Проблема формирования профессиональной мотивации и профессиональное самоопределение обучающихся

 

Для формирования профессиональной мотивации взято утверждение В.П. Беспалько, отмечающего, что «под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость овладения ими на творческом уровне. Это устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. А в противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».

Первое условие - ориентир на профессионально-личностное саморазвитие, как процесс целенаправленного качественного самоизменения личностной сферы человека, обеспечивающего саморазвитие личности воспитанника. Профессионально-личностное саморазвитие представляет собой взаимосвязь четырех компонентов: самоосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления. Саморазвитие позволяет современному человеку выстраивать перспективы профессионального и личностного самосовершенствования и грамотно определять новые цели и задачи в профессиональной деятельности.

Второе условие - индивидуально-творческий подход, который предполагает непосредственную мотивацию профессиональной деятельности через развитие творческих возможностей личности, создание условий для ее самореализации. Индивидуально-творческий подход, по мнению В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова, выступает технологическим принципом гуманизации профессиональной подготовки. Он позволяет включить механизм общего и профессионального саморазвития, а потому связан с изучением и развитием непосредственной мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, обучением их организации самодвижения к конечному результату. Е.Н. Шиянов показывает, что саморазвитие личности находится в зависимости от того, в какой степени образовательный процесс направлен на индивидуализацию и развитие творческой активности личности. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.

Профессиональное самоопределение - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Профессиональное самоопределение - это поиск себя в профессии.

Профессиональное самосознание - совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, чувствах, профессиональных интересах, способностях, своей оценки внешнего мира и других людей, своего положения в системе производства и производственных отношений.

Профессиональное самосознание осуществляется через сознание своей профессиональной деятельности, но и прежде всего через осознание других людей, их реального взаимоотношения с внешним миром. Осознавая другого человека, воздействующего на внешний мир и изменяющего этот мир, человек приходит к осознанию себя как субъекта профессиональной деятельности. В основе данного процесса лежит познавательная деятельность человека, связанная с оценкой профессиональной деятельности других людей, которые в свою очередь также оценивают его деятельность.

Концепция профессионального становления и развития личности мастера производственного обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: