Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - то побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность. Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.
Компонентами мотивационной сферы обучаемого выступают: мотивы, цели, эмоции, интересы.
При этом учебная мотивация представляется следующими группами мотивов:
· внешними и внутренними, познавательными и социальными, двумя структурными комплексами нервной системы человека: системой избегания неудач (волевыми) и системой приближения успеха (эмоциональными). Кроме этого существуют:
· игровые мотивы, мотивы, связанные с получением оценки окружающих (позиционные мотивы).
Мотивационная сфера обучения обучающихся определяется следующими понятиями:
Смысл учения - внутреннее отношение обучающегося к учению
Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей - это направленность обучающегося на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощается мотивы обучения.
|
|
Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучающихся, они сопровождают процесс обучения и предшествует ему.
Интересы - познавательно - эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Есть несколько различных способов активизации занятий:
· проблемное изложение, комментирование упражнений, самостоятельная работа обучающихся, познавательная коллективная деятельность, творческая работа обучающихся, игровые приёмы и методы обучения, введение в занятие занимательного материала.
Одним из важных элементов процесса активизации деятельности обучающихся являются занятия нетрадиционной формы.
Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными. Самые распространённые из них это:
· занятия, основанные на идеях соревнования:
викторина, конкурс, турнир, дидактическая игра, аукцион, познавательная игра
· занятие, основанное на межпредметных связях: экскурсия;
· занятия, основанные на методах общественной практики и коллективной работе
· занятия нетрадиционной организации учебного материала: презентации, мультимедиа;
· занятие, основанное на фантазии педагога и обучающихся: сказка, сюрприз, спектакль
· занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, конференция;
|
|
· занятие, основанное на создании особой психологической атмосферы, смягчающей и раскрепощающей взаимные отношения: встреча, гостиная, чаепитие, посиделки, тренинг;
· занятие, основанное на свободном обмене мнений на разные темы в дружеской обстановке: диспут, час вопросов и ответов, дискуссия, час общения;
· занятие, основанное на творческом отчёте коллектива, обсуждении плана на будущее, создании атмосферы дружбы, взаимопонимания, формировании умения взаимодействовать с людьми: фестиваль, концерт, выпускной ринг, выставка, ярмарка, защита реферата, день открытых дверей, бенефис.
Таким образом, мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений, готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.
Технологии индивидуализации и дифференциации обучения
Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности.
Дифференциация - разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.
Основные компоненты дифференциации:
· Учет индивидуально-типологических особенностей личности;
· Группирование учащихся;
· Различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Дифференциация:
· по возрастному составу;
· по полу;
· по области интересов;
· по уровню умственного развития;
· по уровню достижений;
· по личностно-психологическим типам.
Технологии индивидуализации обучения, которые применяются в профессиональном образовании:
· Технология модульного обучения.
· Технология открытого обучения.
Технологии дифференцированного обучения, разрабатываются в рамках различных форм дифференциации:
· Внешняя дифференциация
· Внутренняя дифференциация
Внешняя дифференциация (с выделением стабильных групп для отдельного обучения)
· Элективная (гибкая): Свободный набор дисциплин на базе инвариантного ядра, спецкурсы по выбору
· Селективная (жесткая): Группы специализаций, группы базового уровня обучения (стандарт), группы повышенного уровня.
Внутренняя дифференциация (осуществляется в неоднородной по составу студенческой группе без выделения стабильных подгрупп)
· Дифференцированный подход
· Уровневая дифференциация: Уровень обязательной профессиональной подготовки, уровень повышенной подготовки.