Статическая схема сосуда потребности

Психокосмология Священных книг

 

 

Опусы о системе потребностей


 

 

Москва 2017


УДК 2-1

 

ББК 86.3-422

Т 19

 



Тараянц А.В.

 

Т 19                  Психокосмология Священных книг. Опусы

о системе потребностей. – М.: Издательство

 

«Спутник +», 2017. – 188 с.

 

 

ISBN 978-5-9973-4150-3

 

УДК 2-1

 

ББК 86.3-422


 

 

ISBN 978-5-9973-4150-3                              © Тараянц А.В., 2017


    СОДЕРЖАНИЕ    
1. ОТ АВТОРА     4
2. ВВЕДЕНИЕ     6
  ГЛАВА I      
3.

5 ДИНАМИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОСУДА ПОТРЕБНОСТИ

22
4.

СИСТЕМА ВОСПРИЯТИЯ ПСИХИКИ

  31
5.

ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

  40
6.

ТРИ КАТЕГОРИИ ФИЛЬТРОВ ВОСПРИЯТИЯ

41
7.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ДОМИНИРУЮЩИХ ПОТРЕБ-ТЕЙ

53
8. УРОВНИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ДОМИНИРУЮЩИХ

 

ПОТРЕБНОСТЕЙ

  63
9. ВЫВОДЫ     81

 



ГЛАВА II

ВТОРОЕ ОПИСАНИЕИНТЕГРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ84

     
11.

АВТОРСКАЯ КАРТИНА ВНУТРЕННЕГО СОЗЕРЦАНИЯ

  В ОБЛАСТИ ДАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ 87
12. АНАЛОГИИ С РЕЛИГИОЗНЫМ КОНЦЕПТАМИ 122
13. ИНДУИЗМ 126
14. ДАОСИЗМ 132
15. БУДДИЗМ 133
16. ИУДАИЗМ. КАББАЛА 136
  ГЛАВА III  
17. ТРЕУГОЛЬНИК КОМПРОМИССОВ 143
18. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА КОМПРОМИССОВ 176

 

 

~ 3 ~


 

ОТ АВТОРА

 

Изначально мной планировалось совершенно другое содержание этой книги. Как практикующий клинический психолог-гипнолог, я решил использовать возможности гипнотического транса и призвать себе на помощь глубинные ресурсы моей психики. Я погружался в глубокий транс каждый раз, когда садился писать продолжение книги. Через какое-то время, я стал замечать, что действует эффект постгипнотической амнезии, и некоторые отрывки я читаю после этого не как автор, а как человек, который впервые их видит. Несмотря на критику коллег, я решил оставить изложение в оригинальном виде. Материал изложенный в этой книге, по факту является психологической монотеорией, описывающей внутренний мир автора теории, и процессы происходящие в нём. Основным инструментом познания в данной теории является авторское внутреннее созерцание в трансовом погружении. Кому-то может показаться, что довольно дерзко и невежественно использовать подобный инструмент для такой работы. Но, как практикующий специалист я убежден, что единственный внутренний мир, который может увидеть человек, это его собственный внутренний мир. На самом деле, я убежден, что любая до сих пор изложенная психологическая теория является в большей степени монотеорией, описывающей внутренний мир её автора. И возможно, что для современного психолога гораздо невежественнее распространять своюмонотеорию на все человечество. Эта книга не из тех, что читаются на одном дыхании, но информация изложенная в ней может существенно повысить осознание причинно следственных связей происходящего в вашей жизни, и изменить к лучшему вашу жизнь.

АННОТАЦИЯ

 

В настоящей книге описывается психолого-философская теория о системе доминирующих потребностей клинического психолога Тараянца А.В. В первой главе книги дается несколько фундаментальных понятий и определений теории: сосуд потребности, 12 структурных элементов сосуда потребности, мембрана восприятия, три уровня инертности мембраны восприятия, пять призм мембраны восприятия, пять динамических состояний сосуда потребности, иерархия сосудов потребности. Описывается теория о формировании речевой картины мира в филогенезе, о формировании и роли в организации деятельности социо-биологически ориентированного «Я».

 

Во второй главе книги описывается устройство системы доминирующих потребностей. Раскрывается теория о формировании системы доминирующих потребностей в онтогенезе.

 

Дается еще ряд ключевых понятий теории: малый интегральный сосуд, большой интегральный сосуд, уровни функционирования системы доминирующих потребностей, биологическая доминанта потребностей, социальная доминанта потребностей, интегральная доминанта потребностей.

 

Описывается предположение о природе интегральной доминанты потребностей.

 

 

~ 4 ~


В первом варианте, интегральная доминанта  описывается как проявление эволюционного потенциала человечества, существующего на уровне квантовых частиц в виде некой структуры аналогичной субъективно ощущаемому человеческому «Я», связывающей все человечество в единый психический механизм, который проявляетсяв психике в виде мотивирующего фактора, ориентирующего конкретного человека действовать в интересах выживания человечества как вида, без учета биологических и социальных потребностей этого конкретного человека, то есть без учета интересов «Я».
Второе описание ориентируется на предположение о том, что с давлением интегральной доминанты связан субъективно ощущаемый дискомфорт, вызванныйнеудовлетворенной глубинной потребностью иметь знание о природе мироздания, о функции и миссии человечества и конкретного человека в нем. Несмотря на отсутствие объективных знаний, этот дискомфорт человечество на протяжении истории стремится удовлетворить, проецируя в Священные книги некие образы спродуцированные психикой и частично удовлетворяющие потребность в выше упомянутых знаниях. Таким образом, согласно нашим предположениям, в актуальных на сегодня Священных книгах появляются религиозные представления о природе мироздания, которые мы в настоящей книге называем - психокосмологией, а так же появляются проективные представления о функции человечества и конкретного человека в нем. Мы проанализировали эти представления, проинтерпретировали и описали их, отталкиваясь от идеи о проявляющемся в интегральной доминанте эволюционном потенциале человечества, и увидели в них некую программу действий, которую человечество как вид реализует, предположительно, несколько тысяч лет, с целью достижения нового этапа эволюционного развития. В качестве обоснования сделанным предположениям приводятся тексты и метафоры актуальных Священных книг человечества, существующих сегодня религий, таких как: индуизм, буддизм, даосизм, иудаизм.

 

В третьей главе книги описывается ключевое понятие теории – треугольник компромиссов. Треугольник компромиссов включает в себя описание основных моделей поведения, реализуемых современными людьми в течение жизни. Подробно описывается структура и функция треугольника компромиссов определяющего вектор ближайшего развития психики человека. Описывается теория развития треугольника компромиссов в филогенезе. Даются определения понятиям – точки компромисса К1,К2,К3,К4, и описание ключевых состояний психики, определяющих доминирующую мотивацию поведения человека, которые они символизируют.

 

~ 5 ~





ВВЕДЕНИЕ

 

Природа человека и эволюционирует вместе с тем, как развивается его мозг. Изначально ориентированная на генетически заложенный инстинкт, или био-ориентированная природа человека изменилась тогда, когда в результате появления речи человечество сформировало социум. С этого момента расширилась потребностная сфера человека, и к биологическим потребностям добавились социальные.

 

Значимость социальных потребностей в потребностной сфере стала позволять им подавлять, отрицать, купировать влияние некоторых биологических потребностей на поведение

 

человека. Сформировалась социальная доминанта потребностей, которая вступила в активную конфронтацию с биологической доминантой потребностей определяемой конкуренцией нейронных сетей. Это послужило причиной формирования в психике потребности к достижению компромисса доминант. Таким образом, наше субъективно ощущаемое «Я» стало областью конфронтации и достижения компромисса между биологической и социальной доминантой потребностей.

 

Но в какой-то момент, в осознанном восприятии человека проявилась некая третья сила, влияющая на итоговую мотивацию поведения. В попытках осознать природу этой третьей силы человечество уходило в область мистического опыта и рисовало себе картины божественных пантеонов вплоть до наших дней.

 

Относительно не так давно в психоаналитической

 

психологии        появилось        понятие        «коллективное

 

~ 6 ~


бессознательное» которое соединило в каком-то смысле психологию с гностицизмом. Позднее, в трансперсональной психологии появилось понятие «холотропное сознание» которое еще более глубоко погружает нас в область мистического опыта. Изначально обе теории были соотнесены исключительно с психофизиологическими процессами.

 

Но с приобретением практики адепты вышеупомянутых психологических школ все больше и больше транслируют в своей практической работе и письменном творчестве, что в мистическом опыте есть нечто большее, чем просто проекция неосознаваемых внутренних процессов.

 

В настоящей теории вводится понятие – интегральная доминанта, которая нисходит в область индивидуального восприятия из более глубоких структур, чем биологические, с такого уровня самосознания, который исходит из квантового мира и объединяет человеческий вид в единый психический объект, реализующий поведение в отношении единого комплекса потребностей, связанного с рисками вымирания вида.

 

Давление интегральной доминанты может субъективно ощущаться каждым отдельным человеком, может быть осмысленно и учтено в процессе реализации поведения, без этого достичь максимально возможного насыщения своей потребностной сферы невозможно как отдельному человеку, так и человечеству в целом. На разных уровнях раскрытия и освоения, проявления интегральной доминанты субъективно ощущаются по-разному. В зависимости от системы убеждений конкретного человека, она может ощущаться как: судьба, или как индивидуальная миссия в человеческой истории, или как

 

~ 7 ~


вмешательство некой высшей силы, как проявление разума вселенной, указующий перст Бога, подчиняющая себе все Божья воля, и т.д.

 

Субъективно ощущаемое человеком, и пока что не обнаруженное ни одним измерительным прибором «Я», мы рассматриваем в качестве психической функции, сформировавшейся в филогенезе для достижения био-социального компромисса в потребностной сфере, то есть, именно относительно своего субъективно ощущаемого «Я» человек сопоставляет субъективные критерии важности социальных потребностей с рефлекторно проявляющимися биологическими.

 

Основной проблемой на настоящем этапе развития психики человека, является отсутствие аналогичной «Я», или какой-либо другой психической функции, которая могла бы позволить отдельному человеку, и человечеству в целом достичь более сложного компромисса доминант потребностей - био-социо-интегрального.

 

Основная задача психики - найти в окружающей среде или обеспечить условия для эффективного удовлетворения доминирующих потребностей организма, организовать и реализовать поведение ориентированное на их удовлетворение. С учетом сложности взаимодействия процессов в многоуровневой системе доминирующих потребностей современного человека, ресурса психики одного человека оказывается недостаточно для того чтобы эта задача решалась автоматически с использованием лишь генетически заложенных поведенческих программ, либо с использованием

 

~ 8 ~


возможностей абстрактного рассуждения, появившегося в результате формирования речи. Именно поэтому психика развивается в сторону создания качественно новой функции, позволяющей «Я» отдельного человека осознанно взаимодействовать со структурой аналогичной «Я», существующей в микромире и объединяющей человеческий вид в единый психический объект. В настоящей теории эта структура называется – самосознание вида человека.

 

В работе отражены «сырые» рассуждения автора теории. Книга издается в виде самостоятельно изданной монографии, поскольку её преобразование в строго научный формат приведет к исчезновению многих частей, и насыщению работы ссылками на литературные источники которые совершенно не использовались при написании работы, а также к возможной подмене оригинальных авторских мыслей похожими и изложенными ранее в научной литературе коллегами. Это лишит читателя представления об устанавливаемых автором причинно-следственных связях в рассуждении, что вполне вероятно, уведет читателя в ложном направлении размышления.

 

Книга ориентирована на круг читателей, которым нравится следить за развитием мысли специалиста рассуждающего на профессиональные темы.

 

Ключевые понятия настоящей теории описывающие устройство системы доминирующих потребностей и психологию её динамического процесса - являются метафорическими образами. Суть

~ 9 ~


процессов которые они описывают раскрыта в определениях и пояснениях настоящей теории. Понятийный аппарат придуманный автором — является универсальным психологическим понятийным аппаратом, он позволяет описать психодинамический процесс большинства всемирно признанных и описанных в полном объеме (теория личности - психологическая норма - психологическая патология - метод психологической работы) существующих психологических методов (не путать с психотехникой). Тем самым, описанный в этой работе понятийный аппарат объединяет их в единое когнитивное поле, и позволяет носителю выстроить действительно интегральное представление о психологической работе и её возможностях.

 





СТАТИЧЕСКАЯ СХЕМА СОСУДА ПОТРЕБНОСТИ

 

Статическая схема сосуда потребности имеет несколько элементов.

 

Субъективно ощущаемый внутренний дискомфорт, который говорит, что потребность не удовлетворена. Обычно ощущается как отсутствие внутреннего наполнения или

 

~ 10 ~


насыщения. Этот дискомфорт имеет субъективно ощущаемый уровень интенсивности и субъективно ощущаемое пространство (рис.1) в котором он находится, а также субъективно ощущаемую значимость которая говорит о том, насколько актуально и необходимо наполнение этого пространства именно сейчас. Это субъективно ощущаемое пространство, требующее наполнения мы назовем сосудом потребности, или просто сосудом.

 

В зависимости от того насколько значим этот дискомфорт и насколько интенсивное страдание он приносит, определяется качество и количество удовлетворения и наслаждения, которое субъект ощущает при насыщении сосуда.

 

В соответствие с этим, субъективно ощущаемый от отсутствия удовлетворения дискомфорт имеет еще и потенциал удовольствия который можно спрогнозировать, исследуя особенности субъективного ощущения дискомфорта, из чего в восприятии появляется ощущение значимости того или иного сосуда.

 

По своей сути, сосуд потребности – это субъективно ощущаемое желание, значимость которого в субъективном восприятии настолько высока, что психике становится необходимо его наполнить. Совершенно все наши желания, появляясь в восприятии из ничего, запускают в нашей психике один и тот же механизм ориентированный на их удовлетворение. Каждый из нас может попытаться сосредоточиться на любом значимом для себя желании и убедиться в том, что в основе этого желания есть некий дискомфорт, сообщающий об отсутствии насыщения или наполнения этого желания.

 

 

~ 11 ~


После того как появилось желание которое ощущается

 

в виде внутренней полости, появляется мотивация эту полость заполнить (рис.1).

 



Рисунок 1. Субъективно ощущаемый сосуд и мотивация его наполнить.

 

Одним из тезисов настоящей теории является то, что относительно каждого субъективно ощущаемого сосуда потребности в природе есть объект потенциально способный его наполнить. В этом есть гармония природы и её совершенство. Поэтому следующим элементом статической схемы сосуда потребности является объект, потенциально способный его наполнить (рис.2).

 

Таким объектом может быть и реально существующий материальный объект, например пирожок который можно съесть и насытить голод, и нематериальный объект, например любовь или свобода и т.д.

 

 

~ 12 ~



Рисунок 2. Схема дополнилась объектом потребности.

 

 

Дальше оказывается, что поглощение объекта не может произойти по причине того, что между сосудом и объектом есть какое-то расстояние. И в субъективном восприятии возникает некий индикатор этого расстояния (рис.3).

 

Попробуйте сравнить желание выпить стакан воды у человека который находится дома, и желание выпить стакан воды у путника в пустыне. Это будет качественно разное желание направленное из аналогичного сосуда к аналогичному объекту. Кроме прочего, тут мы можем увидеть каким образом расстояние до объекта влияет на сосуд потребности. Чем больше расстояние, тем больше интенсивность переживания дискомфорта, притом условии, что значимость сосуда достаточно высокая (путник в пустыне, который только что попил, не будет страдать так, как тот, который не пил долго). Причем, если в случае с путником в пустыне это будет реальное

 

~ 13 ~


расстояние, то в случае, например с нелюбимым, но любящим человеком, это будет субъективно ощущаемое и субъективно измеряемое расстояние, например описанное фразой «между нами пропасть».

 

Возникает необходимость преодолеть это расстояние, и эта необходимость рождает мотивацию совершить действие к сближению с объектом (рис.3).

 


Рисунок 3. Схема дополнилась индикатором расстояния до объекта и мотивацией совершить движение к объекту.

 

Итак, мы имеем субъективно ощущаемый сосуд потребности, объект потребности, субъективно ощущаемое расстояние до этого объекта, и мотивацию сблизить сосуд с объектом, чтобы в дальнейшем реализовать мотивацию к поглощению объекта.

 

~ 14 ~


Далее возникает необходимость пройти путь до объекта, или другими совами, совершить поведение, ориентированное на сближение сосуда с объектом.

 

Представьте, что вы лежите на диване и чувствуете голод, далее у вас появляется мотивация дойти до холодильника и съесть пирожок. Путь до объекта в вашем субъективном восприятии становится путем до холодильника. Плюс к этому открывание двери холодильника, плюс движение рукой за пирожком, и подношение его ко рту. Далее уже идут операции ориентированные на поглощение объекта. Вы встаете с дивана, подходите к холодильнику, открываете его, и вдруг обнаруживаете, что пирожок уже съел кто-то из ваших домочадцев, а на его месте лежит пачка пельменей. И вот, новые обстоятельства, открывшиеся в процессе движения к объекту, вносят свои коррективы, оказывается, что путь до объекта насыщения меняется. И оказывается, что изначально предполагаемый вами путь стал лишь частью пути фактического, а фактический путь оказался чуть более сложным

 

и наполненным бОльшим количеством действий, чем вы предполагали.

 

Таким образом, элементами пути до объекта становятся: изначально предполагаемый путь до объекта и фактический путь до объекта (рис.4).

 

Соотношение же предполагаемого пути фактическому будет говорить об эффективности поведения. Если предполагаемый путь равен фактическому пути, то поведение на сто процентов эффективно. Если предполагаемый путь стал лишь половиной пути фактического, то поведение эффективно лишь на пятьдесят процентов. Имея опыт такого соотношения на определенном этапе, мы

 

~ 15 ~


получаем возможность интуитивно предварительно прогнозировать собственное поведение еще до его фактического осуществления, и корректировать его. Может быть ситуация, в которой фактический путь оказывается короче пути предполагаемого, такая ситуация будет рассмотрена подробнее далее, при описании динамических состояний сосуда потребности.

 



Рисунок 4. Схема дополнилась предполагаемым и фактическим путем до объекта.

 

Далее возникает вопрос, а каким образом мы можем получать информацию обо всех вышеописанных элементах? Ответ - через систему нашего восприятия, которая имеет некие фильтры, улавливающие различные оттенки окружающей реальности. Так, например, зрительная система улавливает свет,

 

~ 16 ~


слуховой аппарат звук, и т.д. Далее, различные оттенки реальности синтезируются в нашем мозге в некую единую картину, которую мы можем наблюдать и верить в её объективность. К фильтрам восприятия мы должны отнести так же и наши убеждения относительно реальности, и весь комплекс психологических защит ориентированный на фильтрацию информации получаемой извне.

 

Итак, мы обнаруживаем, что есть фильтры восприятия (рис.5), и есть некая условно существующая мембрана, на которой информация отражается в целостном виде как на экране.

 

Фильтры восприятия мы изображаем на нашей схеме в виде усиков, исходящих из сосуда и образующих пространство, внутри которого существуют все элементы статической схемы сосуда потребности.

 

Фильтры восприятия так же можно назвать системой анализаторов восприятия, а мембрану с информацией отраженной на ней, можно назвать система индикаторов восприятия.

 

Можно сказать, что фильтры восприятия – являются системой анализаторов нашей психики, а мембрана восприятия

 

– системой индикации нашей психики.

 

~ 17 ~




Рисунок 5. Схема дополнилась фильтрами восприятия, зеленым цветом отмечено место, где на схеме располагается мембрана восприятия.

 

 

Мембрану мы располагаем на схеме в том месте, откуда эти усики исходят (рис.5).

 

Мембрана разделяет внутреннее пространство сосуда, и внешнее пространство. Вся картина происходящего отражается в ней как на экране.

 

Если разобраться, все что у нас есть - это мембрана восприятия, и та картина которая отражается в ней, принимается нами за объективную реальность.

 

Про устройство мембраны восприятия ниже будет еще дополнено, но сейчас чтобы статическая схема сосуда

 

~ 18 ~


потребности имела завершенный вид, в неё необходимо добавить еще три элемента.

 

Немного забегая вперед, можно представить, что когда расстояние между сосудом и объектом становится равно нулю, возникает необходимость поглощения сосудом объекта, чтобы реализовать изначально возникшую в сосуде мотивацию насыщения. И поскольку само поглощение – это тоже действие, или даже комплекс действий, требуется снова проделать путь по поглощению объекта. И мы снова имеем предполагаемый путь, фактический путь, их соотношение, и показатель эффективности поведения ориентированного на поглощение объекта сосудом (рис.6).

 


Рисунок 6. Схема дополнилась предполагаемым и фактическим путем, ориентированным на поглощение объекта.

 

 

~ 19 ~


Следующим элементом статической схемы сосуда потребности является, так называемый, энергетический потенциал сосуда (рис.7). Ранее было написано об удовольствии которое выделяется при наполнении сосуда. Это удовольствие правильнее описать в виде энергии которая бьет ключом изнутри. Объективно, чаще всего, это действие гормонального «коктейля» в организме. Этот «коктейль» помогает психике организовывать деятельность и дает возможность человеку почувствовать себя живым и счастливым. Но поскольку в основе настоящей теории идея описания субъективного восприятия объективно происходящего процесса, в теорию вводится понятие психической энергии и энергетического потенциала сосуда.

 

Психическая энергия – это энергия жизни, благодаря которой человек чувствует себя способным осуществлять деятельность, чувствует себя живым, счастливым, полным сил, полным готовности двигаться вперед, развиваться, совершать значимые действия в жизни, меняться, приспосабливаться, раскрывать, развивать и удовлетворять свои потребности.

 

Энергетический потенциал сосуда (субъективно ощущаемый индикатор насыщения потребностей) – это количество психической энергии, которое сосуд потенциально способен выделить при наполнении. Энергетический потенциал сосуда определяется в соответствии с субъективным ощущением значимости сосуда, в совокупности с субъективным ощущением значимости объекта, и значимости поведения, ориентированного на поглощение объекта.

 

~ 20 ~




Рисунок 7. На схеме добавилось обозначение энергетического потенциала сосуда. Схема имеет законченный вид.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: