Педагог как субъект педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие - универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников.

Специфика педагогической задачи состоит в том, что результатом её решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определённых свойств, качеств, овладение способами действия.

Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием. Иначе говоря, педагог в таких отношениях выступает субъектом, а воспитанник - объектом, а сами отношения являются субъект-объектными.

При чёткой организации педагогическое воздействие даёт хороший эффект, однако имеет существенный недостаток: оно крайне неэффективно для формирования самостоятельности, творчества, инициативы, активной жизненной позиции - тех качеств, без которых немыслима свободная саморазвивающаяся личность (а именно такая личность является целью современного воспитания).

Педагогическое взаимодействие - это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника оба они являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер

В основе сотрудничества педагога и ученика лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля педагогического управления. Оптимальным вариантом педагогического взаимодействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта: педагог помогает ученикам в их разностороннем развитии, но и ученики стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование как в профессиональном, так и общечеловеческом плане.

Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов

Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально-личностным качествам педагога, чем реализация педагогического воздействия.

Профессионально-личностные качества педагога:

· педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

·   эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ученика, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

·   педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие учеников, коллег по работе;

·   педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ученика, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

·   педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ученика, в результативность образовательной работы;

·   культуру профессионального общения;

·   педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Педагогические способности - обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей личности учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

Педагогическая эрудиция - важнейшее условие педагогического мастерства.

Эрудиция подразумевает ученость, начитанность, основательное знание предмета.

Индивидуальный стиль работы - совокупность задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частных особенностей, например ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя.

Стили обучения:

· эмоционально-импровизационный стиль

·   эмоционально-методичный стиль

·   рассуждающе-импровизационный стиль

·   рассуждающее-методичный стиль

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: