Закон неадекватности самооценки. (при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей).

4. Закон искажения информации. (управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз»)

5. Закон самосохранения. (одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства).

6. Закон компенсации. (человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области).

 

Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель.

Лидер – член группы, кот. в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на ост. участников. Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается неофициально, благодаря особенностям личности. Руководитель (менеджер) – это опред. категория специалистов, кот. осуществляют работу по управлению.

Проф. качества личности руководителя:Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; спос-ть быстро, гибко и эффективно исп. свои знания и опыт в решении практических задач. Эффективность управленческой работы зависит как от умения работать с инфо-й, так и от умения общаться с людьми. Соц. интеллект — спос-ть понимать чувства др. людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкр. человека. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при пом. общения атмосферу, наиболее благоприятную успеху дела. Адекватная самооценка — выражается в спос-ти к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Проф. знания. Наряду с необх. знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о спец. вопросах.

 

 

Стили управления их характеристика.

Стиль управления – манера поведения руководителя по отнош. к подчиненным и выполняемой деят-ти.

Стили управл.: 1. Авторитарный (директивный, диктаторский). Жесткое, единоличное приятие решений, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет пост. контроля этот стиль управл. обеспеч. приемлемые результаты работы. Ннедостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы подчиненных; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологич. климат. 2. Демократический (коллективный). Р ешения приним. на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролир. и руководителем и сотрудниками, руководитель проявляет интерес и внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. 3. Либеральный, попустительский. «Максимум демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального согласования позиций не стремятся достичь), «минимум контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией), результаты работы низкие, психологич. климат в коллективе неблагоприятный, нет стимула трудиться. 4. Коучинговый. Коучинг – один из методов активизации потенциала чел-а как в бизнес среде, так и в индивид. работе. Коучинг направлен на орг-цию поиска максимально эффективных путей достижения целей компании и воплощение их в жизнь самими сотрудниками. При этом происх. и развитие сотрудников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: