Ситуации для наблюдения

Выпуск подготовлен педагогом-психологом Украинец Аленой Викторовной

Тема выпуска «Темперамент ребенка»

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы.

Темперамент очерчивает стабильные, принадлежащие человеку с рождения черты. Его особенности влияют на характер и способности, поведение в повседневных и непривычных ситуациях, специфику общения и взаимодействия с людьми.

Заинтересованность определенным видом деятельности, быстрота запоминания и восприятия, умение сосредотачивать внимание, серьезность интересов, подходящая скорость деятельности, глубина психических процессов и прочее находятся под влиянием темперамента. Темперамент характеризует изменение психических процессов, развитие личности.

В этом состоит особенность путей становления личности ребенка.

У детей ведущий вид темперамента начинает проявляться после кризиса трех лет. Ребенок уже элементарно способен контролировать свое поведение, выражать эмоции.

Как определить темперамент ребенка?

Лучший метод определения ведущего типа темперамента – наблюдение.

Родители могут воспользоваться небольшой анкетой. Необходимо поставить плюс около тех пунктов анкеты, которые максимально соответствуют характеристике дошкольника.

Анкета

1. Предпочитает шум и суматоху около себя.

2. Чувствует большую потребность в близких людях, которые могли бы поддержать, успокоить.

3. Ребенок зачастую недоволен чем-то, взбудораженный, неспокойный.

4. На поставленные вопросы быстро не ответит.

5. Отдает предпочтения занятиям, которые не занимают много времени.

6. Дети находят его веселым.

7. Склонный к многократным переменам настроения.

8. Зачастую молчалив среди детей.

9. Не решается на разговор первым с незнакомыми людьми.

10. Отдает предпочтение уединению, нежели шумным играм.

11. Способен длительное время заниматься одним делом или игрой, не отрываясь.

12. Любит похвастаться, преувеличить события.

13. Часто не способен усидеть на месте.

14. Его легко обидеть.

15. Трудоспособный на протяжении долгого времени, не утомляется.

16. Без труда переходит от одного задания к следующему.

17. Нетерпеливый и несобранный, в особенности не любит ждать.

18. Отдает предпочтение щепетильным занятиям, какие не требуют мгновенных реакций.

19. Быстро утомляется, отвлекается, не слушает.

20. Уверен в себе, просто справляется с неудачами.

Утверждения, которые характеризуют сангвиника: 1, 6, 12, 16, 20.

Утверждения, которые характеризуют холерика: 3, 5, 7, 13, 17.

Утверждения, которые характеризуют меланхолика: 2, 9, 10, 14, 19.

Утверждения, которые характеризуют флегматика: 4, 8, 11, 15, 18.

Каждому утверждению отвечает 1 бал.

Если, по итогам оценок взрослого, ребенок набрал 4-5 балла, это свидетельствует об интенсивно выраженных свойствах определенного типа темперамента.

Если результат 1-3 балла, то брать во внимание свойства данного типа темперамента не время. Стоит подключить к анкетированию еще нескольких взрослых с окружения ребенка, а также понаблюдать за поведением малыша. И после этого вывести средний балл.

Для воспитателя будет актуальным наблюдение за дошкольником в конкретных ситуациях.

Ситуации для наблюдения

1. Какое поведение у ребенка, когда появляется потребность в моментальных действиях?
а) без затруднений вливается в работу;
б) действует энергично и быстро;
в) работает медленно, без лишних слов;
г) действует несмело, растерянно.

2. Какая реакция малыша на замечания воспитателя?
а) обещает, что в последний раз так сделал, но через время ведет себя так же;
б) реагирует на замечания несдержанно, не слушается, делает по-своему;
в) молча берет во внимание мнение взрослого;
г) оскорбленно молчит, долго беспокоится.

3. Как разговаривает дошкольник со сверстниками в важных для него ситуациях?
а) оживленно, с охотой, вслушиваясь к высказываниям остальных;
б) быстро, увлеченно, никого не слушая;
в) сдержанно и с уверенностью;
г) неуверенно, несмело, оглядываясь на других.

4. Какое поведение в необычной обстановке (в кабинете медсестры, заведующего)?
а) быстро ориентируется, проявляет интерес, оживленность;
б) взбудораженный, иногда слишком, беспокойный;
в) сосредоточенно, тщательно рассматривает все вокруг;
г) смущается, ведет себя застенчиво.

Возле каждого варианта ответа нужно поставить плюс или минус.

Выше предложены примеры четырех контрольных ситуаций. Для более точного результата неплохо самостоятельно увеличить их количество. Например, понаблюдать, как малыш прощается с родителями утром, как встречает их вечером, какое поведение в проблемных ситуациях и тому подобное. Подсчитайте результат. Преобладание во всех случаях реакций типа а означает доминирование сангвинических черт темперамента, типа б – холерических, типа в – флегматических, типа г – меланхолических.

В оригинальном виде типы темперамента встречаются нечасто. Обычно в промежуточном или смешанном виде. Также, в дошкольный период характеристики темперамента таятся за возрастной импульсивностью, ослабленной нервной системой (с возрастом исправляется). Разгадав тип темперамента ребенка, можно подобрать соответствующие методы и приемы воспитания, чтобы не навредить малышу.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: