Раздел 3. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «табарсук»

 

3.1 Прогноз социально - экономического развития

 

Прогноз социально-экономического развития предполагает соответствие требованиям федерального и областного законодательства на основе прогнозных материалов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования.

В качестве основных положений прогноза можно отметить сохранение и нарастание темпов роста экономики и инвестиций, и на базе этого поддержание темпов роста доходов граждан.

При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и внутрироссийские факторы.

К положительным внешнеэкономическим факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на нефть и газ, улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.

Положительными внутрироссийскими факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Отрицательные: ухудшение ситуации для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.

Основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Табарсук»

) обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;

) модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным жильем;

) реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения поселения;

) повышение эффективности использования муниципальной собственности, земли и недвижимости;

) создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;

) сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности;

) обеспечение экологической и общественной безопасности жизни горожан.

Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования в 2010 году составляет 980.чел. Прогнозируется увеличение рождаемости, так на конец 2011 года численность постоянного населения стала 1003 чел., и против 880 чел. в 2008 году.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования:

объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности;

прогнозируется рост промышленного производства. В структуре видов производств будут доминировать сельское хозяйство;

объем инвестиций, направляемых на развитие сельского хозяйства, составит около 50% общих объемов инвестиций, они позволят ввести новые производственные площади и внедрить новые технологии.

Задача органов местного самоуправления, используя накопленный потенциал, грамотно выстроить свою работу с тем, чтобы повысить уровень предоставления населению услуг во всех сферах жизнедеятельности, обеспечить дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие на территории муниципального образования и реализацию приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, активизировать все факторы, обеспечивающие условия роста валового муниципального продукта, сбалансированного решения узловых проблем муниципального образования. Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития будет обеспечено согласованными действиями всех звеньев местного самоуправления в соответствии с установленными приоритетами.

 

3.2 Прогноз развития основных отраслей экономики

 

Стратегической целью на ближайшие пять лет для муниципального образования является - достижение его экономической самодостаточности для решения в полной мере вопросов местного значения.

Данная цель может быть достигнута путём решения следующих стратегических задач, решение которых должно дать первые сдвиги уже в первый год исполнения плана развития:

1. Увеличение в два раза производимого валового продукта на территории МО.

2. Обеспечение занятости населения на уровне 80%.

.   Увеличение бюджета муниципального образования в четыре раза.

.   Привлечение семей молодых специалистов.

.   Создание ряда малых предприятий.

Межпоселенческая территория муниципального образования составляет 12,8 тысяч гектаров. Экономика муниципального образования представлена ограниченным количеством предприятий, в том, числе сельскохозяйственных. Среди них: КФХ Демиденко - 8 человек, КФХ Тугарин - 8 человек, КФХ Герасин - 10 человек, 4 торговых предприятия в виде небольших продовольственных магазинов.

Другие сельскохозяйственные предприятия - КФХ занимаются исключительно производством зерна:

КФХ Тугарин с площади 1010га в 2010г. собрал 1200т зерна.

КФХ Демиденко ежегодно сеет 100га площади пшеницей для производства муки на собственную пекарню, которая производит ежедневно 500кг хлеба.

Особую роль в развитии экономики МО играет КФХ Герасин А.В. ежегодно сеет 1500 га собрал зерна 1600 т, работники которого занимаются сбором молока у населения и тем самым происходит стимулирование развития личного подсобного хозяйства, при этом закуп молока охватывает ещё три соседних муниципальных образований: МО «Могоёнок», МО «Егоровск» и МО «Бахтай». На территории МО «Табарсук» собирается более 300 литров молока в день, что приносит населению дополнительный доход боле 45 тысяч рублей в месяц.

Развитие какой-либо предпринимательской деятельности со стороны населения предвидится слабо по ряду уже представленных ранее причин. Инициатором предпринимательской деятельности может выступить лишь сама администрация муниципального образования активно навязывая данный род деятельности некоторым жителям, способствуя кредитованию таких людей, помогая продвигать проблемы их предпринимательской деятельности.

Как раннее было сказано, МО занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе, поэтому особое внимание следует уделить именно повышению объемов сельскохозяйственной продукции и животноводства. С целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных, реализуется целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Аларский район на период 2011-2015 годы», в плане мероприятий которой приобретаются телята мясомолочного и мясного направления с целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных.

Создание условий для развития промышленности и коллективного сельского хозяйства:

во-первых увеличит поступления денежных средств в бюджет,

во-вторых, создаст оплачиваемые рабочие места, среди которых потребуются и специалисты. Приход молодых специалистов косвенно поможет решить проблему демографического спада в МО, как это было в конце 80-х годов в с.Табарсук, наличие когорты просвещённых молодых людей потянет за собой местную молодёжь и отвлечёт от пьянства, привьёт ей новые интересы. Занятое на рабочих местах население более управляемое, поэтому это позволит насаждать участие в культурно-спортивных и массовых мероприятиях, которое постепенно перерастёт в собственное желание заниматься такого рода досугом.

Создание предприятия жилищно-коммунального хозяйства позволит решить ряд всеобщих для населения проблем. При этом деятельность данного предприятия должна базироваться на трёх составляющих: платные услуги, целевые взносы по решению схода граждан, поддержка из бюджета, доля которой должна снижаться с каждым последующим годом по мере роста доходов населения способного оплачивать платные услуги. Создание такого хозяйства упирается в проблему оснащения его техникой

Открытие разработок месторождения угля возле с.Табарсук предприятием «Черемховуголь» предоставит перспективы создания подсобного хозяйства для данного предприятия, куда будут привлечены молодые специалисты из сельхозакадемии. Дополнительно администрацией муниципального образования в сообществе с уже имеющимися предпринимателями могут быть созданы новые малые предприятия на правах долевого участия. На волне разработки месторождения угля вблизи села Табарсук возникает ещё и экологическая проблема, которая состоит в потере чистой питьевой воды, запылённости атмосферы. Решение этой проблемы возможно частично в переговорном процессе с руководством угольного разреза и выполнения ими всех экологических требований.

Потенциал для развития муниципального образования «Табарсук» достаточно большой и содержится в его выгодном географическом расположении, материально-ресурсной обеспеченности, наличии рабочей силы, обширности земель сельхозназначения.

На территории муниципального образования «Табарсук» имеется достаточно сооружений, которые возможно использовать под промышленные площадки. Неоднократно к населённым пунктам проявлялся интерес со стороны бизнеса с других территорий, но по ряду обстоятельств вложения капитала не происходило.

 

3.3 Прогноз социального развития

 

С целью обеспечения эффективного социального развития муниципального образования «Табарсук», для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Табарсук» на 2011 - 2015 годы определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Главной целью стратегии является определение основных направлений развития муниципального образования «Табарсук», обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.

Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляет предприятий производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.

Целью социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.

Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти в период до 2015 года предстоит решить следующие основные задачи:

- создание эффективной системы муниципального управления;

- определение точки роста, способной создать импульс для развития экономики территории;

- повышение и стимулирование инвестиционной привлекательности с целью привлечения в экономику муниципального образования инвестиций;

- формирование условий и стимулов для дальнейшего развития малого предпринимательства;

- рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

- создание новых рабочих мест, содействие решению проблемы занятости.

Цель политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологии - повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала территории.

Главной задачей в сфере природопользования и экологии является рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Для этого необходимо:

- содержание и очистка мест хранения твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов;

- строительство полигона твердых бытовых отходов;

- выполнение мероприятий по приведению в безопасное состояние гидротехнических сооружений;

- организация экологического воспитания в школьных и дошкольных учреждениях;

- осуществление мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды;

- проведение лесовосстановительных и лесоохранных мероприятий.

Цели политики в сфере труда и занятости:

- формирование условий для занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- согласование интересов работников и работодателей, предупреждение коллективных трудовых споров.

Основные задачи:

- Сокращение уровня безработицы в условиях ограниченных экономических и финансовых возможностей, проведение активной политики предотвращения массовых высвобождений;

- создание условий для трудоустройства безработных граждан;

- смягчение последствий безработицы;

- обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;

- ориентация экономически активного населения на новые формы занятости и трудовых отношений;

- создание во внебюджетном секторе экономики системы гарантий минимального уровня заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства;

- создание эффективной системы управления условиями и охраной труда;

- развитие системы социального партнерства.

Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:

- разработку и реализацию муниципальных, программ содействия занятости населения с учетом рынка труда, принятие мер по выводу муниципального образования из критической ситуации на рынке труда;

- разработку и реализацию программы общественных работ;

- совершенствование профориентационных услуг, в том числе для выпускников общеобразовательной школы, расширение объемов и видов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с требованиями рынка труда;

- поддержку частного предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, развитие фермерства, самозанятости;

- обеспечение согласованности действий службы занятости с органами муниципальной власти, а также работодателями в решении проблемы занятости населения;

- повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса.

Основная цель в сфере образования - создание условий для реализации социальных гарантий человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности и государства.

Задачами муниципальной политики в сфере образования являются повышение качества образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Основные усилия по реализации политики в области общего образования должны быть направлены на:

- обновление содержания и структуры общего образования;

- введение новых образовательных стандартов общего среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;

- расширение вариативности образовательных программ;

- совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам;

- развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования с использованием современных учебников, наглядных пособий и информационных технологий и повышение на этой основе качества образования

- расширение практики программно-целевого планирования бюджетных, направляемых на развитие образования, включая информатизацию отрасли, развитие учебно-лабораторной базы.

Целью в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.

Основными задачами здравоохранения являются:

- обеспечение гарантий на оказание медицинской помощи и создание благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения;

- приведение инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными потребностями населения в медицинской помощи;

- совершенствование системы защиты прав граждан на получение своевременной качественной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

- решение наиболее острых социально-медицинских проблем (венерические заболевания, туберкулез, инфекционные заболевания и т.д.);

- повышение экономической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.

Для этого необходимо:

- развить систему профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан, совершенствовать лечебно-профилактическую помощь матерям и детям;

определить приоритетность профилактических и реабилитационных мероприятий в учреждениях муниципальной системы здравоохранения для снижения заболеваемости и смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

Стратегической целью на ближайшие пять лет для муниципального образования является - достижение его экономической самодостаточности для решения в полной мере вопросов местного значения.

Прогноз поступления денежных средств(тыс.руб.) в бюджет МО на 2011-2015 гг. показан в таблице 3.

 

Таблица 3- Прогноз поступления денежных средств

Наименование доходов 2011г. 2012г. 2013г. 2014г 2015г
Налоговые и неналоговые доходы 651,00 690 731 774 820
Налоги на прибыль 425,10 451 477 505 535
Налоги на имущество 174,20 185 196 207 219.3
Земельный налог 169,20 179 190 201 213
Безвозмездные поступления 1384,9 1467 1554 1646 1743
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 657,20 696 738 781 827
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 683,00 723 766 812 859
Всего доходов 2035,9 2158 2285 2420 2563

 

Из таблицы мы видим, что идет нарастание поступления денежных средств в бюджет МО «Табарсук». Преобладают безвозмездные поступления из федерального и областного бюджетов.

На территории МО «Табарсук» разработаны и действуют муниципальные целевые программы:

-  Целевая программа мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Табарсук» на период 2011 - 2013 годы. Источником финансирования является бюджет муниципального образования «Табарсук» и предполагается затратить 15 тыс. руб. Ожидаемые конечные результаты: - совершенствование форм и методов работы органов местного самоуправления по профилактике терроризма и экстремизма, проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории муниципального образования; - распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных учреждений; - гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности; - формирование нетерпимости ко всем фактам террористических и экстремистских проявлений, а также толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; - укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности;

-  Программа «Развитие внутрипоселенческих автомобильных дорог МО «Табарсук» на 2012-2015 годы».Общий объем финансирования Программы составляет - 4955,90тыс. руб. Реализация мероприятий Программы приведет к достижению следующих результатов: протяженность участков автомобильных дорог, на которых выполнен капитальный ремонт с целью доведения их до нормативных требований - 9,28км; содержание и ремонт автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности.

-  «Программа социально-экономического развития «Табарсук» на 2011-2015 г.г.». В таблице 4, указанной ниже, рассмотрены различные источники финансирования этой программы по годам.

 

Таблица 4- Источники финансирования

Года

Источник финансирования, тыс.руб.

  Всего по источникам районный бюджет федеральный бюджет областной бюджет собственные средства привлеченные средства
2011 3932,2 132,1 600,0 1142,5 307,6 1750,0
2012 4870,2 2539,1 525,0 842,5 188,6 775,0
2013 2291,2 164,1 500,0 1042,5 159,6 425,0
2014 1617,2 164,1 0,0 842,5 160,6 450,0
2015 1684,2 179,1 0,0 842,5 162,6 500,0
Всего 14395,0 3178,5 1625,0 4712,5 979,0 3900,0

 

Наибольший удельный вес в 2011 году составил областной бюджет и привлеченные средства. Однако в с 2012 году преобладает районное финансирование, в 2013 г. и в последующих годах вновь увеличатся поступления из областного бюджета.

Программа реализуется на действующей нормативно-правовой базе, основанной на Конституции Иркутской области, законах Иркутской области, указах Губернатора Иркутской области и постановлениях Правительства Иркутской области, нормативно-правовых актах муниципального образования «Аларский район» и муниципального образования «Табарсук» по вопросам решения актуальных проблем социально-экономического развития Иркутской области и муниципальных образований.

Основные принципы реализации Программы:

- приоритет в обеспечении конституционных прав и свобод граждан, решении самых насущных проблем жизнедеятельности населения;

- принцип прозрачности и гласности реализации программы;

-   принцип ответственности за выполнение мероприятий;

    принцип комплексности - нацеленность на все стороны общественного развития, принцип реалистичности.

    муниципальное образование «Табарсук», являясь исполнителем Программы, осуществляет:

    текущее управление реализацией Программы и координацию действий государственных заказчиков по реализации мероприятий;

    подготовку предложений по созданию и привлечению хозяйствующих субъектов для реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

    анализ количественных и качественных параметров состояния и развития экономики поселения и подготовку соответствующих предложений;

    разработку комплекса мер по привлечению финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для решения поставленных задач;

    формирование бюджетных заявок на финансирование объектов и других мероприятий Программы из областного, районного бюджета и бюджета муниципального образования;

    контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, предназначенных на реализацию Программы.

Муниципальное образование обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных Программой на текущий год путем уточнения в ежегодных программах социально-экономического развития муниципального образования.

Средства бюджета муниципального образования, направляемые на финансирование мероприятий программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии решения об утверждении бюджета муниципального образования.

Реализация Программы осуществляется с применением системы муниципальных контрактов, заключаемых муниципальными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий.

Заказы на строительство объектов для муниципальных нужд размещаются муниципальными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.

Осуществление контроля за ходом реализации Программы заключается в реализации следующих этапов:

- ежеквартальный сбор и анализ показателей социально-экономического развития поселения;

-   осуществление корректирующих мер по реализации программных мероприятий, направленных на изменение их содержания;

    предоставление информации в Министерство экономического развития и внешних связей Иркутской области для осуществления общего мониторинга территориального развития в разрезе муниципальных образований и обеспечения взаимодействия с целью комплексного регулирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Текущие задачи, и в том числе задачи ресурсного обеспечения, решаются в процессе подготовки и выполнения Программы. Привлечение ресурсов для комплексного развития обеспечивается через выполнение специальных муниципальных проектов и программ, входящих в общую программуразвития.


Раздел 4. Правовое обоснование

 

Муниципальное образование «Табарсук» расположено в лесостепной зоне, на территории Аларского района Иркутской области.

Муниципальное образование «Табарсук» наделено статусом сельского поселения в соответствии с п.2 ст.1 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа «О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского Бурятского округа» от 30 декабря 2004 г. №67-ОЗ (с изменениями от 25 марта 2005 г.) и согласно п.16 ст.1 этого закона образовано муниципальное образование «Табарсук» с административным центром в селе Табарсук.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституция, законы и иные нормативные правовые акты Иркутской области, Устав муниципального образования «Табарсук», решения, иные муниципальные нормативные правовые акты.

В соответствии и на основании п. 4 ст. 44 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ Федеральных законов №198 от 27.12.2005 г., №199 от 31.12.2005 г., №149-ФЗ от 31.12.2005 г., заключения Главного управления Минюста РФ по Сибирскому Федеральному округу.

Устав зарегистрирован Главным Управлением Министерством юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу без изменений 17 апреля 2006г.

Преследуемые цели: обеспечивать защиту прав и свобод граждан, проживающих на территории МО «Табарсук»; разрабатывать проекты и планы развития муниципального образования; улучшение благосостояния жителей села; создать условия для развития предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса.

Перед МО «Табарсук» поставлены следующие задачи:

Формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования, контроль за исполнением данного бюджета.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

Функции: МО использует имущество и денежные средства для достижения целей, определенных Уставом. Имущество является муниципальной особенностью. Муниципальное образование осуществляет в пределах установленных законом и в соответствии с целью своей деятельности права владения, пользования и распоряжения ими. Имущество и средства отражаются на балансе и используются в соответствии с действующим законодательством.

Высшим должностным лицом является Глава муниципального образования «Табарсук». На основании Устава глава местного самоуправления избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию, а представительный орган избирает из своего состава председателя. Глава осуществляет свою деятельность, пределы его компетенции определяются условиями договора.

Контроль за распоряжением, средствами МО осуществляют Финансовое управление Администрации МО «Аларский район», налоговые органы.

Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), которое осуществляется при наличии их государственной регистрации. Все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе, постановления и распоряжения главы муниципального образования принимаются на основе и в соответствии с Уставом. Правовые акты главы муниципального образования, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые (изданные) ими до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей Уставу.

Муниципальная должность предусмотрена Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществлением этих полномочий, (ст.1, 2 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации;).

Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющей выборной.

Муниципальная служба осуществляется на штатных должностях в аппаратах органов местного самоуправления.

Структура муниципальной службы определяется муниципальным образованием самостоятельно через нормативные правовые акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления. Основные положения об организации муниципальной службы излагаются в Уставе муниципального образования в соответствии с Законом.

Трудовые отношения на предприятии регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. С персоналом заключается Трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

В трудовом договоре обязательно указываются сведения о сторонах договора: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших договор.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Перечень существенных условий трудового договора предусмотрен ст. 57 ТК РФ. В трудовом договоре указаны фамилия, имя, отчество работника, наименование структурного подразделения и должности, на которую принимается работник, а также разряд и квалификационная категория.

Пункт 1.3. Вид договора, регламентируется ст. 58 ТК РФ, согласно которой договором, на неопределенный срок, считается договор, в котором не оговорен срок его действия, а также, если ни одна из сторон не потребовала расторжения договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу. Срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Пункт 2. Испытание при приеме на работу. Данный пункт регламентируется ст. 57, 70, 71 ТК РФ в которых предусматриваются условия об испытаниях, в зависимости от специфики трудовой деятельности, которые могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Пункт 3. права и обязанности сторон. Содержание данной части Трудового договора также определяется ст. 57 ТК РФ, так как права и обязанности сторон являются существенными условиями Трудового договора.

Пункт 3.1. определяет права и обязанности работника.

Пункт 3.1.1. регламентирует права работника согласно Трудового кодекса РФ, а именно:

заключение (ст. 63, 64 ТК РФ), изменение (ст. 73 ТК РФ) и расторжение (ст. 77, 80 ТК РФ) Договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, и иными федеральными законами. Так, согласно ст. 80 ТК РФ, работник вправе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя письменно за две недели. По соглашению сторон между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока, предупреждения об увольнении;

рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и Договором. Данный пункт регламентируется ст. 219-225 ТК РФ, согласно которым, работник имеет право:

) на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья;

) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности;

) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя и другие права на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Данная часть Договора регламентируется ст.136 ТК РФ «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы»;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 91 ТК РФ), сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников (ст. 92 ТК РФ), предоставлением еженедельных выходных дней (ст. 106-110 ТК РФ), нерабочих праздничных дней (ст. 112- 113 ТК РФ), ежегодных отпусков (ст. 114-119 ТК РФ);

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Данный пункт Договора регулируется ст. 197 ТК РФ, согласно которой указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов (ст. 370 ТК РФ);

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовом кодексом и иными федеральными законами. Данный пункт определяется ст. 381-398 ТК РФ о порядке рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также ст. 409-417 ТК РФ, регулирующих право на забастовку;

возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, компенсацию морального вреда (ст. 234-237 ТК РФ).

Пункт 3.2. Трудового договора определяет обязанности работника в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него должностными инструкциями и договором. Данный пункт регламентируется ст. 57 ТК РФ, так как данные условия являются существенными;

соблюдать трудовую дисциплину. Данная часть Договора определяется ст. 189 ТК РФ, согласно которой, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Кроме того, данный пункт регламентируется ст. 190-195 ТК РФ.

выполнять установленные нормы труда. Указанный пункт регулируется ст. 159-163 ТК РФ, согласно которым, нормы труда- нормы выработки, времени, обслуживания - устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ст. 214 ТК РФ).

бережно относиться к имуществу работодателя и других работников (ст. 232-233 ТК РФ).

незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности людей, сохранности имущества работодателя. Данный пункт определяется ст. 238, 239, 241 ТК РФ.

Пункт 4 Оплата по договору. Регламентируется ст. 129 ТК РФ, согласно которой, оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Пункт 5. Гарантии и компенсации. Определяется ст. 164 ТК РФ, в которой в указано, что гарантии- средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Пункт 5.2. Работнику предоставляется ежегодный отпуск. Данный пункт регламентируется ст. 114 ТК РФ, согласно которой работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Кроме того, данный пункт регулируется ст. 115-119 ТК РФ.

Пункт 5.3. Особенности режима рабочего времени. Согласно ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. На основании ст. 92 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа в неделю и более - для работников с вредными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральным законом может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Пункт 6. Расторжение Трудового договора. Данная часть определяется ст. 78-80 ТК РФ. Согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работникам и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям замещаемой должности муниципальной службы, если иное не установлено законом. При поступлении на муниципальную службу гражданин предоставляет:

личное заявление;

документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку;

документы, подтверждающие профессиональное образование;

справку от органов государственной налоговой службы о своих доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, - другие документы, если это предусмотрено правовыми актами органов местного самоуправления.

Поступление гражданина на службу оформляется приказом о назначении его на муниципальную должность, прием на службу осуществляется при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации с заключением трудового договора, который заключается на неопределенный срок, или на иной срок, предусмотренный уставом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и Иркутской области.

Прохождение службы отражается в личном деле муниципального служащего, которое ведется кадровой службой органа местного самоуправления. При переводе служащего на новое место личное дело передается по указанному месту службы, ведение нескольких личных дел на одного служащего не допускается. Порядок ведения личных дел муниципальных служащих определяется Положением «О порядке ведения личных дел муниципальных служащих».

При заключении трудового договора с лицами, поступившими на муниципальную должность устанавливается испытание на срок до трех месяцев. При неудовлетворительном результате испытания служащий может быть переведен, с его согласия, на прежнюю работу или другую должность, а при отказе от перевода уволен.

Муниципальный служащий перед назначением на должность сдает квалификационный экзамен по соответствующей муниципальной должности. Экзамен принимает квалификационная комиссия, которая руководствуется Положением «О проведении квалификационного экзамена муниципального служащего».

Аттестация муниципальных служащих проводится для определения их профессиональной пригодности по результатам работы и перспектив служебного роста. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. В случае признания аттестационной комиссией служащего несоответствующим занимаемой должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, переведен на низшую должность. Порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих устанавливаются Положением «Об аттестации муниципальных служащих».

Муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего, в том числе в связи с уходом на пенсию.

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде. Муниципальному служащему при увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, с его согласия, государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. Муниципальный служащий в случае нарушения его прав и законных интересов вправе в соответствии с законодательством обратиться в орган государственной власти по вопросам муниципальной службы Иркутской области или в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной целью совершенствования территориальной организации производительных сил является постепенная ликвидация диспропорций в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области и отдаленных населенных пунктов.

Это может быть достигнуто путем равномерного размещения производств, углубления специализации наряду с усилением комплексности хозяйств отдельных муниципальных образований, выбора наиболее эффективных производственно-территориальной интеграции, а также за счет поддержки социальной сферы и инфраструктуры проблемных населенных пунктов.

Для обеспечения развития и устранения внутренних диспропорций системы местного самоуправления - административных, правовых, финансовых необходимо:

1) Укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления. Необходимо развить самостоятельность местных бюджетов, путем определения минимума ресурсов, принадлежащему местному самоуправлению (налог на имущество и землю), стимулирования повышения эффективности использования средств местных бюджетов.

2) Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления, конкретизировать полномочия местной власти и ее функциональные задачи.

)   Решение вопроса развития финансово-экономических основ местного самоуправления невозможно без активизации деятельности сельских поселений, как максимально приближенных к людям и способных наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Необходимо проводить целенаправленную работу по улучшению кадрового состава администраций, стимулированию развития их самостоятельности, частичной передаче прав распоряжения ресурсами, расположенными на их территории.

Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение для района, обеспечивая социальную и политическую стабильность. Недостаточная на сегодня государственная поддержка не позволяет обеспечить необходимый рост экономической эффективности организаций малого бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность.

Перспективы развития малого предпринимательства в районе приведут к созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

Государственная поддержка развития малого предпринимательства на основе областных программ осуществляется с 1998 года. Но достигнутый уровень малого предпринимательства к настоящему времени недостаточен для быстрого создания рабочих мест, оживления спроса и предложения на местном товарном рынке, снижения социальных нагрузок на расходы и роста доходной части бюджетов всех уровней.

 


 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 06.04.2011 г.)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 2 от 29.12.1995 г. № 14-ФЗ (ред. 04.10.2010 г.)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. (принят ГД ФС РФ от 16.07.1998 г.)

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г., ред. 19.07.2011 г.)

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. 19.07.2011 г.).

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 28.09.2001 г., ред. 19.07.2011 г.)

8. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. №185-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 20.12.2001 г., ред.21.07.2011 г.)

9. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 02.02.2006 г.)

10.Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. 01.07.2011г.)

11.Федеральный закон от 08.08.2001 г.№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (ред. 01.07.2011 г.)

12.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1001 «О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой фирмы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребителям, кооперативам в части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

13.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029 - 2001 (ОКВЭД)// Постановление Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 454-ст.

Ветров Г.Ю. Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе. «Эра городов»//Материалы сайта <http://www/urbaneconomics/ru/journal/1_1/> htmi

14.Винокуров, Г. М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий/ Г. М. Винокуров.- Иркутск ИГСХА, 2008. - с. 350.

15.Голубев А.В., Мухамеджанов Р.М. Внутренние резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства //Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.2005.-№ 6. -с. 15-20.

16.Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учеб. Пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. - М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.- с. 321.

17.Ефремов Г.Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления / Г.Г. Ефремов. - Новосибирск: Наука, 2005. - с. 216.

18.Жуков В.В. Бизнес-план инновационного проекта. Теория и практика: пособие для студентов вузов / В.В.Жуков. - М.: Изд. дом МЭИ, 2008.-с. 452

19.Захаров Ю. Состояние и возможности развития АПК // Экономист, 2008, № 2.,- с. 2-9

20.Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н.Е. Зимин, В.Н.Солопова. - М.:Колос, 2007. -с. 578.

21.Зимин Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК Н.Е. Зимин, М.:Колос, 2007.- с. 567.

22.Климанов В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе / В.Климанов, А. Лавров // Вопросы экономики. 2007. - №11. - с. 111 - 125.

23.Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет.-2007.-№ 10- с. 10-14.

24.Ковалева Г.А. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления: механизм региональной реализации / Г.А. Ковалева, Э.В. Пешина. - Екатеринбург: УрОРАН, 2007. - с. 283.

25.Коваленко А.Н.Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. -М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ».Издательство «ЭКМОС». 2008. - с.576.

26.Когурт А., Литковская О., Агафонов Н. Социально-экономическое развитие крупных городов России // Вопросы экономики, 2008, №6. - с. 69 - 76.

27.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиларовская и др. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007.- с. 488.

28.Лапин В.А. Реформа местного управления и административно-территориальное устройство России / В.А. Лапин, В.Я. Любовный; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации,-М.:Дело, 2005. - с. 238.

29.Марков А., Гончаров В. Теоретические аспекты моделирования инновационных процессов в экономики А. Марков, В. Гончаров // Общество и экономика. 2007. - №10 - с. 20-23.

30.Медведев В.Н. Единая система исполнительной власти в условиях реформирования федеративных отношений В.Н.Медведев Вопросы национальных и федеративных отношений: Сб. ст. - М: Изд-во 2007 с. 261 271.

31.Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства на местном уровне.-М.: ИСАРП, 2007.- с. 134.

32.Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития сельского района. Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 43. - М.: Московский общественный научный фонд; Администрация Самарской области; Институт Макроэкономических исследований, 2007. - с. 150.

33.Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. Учебное пособие/ Авторский коллектив: д.э.н. профессор Рохчин,к.з.н. С.Ф. Жилкин, к.э.н. К.Н. Знаменская, д.э.н. Е.В. Тишин. - СПб.: Леонтьевский центр.-2007.- с. 486.

34.     Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. Учебное пособие / Авторский коллектив: А.В Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская, Е.В. Тишин. - СПб.: Леонтьевский центр. - 2005. - с.69

35. Мочалов В.М., Псарёва Т.В. Прогноз финансовых ресурсов - составная часть прогноза стратегии социально-экономического развития региона // Материалы научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г.» - Барнаул: Из-во Алт. ун-та, 2005г. - с. 84 - 88.

36. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Н.Б. Багрова и др.; Под ред. В.П. Белянского, А.Г. Воронина, Б.П. Пономаренко. - М.: Логос, 2007. - с. 392.

37. Николаева И.П. Экономический словарь // И.П. Николаева И.П. // Проспект. - М., 2008. - с. 78 - 157.

. Основные показатели развития крестьянских хозяйств Новосибирской области в 2007 году // Статистический сборник. - Новосибирск, 2008. -с. 3-9.

39. Попадюк Н. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады / Н. Попадюк // Вопросы экономики. 2009г. - №5. - С. 73 - 84.

40. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований / В.Е. Рохчин, К.Н. Знаменская. - СПб.: Леонтьевский центр, 2007г. - с. 52

.   Псарёва Т.В. Финансовые аспекты разработки прогноза и плана социально-экономического развития региона //Материалы научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г.» - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - с. 88 - 91.

.   Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. Учебное пособие. - М: Изд-во 2007г. - с.116

.   Ряховская А.Н., Таги-заде Ф.Г. Рыночные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством (вопросы антикризисного управления): Учебное пособие. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2004. - 300 с.

44. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. - Минск: Новое знание, 2008.- с. 578.

45. Сборник учебно-тематических планов программ для муниципальных служащих по направлению «Экономика и управление муниципальными образованиями» Под ред. А.Г. Воронина, Ю.И.Иванова.-М.: Муниципальная власть, 2009.-138c

.   Семенова А. Управление инновационными процессами / А. Семенова // Экономист. - 2005. - №5 - с. 16-24.

.   Социально - экономическое развитие города Иркутска, 1997-2004гг./ Информационно-справочное издание. - Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2005. - 192с.

.   Стратегическое планирование в муниципальных образованиях Свердловской области: Информационно методический сборник/ Под общ. Ред. Щербакова В.Н.- Свердловск: Изд-во Правительство Свердловской обл.-2005.-186c

49. Усова Л.В. К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в сфере образования / Усова Л.В. // Проблемы местного самоуправления. - 2005. - № 1. - С. 20 - 24.

50. Чепуренко А.В, Обыденнова Т.П. Развитие малого предпринимательства в России. М., 2007.- с. 292.

. Чечулин Л.Н. Особенности оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и предприятий. 2007. - № 1.-с.73

52. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправления в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства. Справочное пособие для депутатов, должностных лиц и служащих органов местного самоуправления. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления» -с.272





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: