ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ
ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
Рабочая программа дисциплины
Казань-2020
Введение
Журналистская деятельность является многокомпонентной деятельностью и содержит творческую составляющую, что делает ее во многих моментах деятельностью творческой – направленной на создание новых продуктов. Создание текста в журналистике – это всегда процесс, требующий от его создателя концентрации внимания и потенциала, выработки новых подходов и методик, анализа интересов и особенностей аудитории.
Журналистский текст – продукт журналистской деятельности – отличается теми характеристиками, которые применимы к творческому продукту. Он содержит большую долю новизны, объективно представляющей интерес со стороны всех участников журналистского информационного процесса. Он включает авторское начало, в котором выражена авторская позиция и отражен его образ. Этот ряд можно продолжить. Поэтому изучение творческих основ деятельности, креативных методик создания нового продукта является актуальным процессом познания профессиональных секретов.
|
|
Выпускник, освоивший дисциплину:
- должен знать:
1) основные составляющие понятия «креативность» и его проявления;
2) структуру творческого процесса;
3) этапы развития знаний в области психологии креативности;
- должен уметь:
1) разработать программу исследования творческого процесса;
2) составить план журналистского исследования творчества представителей различных отраслей деятельности;
3) использовать основные методики организации творческого процесса в своей деятельности;
- должен владеть:
1) методиками исследования творческого процесса в журналистике;
2) методами творческого решения проблем, в том числе и в журналистике;
3) общими и специальными способностями для применения их в творческом процессе в журналистике.
В результате обучения у студента формируются следующие компетенции:
ОК-7 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-10 | способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте |
ПК-6 | способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, умение работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Тема 1. Введение в предмет. Основные понятия и категории курса
Предмет изучения психологии креативности. Система понятий и категорий дисциплины: творчество и креативность: общее и частное. Творчество как форма деятельности, продуктом которой является новый результат.Творческая деятельность как процесс. Творчество и решение проблем, у которых нет стандартного решения. Креативность как создание новых, оригинальных идей, ценностей, имеющих объективное или субъективное значение. Понимание креативности как общей способности к творчеству готовности субъекта генерировать новые идеи. Специфика изучения креативности. Проявления креативности в журналистике и основные формы ее проявления.
Тема 2. Особенности проявления креативности в различные исторические периоды развития человечества
Творчество в первобытной культуре и формы его реализации. Первобытная культура как спящая история. Изменения окружающей среды - стимул для развития творческих механизмов. Способность к творчеству - генетическая расположенность и закрепленность. Мотивы творчества: познание мира, изменение мира, идентификация с миром. Античная эпоха и креативность. Логика и научное мышление, рефлексия как особенные проявления креативности в античную эпоху. Творческая работа с языком, создание обобщенных понятий, искусство спора. Индивидуальное творчество. Рациональное постижение мира. Идеи антропоцентризма Протагора.
Художественное творчество в античности, задачи и смыслы творчества: калокагатия как нравственная, воспитательная задача, единство нравственного и прекрасного; катарсис как очищение, освобождение от страдания; энтелехия как гармонизация окружающего мира, создание из хаоса порядка. Мотивы творчества в античности: получение удовлетворения; борьба с соперником, состязание, личностная самореализация; потребность в познании мира; потребность в гармонии и порядке; потребность в признании.
Средневековое творчество как творчество в строго заданных религиозных рамках. Творчество в период Возрождения и Просвещения.