Компоненты транспортной системы:
- транспортируемые грузы;
- транспортные средства;
- процесс транспортировки.
Транспортировка является наиболее дорогой составляющей логистических затрат (до 2/3 издержек).
Главная цель транспортной логистики – обеспечение доставки грузов в заданном объеме, в требуемое время, с минимальными затратами. Управление перевозками должно быть направлено на поддержание производительности и эффективности регулярных перевозок.
При оптимизации транспортных потоков рассматриваются два вида транспортировки: внутрипроизводственная и внешняя.
При выборе вида транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного или водного) с точки зрения логистики необходимо учитывать следующие факторы: время или скорость доставки, потери в процессе транспортировки, цену транспортировки, размеры груза, ценность груза, доступность транспорта и пр.
Одной из основных проблем, которую необходимо решить для эффективной организации транспортировки является выбор между собственным (или арендуемым) транспортом организации и наемным транспортом. Для регулярных перевозок больших объемов грузов выгодно использовать собственный транспорт. Причиной приобретения собственного транспорта может быть возможность более низких затрат на транспортировку, снижения потерь и убытков, оптимизации времени доставки.
Оценка возможности применения наемного транспорта должна проводится с учетом объемов перевозок, операций обработки грузов, качества обслуживания и сопоставимости этих параметров с затратами. Во время выбора перевозчика могут учитываться дополнительные факторы, не связанные напрямую с затратами: возможность кредита, долгосрочных взаимоотношений, добрая воля, взаимный обмен.
Примером удачного решения проблемы выбора расписания и маршрутов транспортировки является схема в виде лепестков цветка.
2. Поддержание необходимых заказов на складах.
Затраты на складирование и обработку товаров могут составлять от 12 до 40% затрат на логистическую деятельность. Значение складов возросло как с точки зрения торговых, так и с точки зрения технологических задач. Для промышленных предприятий рассматривается хранение на складах покупных комплектующих, материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. В системе сбыта и распределения продукции различают централизованные (заводские) и децентрализованные склады. Объемы хранения на децентрализованных складах ориентированы на требования клиентов.
Применение системы Just-In-Time во многом позволяет избежать или сократить потребность в складировании. Эта система эффективна для организаций, где потребность в поставках напрямую зависит от спроса на конечную продукцию.
Основными причинами необходимости использования складов являются:
- уменьшение риска остановки производства из-за отсутствия необходимых ресурсов;
- рациональное использование оборудования;
- возможность перевозки большими объемами;
- возможность координации спроса и предложения (например, при сезонных колебаниях спроса);
- удовлетворение требований производства (когда процесс складирования является частью технологического процесса);
- создание условий для эффективного маркетинга за счет сокращения времени доставки и др.
Процесс складирования кроме выполнения функций хранения предназначен для осуществления выравнивания запасов.
Функции выравнивания:
v выравнивание во времени (необходимо для предприятий, у которых время и периодичность спроса не соответствует времени изготовления);
v выравнивание количества (необходимо для предприятий, выпускающих продукцию серийно, с превышением текущего спроса на продукцию в целях уменьшения затрат);
v выравнивание объемов (требуется организациям, когда место расположения производства не соответствует месту расположению потребителя);
v выравнивание ассортимента (необходимо предприятиям, выпускающим большой ассортимент продукции, требующийся в различное время).
1. Оборотный склад предназначен для перегрузки единиц хранения с одного транспортного средства на другое. Оборотные склады характеризуются короткими сроками хранения, высоким оборотом складируемой продукции и большой интенсивностью транспортных операций. При организации работы таких складов необходимо уделять внимание транспортным и подъемным средствам, а также организации ручных операций.
2. Склады хранения предназначены для обеспечения наличия материалов, сырья и комплектующих необходимых для обеспечения функционирования производства. Для таких складов характерны: поставки товаров с различными единицами измерения, хранение неоднородных объектов в небольших количествах, разные сроки хранения (от средней до значительной продолжительности), низкая оборачиваемость. Поскольку склады хранения непосредственно связаны с производством, планирование таких складов ориентировано на показатели технологических процессов (время подготовительно-заключительных операций, объем партии запуска, количество наименований изделий). Применяются два вида складирования:
- стационарный склад – постоянное помещение, связанное с производственными помещениями транспортными средствами;
- подвижный склад - складирование с помощью специальных транспортных средств (например, контейнер в системе KANBAN).
Создание подвижных складов способствует оперативности решения задачи хранения и уменьшению запасов хранения. Подвижные склады целесообразно применять в случаях:
· массового или крупносерийного производства;
· стабильности производственной программы и номенклатуры выпускаемой продукции;
· запуска партиями, соответствующими производственной потребности;
· поставки только необходимых количеств и с соблюдением технологических сроков;
· управления с помощью интегрированных потоков информации.
3. Посреднические склады (склады комиссионирования) предназначены для реализации заказов в соответствии с требованиями потребителя. Основные функции таких складов – подсчет, сортировка и выполнение заказа. Характерные особенности таких складов – необходимость формирования и подсчета комплектных единиц, поставка разнообразных единиц хранения, средняя оборачиваемость и средний срок хранения. Поскольку работа таких складов трудно поддается процессу автоматизации, она требует высокой квалификации персонала, большой интенсивности труда, четкой организации работы. Примером складов комиссионирования могут быть склады товаров для «челноков», выполняющие роль посредника между зарубежнами фирмами и потребителями на внутреннем рынке.
4. Склады временного сохранения предназначены для складирования, охраны и защиты товаров. Главные особенности такого склада: отсутствие перегрузок, выдача хранимых товаров со склада на определенный срок с последующим их возвратом, длительные сроки хранения. Поскольку объекты хранения могут иметь значительную стоимость (например, приспособления для станков и оборудования, предназначенные для аренды и повторного многократного использования), защита и обеспечение сохранности приобретают большое значение.
5. Специальные склады служат для выполнения разных задач в зависимости от специфики организации. Это могут быть, например, склады для отходов, образцов продукции и пр. Целью хранения на таких складах может быть обеспечение локального хранения, специфической защиты, защиты от изъятия. Такие склады также могут быть стационарными и транспортируемыми.
Использование принципов логистики для разработки производственного плана влияет на координацию товарных потоков и уровень запасов, необходимых для удовлетворения требований потребителя. Планирование в системе Just-In-Time непосредственно влияет на качество выпускаемой продукции, поскольку поставщики стремятся повышать качество своей продукции, а организация уверена в качестве поставляемой ими продукции.
Логистика служит базой для применения системы KANBAN.
Специалист, занимающийся логистикой на производстве, оформляет заказы, организует процессы транспортировки, принимает решения о запасах, выбирает поставщиков. Поскольку взаимосвязь производства и логистики лежит в сфере распределения продукции, логистик также занимается определением количества и сроков выпуска продукции.
Информационная система логистики отражает иерархическую структуру организации и управляет информационными потоками на разных уровнях, от нижнего уровня оперативного планирования до высшего уровня стратегического планирования и управления.
Логистическая информационная система является частью информационной системы управления организацией.
Эффективно функционирующие информационные потоки позволяют учитывать, контролировать и организовывать процессы на складах материалов и готовой продукции, в ходе транспортировки, производства, сбыта, продажи, обеспечивают высокий уровень качества обслуживания потребителей.
Построение такой информационной системы – сложная индивидуальная задача, при решении которой должны учитываться потребности всех подразделений организации, а также внешние связи с поставщиками и потребителями. На практике для реализации информационных систем большое значение имеет компьютерная поддержка.
Характерные особенности информационной системы логистики: иерархические построения, структуризация сетей, возрастающая автоматизация и компьютерная поддержка базы данных, увеличение применения стандартных программ для вычислительной техники.
Эффективность применения информационной логистики зависит от возможностей каждой конкретной организации, профессионального уровня ее персонала.
· Первый уровень объединяет деятельность по оформлению сделок и выдаче справок. Такая деятельность по обработке заказов, контролю состояния запасов, подготовке документов на отгрузку, поиску транспортных тарифов и пр. выполняется постоянно, иногда по несколько раз в течении короткого промежутка времени, поэтому очень важно соблюдение высокой скорости информационных сообщений.
· Второй уровень объединяет деятельность персонала низшего звена управления. Руководители подразделений складов контролируют степень заполнения складов, уровень запасов, производительность труда при комплектовании заказов и т.д. Менеджер по использованию транспорта организует перевозки и доставку в соответствии с расписанием. Отчеты о состоянии и выполнении планов подготавливаются ежедневно.
· Третий уровень – деятельность по тактическому планированию и контролю, охватывающая широкий круг задач с периодичностью решений от одного дня до года. Примеры задач, решаемых на этом уровне: оценка ограничений при регулировании запасов, оценка характеристик снабжения, выбор фирм-перевозчиков, определение потребностей в транспорте, планировка складов, планирование сезонных запасов и пр. Особенностью этого уровня является необходимость постоянного поиска оптимальных вариантов на основе информации баз данных, алгоритмов, отражающих методы решения, анализа задач.
· Четвертый уровень – стратегическое планирование, связан с выбором целей, политики поведения всей системы логистики, определением необходимых для снабжения и распределения ресурсов. На этом уровне основное значение имеет не высокая скорость передачи информации, а точность сведений, которыми располагает информационная система, возможность использования современных программных средств, которые активно влияют на качество деятельности всей организации по достижению поставленных целей.
Рассмотренная иерархия применима ко всем организациям, независимо от их размеров, но в малых и средних организациях все задачи логистики решаются меньшим кругом персонала.
Для реализации информационной системы логистики внутри организации применяются локальные сети. Они выполняют роль коммуникаций на различных уровнях организации.
Существует три основных вида топологии сетей для хранения данных:
Ø Структура звезды - в центре находится один компьютер (ядро сети), через который осуществляется связь между остальными. Основной недостаток такой сети – выход из строя всей сети в случае поломки или неполадок центрального ядра.
Ø Кольцевая структура - каждый участник сети связан с двумя соседними. При выходе из строя одного звена, нарушается работа всей сети.
Ø U – образная структура – каждое звено сети связано со всеми остальными, но во время связи между двумя участниками, вся сеть недоступна для остальных.
На практике чаще применяются смешанные формы организации сетей.






