Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогические технологии используются на трëх уровнях:
· общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
· частнометодический (предметный) уровень - это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
· локальный (модульный) уровень - технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.
|
|
Социальные технологии существенно отличаются от промышленных. Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологичных процессов и операций.
Социальные технологии более гибки и не так жестко детерминированы. В социальных технологиях большую роль играет обратная связь.
На примере технологии обучения, мы видим, что преподаватель периодически контролирующий процесс обучения, выявляет студентов которые трудно усваивают материал. Он проводит с ними дополнительную работу для подтягивания до общего уровня, т.е. он повторяет элементы технологического процесса обучения. Но здесь наблюдается выборочное повторение отдельных процессов обучения. Выборка идет по двум параметрам:
· по участникам процесса (наиболее слабые);
· по элементам процесса (повторяют только те темы, которые плохо усвоены).
Гибкость социальных технологий состоит в их приспособлении к любым условиям, их способности корректирования недостатков отдельных процессов и методик технологического процесса в целом. Социальные технологии более сложны по организации и проведению, т.е. они технологии более высокого уровня организации. Социальные технологии есть комплекс методов, процедур предлагаемых людям с целью улучшения их труда.
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
|
|
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
· по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
· по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
· по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
· по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;
· по подходу к ребёнку:
Технологии традиционной классно-урочной системы
Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:
· в группы (классы) постоянного состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания;
· основной формой обучения является урок - отрезок обучения в 40-45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса;
· все содержание образования делится на отдельные дисциплины;
· весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
· учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.
Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения - сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки.