Логистика – это рациональность и точный расчет перемещения материальных и информационных потоков во времени и пространстве

Обеспечение движения материальных потоков неразрывно связано с процессами выработки решений по сбору, обработке, передаче информации, что требует наличия системы информационного сопровождения.

В настоящее время логистика включает кроме обеспечения, организации и рационализации товарных потоков от производителей к потребителям, управление закупками, запасами, логистику производства, сбыта, перевозок, а также управление кадрами и информационную логистику.

Логистический подход позволяет существенно снизить затраты организации за счет оптимизации и организации взаимосвязанных сфер логистики: снабжения, производства, распределения, т.е. при транспортировке, поддержании запасов, обработке заказов, закупке, производственных процессах, упаковке, складировании, обработке грузов, маркировке и.т.д.

В связи с тенденцией перехода от рынка производителя к рынку потребителя, работа организации в условиях TQM невозможна без эффективного применения логистики на всех этапах жизненного цикла продукции, включая обслуживание потребителей продукции.

Компоненты эффективности логистики

Основные составляющие эффективности логистики:

Ø Срок поставки – время от даты получения заказа до момента его выполнения. На рынке побеждает производитель, обеспечивающий меньшее время.

Ø Обязательность поставки – точность соответствия поставок согласованным срокам. Это понятие является мерой надежности поставщика и доверия потребителя к нему.

Ø Готовность к поставке – согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с требованиями и пожеланиями потребителя.

Ø Качество поставок – количество заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя.

Ø Информационная готовность – готовность организации предоставить потребителю всю запрашиваемую информацию о поставляемой продукции.

Ø Гибкость – готовность организации выполнить вносимые потребителем изменения в ранее оформленный заказ.

Опросы потребителей показывают, что показатели эффективности логистики в шкале приоритетов потребителей находятся сразу после показателей качества продукции и его цены. Приоритетными являются сроки и точность поставки.

Материальные и информационные потоки управления материальным обеспечением организации

С точки зрения логистики цель управления материальными ресурсами – поставка нужного материала в определенное время и место при минимальных затратах, достижение эффективности взаимоотношений организации с поставщиками.

Основные логистические функции: формирование и передача заказов, транспортировка грузов в организации, поддержание необходимых заказов на складах.

1. Формирование и передача заказов

Чем точнее рассчитана потребность в материалах, тем меньше величина страховых запасов и возможные отклонения от плана.

Разновидности потребностей в материалах:

Ø потребность брутто – потребность на плановый период независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов;

Ø нетто–потребность – это брутто потребность за вычетом этих запасов;

Ø первичная потребность – потребность на уровне материалов и комплектующих изделий;

Ø вторичная потребность – потребность на уровне узлов;

Ø третичная потребность – потребность на уровне устройств.

Методы определения потребности в материалах:

1. Детерминированный (на основе данных о сроке выполнения заказа и потребности материалов по количеству и срокам);

2. Стохастический (на основе методов математической статистики);

3. Эвристический (на основе опыта работников).

В случае применения детерминированного метода существует два подхода:

Первый – аналитический, когда ход расчета идет от спецификации готовой продукции по ступеням сверху вниз, применяется на практике чаще.

Второй – синтетический, когда расчет выполняется снизу вверх, на основании данных о применении деталей на разных ступенях иерархии.

При определении потребности стохастическим методом учитываются данные прошлого периода и на основе прогноза устанавливается ожидаемая потребность. Метами стохастического определения потребности могут быть аппроксимация средних значений, экспоненциальное сглаживание, регрессионный анализ (метод наименьших квадратов).

Для определения эффективной политики закупок необходимо сопоставить выгоду от уменьшения риска и некоторого снижения цены с дополнительными издержками на логистику.

Опережающие закупки предоставляют некоторые преимущества (например, за счет закупки по более низкой цене), но создают проблемы, связанные с хранением запасов. Выгода от опережающих закупок должна превышать затраты на хранение.

Политика сотрудничества с двумя поставщиками также дает некоторые дополнительные гарантии и обеспечивает возможность конкуренции между поставщиками. Логистические затраты возрастают с ростом количества поставщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: