Технологии формирования мотивации деятельности учащихся

 

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - то побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность. Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Компонентами мотивационной сферы обучаемого выступают: мотивы, цели, эмоции, интересы.

При этом учебная мотивация представляется следующими группами мотивов:

· внешними и внутренними, познавательными и социальными, двумя структурными комплексами нервной системы человека: системой избегания неудач (волевыми) и системой приближения успеха (эмоциональными). Кроме этого существуют:

· игровые мотивы, мотивы, связанные с получением оценки окружающих (позиционные мотивы).

Мотивационная сфера обучения обучающихся определяется следующими понятиями:

Смысл учения - внутреннее отношение обучающегося к учению

Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей - это направленность обучающегося на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощается мотивы обучения.

Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучающихся, они сопровождают процесс обучения и предшествует ему.

Интересы - познавательно - эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Есть несколько различных способов активизации занятий:

· проблемное изложение, комментирование упражнений, самостоятельная работа обучающихся, познавательная коллективная деятельность, творческая работа обучающихся, игровые приёмы и методы обучения, введение в занятие занимательного материала.

Одним из важных элементов процесса активизации деятельности обучающихся являются занятия нетрадиционной формы.

Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными. Самые распространённые из них это:

· занятия, основанные на идеях соревнования:

викторина, конкурс, турнир, дидактическая игра, аукцион, познавательная игра

· занятие, основанное на межпредметных связях: экскурсия;

·   занятия, основанные на методах общественной практики и коллективной работе

·   занятия нетрадиционной организации учебного материала: презентации, мультимедиа;

·   занятие, основанное на фантазии педагога и обучающихся: сказка, сюрприз, спектакль

·   занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, конференция;

·   занятие, основанное на создании особой психологической атмосферы, смягчающей и раскрепощающей взаимные отношения: встреча, гостиная, чаепитие, посиделки, тренинг;

·   занятие, основанное на свободном обмене мнений на разные темы в дружеской обстановке: диспут, час вопросов и ответов, дискуссия, час общения;

·   занятие, основанное на творческом отчёте коллектива, обсуждении плана на будущее, создании атмосферы дружбы, взаимопонимания, формировании умения взаимодействовать с людьми: фестиваль, концерт, выпускной ринг, выставка, ярмарка, защита реферата, день открытых дверей, бенефис.

Таким образом, мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений, готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.

 

Технологии индивидуализации и дифференциации обучения

Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности.

Дифференциация - разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.

Основные компоненты дифференциации:

· Учет индивидуально-типологических особенностей личности;

·   Группирование учащихся;

·   Различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Дифференциация:

· по возрастному составу;

·   по полу;

·   по области интересов;

·   по уровню умственного развития;

·   по уровню достижений;

·   по личностно-психологическим типам.

Технологии индивидуализации обучения, которые применяются в профессиональном образовании:

· Технология модульного обучения.

·   Технология открытого обучения.

Технологии дифференцированного обучения, разрабатываются в рамках различных форм дифференциации:

· Внешняя дифференциация

·   Внутренняя дифференциация

Внешняя дифференциация (с выделением стабильных групп для отдельного обучения)

· Элективная (гибкая): Свободный набор дисциплин на базе инвариантного ядра, спецкурсы по выбору

·   Селективная (жесткая): Группы специализаций, группы базового уровня обучения (стандарт), группы повышенного уровня.

Внутренняя дифференциация (осуществляется в неоднородной по составу студенческой группе без выделения стабильных подгрупп)

· Дифференцированный подход

·   Уровневая дифференциация: Уровень обязательной профессиональной подготовки, уровень повышенной подготовки.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: