Уровни функционирования системы доминирующих потребностей

 

Итак, из описанного выше стало понятно, что есть разные уровни функционирования системы доминирующих потребностей.

 

Первый уровень,который начинает функционировать смомента появления человека как новой биологической единицы, то есть с того момента как после оплодотворения появилась первая зигота, мы назовем биологическим. Особенности функционирования СДП на этом уровне подробно описаны биологами и физиологами. Данные в этой области получены методом научного исследования, и им нет никаких оснований не доверять, по крайней мере, до тех пор, пока не будут получены другие научные данные, которые могли бы стать таким основанием.

 

Для целей этой книги я позволю себе выделить основные и важные моменты.

 

1) Биологические потребности удовлетворяются посредствам комплекса врожденных или приобретенных  поведенческих

 

                                    ~ 63 ~


реакций организма, проявляющихся в психике в виде рефлексов.

 

2) Существуют анатомические центры биологических потребностей. Существуют нейронные сети, благодаря которым организуется и реализуется поведение, их активность зависит от гормональных процессов, влияния нейромедиаторов, и стимулов окружающей среды.

 

3) Существует доминанта, которая возникает в ЦНС в результате конкуренции центров возбуждения. Побеждает наиболее возбужденный центр, программа которого реализуется в дальнейшем, или становится основной для

 

содержания мотивации к поведению.

 

Попытки описать психологию функционирования биологического уровня СДП тоже были, к примеру, введенное Зигмундом Фрейдом понятие ИД. Согласно Фрейду, ИД - это та область психики, в которой существуют врожденные, примитивные, неосознаваемые личностью, животные потребности человека. Эта область стремится к удовлетворению бессознательных желаний, в том числе и в ущерб личности, ради удовольствия в результате их удовлетворения.

 

Из теории Фрейда наиболее ценным в описании психологии биологического уровня для этой книги является наблюдение, что психика способна организовывать и осуществлять поведение человека в обход того, что мы называем сознанием.

 

В отношении биологического уровня системы доминирующих потребностей можно сказать следующее, если ИД действительно существует в таком виде, в котором его описал Фрейд, то процессы в ИД, безусловно, являются частью

 

биологического         уровня функционирования  системы

 

~ 64 ~

 

доминирующих потребностей. Но не только процессы в ИД! В биологический уровень функционирования так же входят такие, например, процессы, как рефлекторное удовлетворение потребности организма в организации деятельности кругов кровообращения.

Кроме этого, существуют попытки описания психологии поведения человека, природы и характеристик сознания и подсознания, через изучение и интерпретацию результатов психофизиологического эксперимента системы восприятия человека, памяти и т.д. Современные физиологи убеждены, что основные закономерности биологии поведения, а так же проявлений и потенциала развития высших психических функций  описаны и нет смысла говорить о чем-то еще, кроме дальнейшего научного экспериментального исследования в том же направлении, исходя из тех же представлений. При этом, говорить всерьез о фиксировании посредствам психофизиологического эксперимента опыта психического отражения субъективно ощущаемого контакта с высшей силой, и влияния процессов такого рода на материальный мир и деятельность человечества в нем, в научной среде просто не с кем. Это не рассматривается всерьез и вызывает, в лучшем случае, вежливое порицание с предложением удовлетвориться либо предположениями современных физиологов о природе веры, или религиозными посылами на этот счет, а в худшем случае, рассуждения такого рода сразу приравниваются к «заговорам деревенских брехух», или к разговорам об экстрасенсорных способностях, ведах, чакрах, магии и т.д.. Исходя из представления этой категории специалистов, вообще нет никакого смысла говорить о чем-то, кроме биологического уровня потребностной сферы и его проявлений в поведении человека.  Социум и вторая сигнальная система человека в этой модели восприятия мира представляются как некая случайная исторически сложившаяся аномалия, благодаря которой мы каким-то чудесным и невероятным способом, в некоторых случаях, можем менять влияние нашей биологической природы на поведение.  

Доказать читателю знакомому с такой позицией, что есть полноценные второй и третий уровень системы доминирующих потребностей мы не можем, это может сделать лишь личный опыт познания себя самого, через гипнодинамический,  либо иной психотерапевтический процесс, в котором важная роль отводится измененным состояниям сознания, которые позволяют созерцать свой внутренний мир с позиции беспристрастного наблюдателя.

 

Второй уровень, который начинает функционировать с того момента, как появляется внутренняя точка восприятия которая отражает информацию формирующую впоследствии фундамент для субъективного ощущения собственного «Я», мы назовем социальным.

 

Именно с появления внутренней точки восприятия начинает формироваться субъективно переживаемый опыт. Субъект сначала долгое время безвольно наблюдает за происходящими с ним и окружающей средой процессами, а потом начинает понемногу включать в них фактор произвольности, пытаясь воздействовать на них так, чтобы они стали максимально благоприятной для удовлетворения его потребностей средой. Такие попытки лежат в основе стремлений отдельного субъекта взять под контроль социум.

 

Внутренняя точка восприятия впоследствии, обнаруживает способность быть индикатором состояния для многих процессов внутренней реальности и процессов взаимодействия внутренней и внешней реальности.

 

А также, обнаруживает способность влиять на эти процессы, регулировать их и на основе полученного опыта, организовывать произвольно все более и более сложные процессы взаимодействия внутренней и внешней реальности.

 

~ 65 ~

Сложность увеличивается по причине все более и более развивающихся требований внешней реальности, а точнее, той её части которую мы называем социальной средой.

 

Как уже частично было написано выше, с момента начала освоения человеческой речи внутренняя точка восприятия постепенно преображается. Внутренняя и внешняя реальность в субъективном восприятии заполняется языковыми понятиями и ассоциациями.

 

Именно в этой картине возникает система убеждений о том, что такое мое «Я», что такое социум, и каковы особенности взаимоотношений «Я» с социумом. «Я» становится компромиссом между биологическими стремлениями которые находят отражение во внутренней точке восприятия, и требованиями окружающей среды, в большей степени социума. Поскольку требования окружающей среды в большей степени направлены в отношении «Я», то психике становится проще относительно «Я» их и структурировать, кроме того именно относительно «Я» в дальнейшем психикой организуется социально ориентированное поведение.

 

По своей сути, «Я» – это субъективно ощущаемая как целостная и стабильная, но на самом деле, виртуальная информационная структура, которая создана психикой под давлением социума в филогенезе. И которая проявляет себя в раннем детстве в восприятии субъекта, для объединения в одной области восприятия комплекса биологических индикаторов, отражающихся во внутренней точке восприятия и комплекса социальных индикаторов, отражающихся в речевой картине мира. Иллюзия целостности и стабильности «Я» - это защитное психическое явление, развившееся в филогенезе в процессе эволюции психики, с целью выживания в условиях конфликта биологически и социально ориентированных доминант потребностей. Это новый взгляд на «Я», чаще всего в психологических школах субъективно ощущаемое «Я» настолько превозносится по своему влиянию и значимости, что это иногда напоминает некий новый вид идолопоклонства.

 

~ 66 ~

 

После проявления и укрепления «Я», информация обо всем субъективно ощущаемом дискомфорте в СДП отражается психикой относительно «Я». В восприятии возникает иллюзия, что именно «Я» испытывает дискомфорт. Это приводит к появлению некой объединяющей доминирующие сосуды интегральной мотивации, которая является стремлением насытить весь значимый дискомфорт субъективно ощущаемый относительно «Я» (через «Я», внутри «Я»). Что приводит к интеграции в «Я» центрированном восприятии всех доминирующих сосудов.

 

«Я» становится в субъективном восприятии некой оболочкой общего сосуда для всех доминирующих потребностей. А образом, являющимся оболочкой для самого «Я», становится представляемый нами образ нашего тела.

 

Малый интегральный сосуд потребностей – это субъективно ощущаемая в целостном виде сумма всего дискомфорта, вызванного отсутствием в разной степени насыщения всех актуальных потребностей. Чаще всего, в обычном состоянии сознания, с интегральным сосудом ассоциативно связано наше субъективное представление о нашем собственном теле и нашем «Я».

 

Такая форма восприятия сосудов необходима для

 

формирования наиболее эффективной социально ориентированной поведенческой стратегии.

 

 

~ 67 ~

 

На социальном уровне функционирования системы доминирующих потребностей к биологической доминанте потребности, добавляется еще ряд факторов, влияющих в итоге на содержание мотивации в малом интегральном сосуде. Это

 

~ 68 ~

факторы, являющиеся следствием мышления, основанного на оперировании речевыми конструкциями, и ориентированного на оценку актуальной ситуации и прогноз эффективности социально ориентированной деятельности. Если написать простыми словами, то добавляется возможность определить, что если долгое время осуществлять какую-то социальную деятельность, не получая насыщения, то можно в итоге получить результат, социальная важность которого выше, чем страдания от деятельности без насыщения, например улучшение качества жизни людей. Например, интенсивно работая над созданием продукта интеллектуального труда.

 

Некоторые примеры добавляющихся социальных факторов доминанты:

 

1. Абстрактно представляемый энергетический потенциал сосуда.

 

Чем больше удовлетворения принесет насыщение сосуда, по субъективной оценке «Я», сформированной в результате абстрактных рассуждений, тем значимее эта потребность и тем важнее поведение ориентированное на её удовлетворение.

 

2. Социальная насущная актуальность.

 

Субъективно ощущаемая как собственная, индуцируемая социумом потребность в необходимых по существующим социальным нормам атрибутах и условиях жизни.

~ 69 ~

 

3. Абстрактно представляемая энергозатратность поведения ориентированного на удовлетворение потребности.

 

Фактор раскрывающийся при сформированном в

 

абстрактном рассуждении, неблагоприятном относительно энергетической компенсации прогнозе, и при отсутствии осознаваемой эффективной поведенческой стратегии.

 

4. Наличие благоприятных социальных условий.

 

Фактор благоприятных условий окружающей социальной среды и независящих от нас сложившихся обстоятельств.

 

5. Искаженная субъективная значимость.

 

Фактор раскрывающийся тогда, когда ложная система убеждений, либо речевых психологических защит, увеличивает, либо уменьшает уровень значимости остальных факторов.

 

Третий уровень системы доминирующих потребностей.

 

Понятие о третьем функциональном уровне системы доминирующих потребностей, описанное в настоящей теории, является гипотетическим. Единственный эксперимент, в котором этот уровень системы доминирующих потребностей может проявиться, это эксперимент созерцания собственного гипнодинамического процесса.

 

В большей степени, основные положения сформулированы относительно опыта наблюдения за личной гипнодинамикой системы доминирующих потребностей

 

~ 70 ~

автором теории, и являются, по сути, описанием опыта личного постижения автором свойств собственного сознания.

 

Делать такие предположения допустимо. Известно, что основатели психоанализа и трансактного анализа, а также других признанных психологических школ в своих описаниях процесса зарождения ключевых понятий метода, повествовали

 

о том, как распространяли предположение об устройстве психологических процессов, основываясь на личном опыте самонаблюдения и на опыте наблюдения за кем-то из клиентов.

 

В основе идеи о третьем функциональном уровне системы доминирующих потребностей, лежит описанная выше идея о процессоре, являющимся аналогом сознания, существующем в микромире и проявляющим себя в период реализации эволюционного потенциала вида в макромире.

 

           Из психологии, мы можем вспомнить идеи Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном. Как известно, сам Юнг изначально считал, что за коллективное бессознательное отвечают какие-то биологические структуры, и проводил аналогии коллективного бессознательного с ДНК, условно называл архетипы, с помощью которых описывается коллективное бессознательное, генетическим кодом психики,

 

~ 71 ~


который несет в себе информацию о развитии психики человечества в целом. При этом многие его последователи, использующие за основу его идею, стали утверждать, что феноменологические проявления коллективного бессознательного говорят скорее  о том, что оно представляет собой некое информационное поле, присутствующее во всем окружающем пространстве. А некоторые основатели и яркие представители таких передовых направлений как: трансперсональная психология, экзистенциальная психология, феноменологический метод системной семейной терапии и пр., открыто говорят о том, что психика отдельного субъекта является лишь транслятором какого-то общего для людей психического процесса. Который инициирован разумной вселенной, или разумной природой, или полем коллективной психики людей, или Богом и т.д., с какой-то целью, или просто по факту сложившихся в существующей реальности законов.

Конечно, в официальной научной среде Вы не услышите рассуждений на подобные темы. И те, кто на своих тренингах скачет вокруг клиентов с шаманским бубном, искренне пытаясь создать условия для проявления мистического опыта, возвращаясь на свои кафедры никак не выходят за рамки официальных представлений научной психологии. Но настоящая книга не имеет претензий на признание каким-либо научным советом, поэтому автор позволяет себе рассуждать открыто на сложные и спорные для психологии темы.

 

~ 72 ~


В рамках настоящей теории, мы видим, что теория о сознании вида, и его влиянии на систему восприятия каждого отдельного человека, и на поведение человечества в целом, объясняет многие реально существующие в жизни людей феномены, которые до сих пор традиционно относят к религиозному или мистическому опыту.

Однако читатель должен понимать, что такого рода рассуждения не бывают стройными и понятными с первых строк. Возможно, изложение теории стоит прочитать несколько раз, или пытаться усвоить материал, читая изложение отрывками. 

 

 

~ 76 ~

Возвращаясь к теории сознания вида, мы предполагаем, что оно устроено по принципу микропроцессора и содержит в себе алгоритмы, в соответствии с которыми, должно происходить взаимодействие микрочастиц, из которых состоит материя организма, и в частности материя молекулы ДНК. И эволюционное изменение происходит тогда, когда в этом микропроцессоре меняется соответствующий алгоритм.

 

Этот алгоритм не просто меняется, а меняется в соответствии с необходимостью, обусловленной реальными рисками вымирания вида в макромире. То есть, микропроцессор отражает информацию о рисках вымирания вида в макромире, и одновременно является индикатором эффективности, либо неэффективности реализующихся в нем программ. При этом сам по себе микропроцессор, фактически является лишь набором алгоритмов и измерительным прибором, способным выявить соответствие фактического перемещения частицы заданной программе. Но откуда берется новая программа, и как тестируется несовершенство старой.

 

В настоящей теории мы предполагаем, что это изменение вида является целенаправленным действием, реализуемым микропроцессором этого вида, в несколько этапов.

 

 

~ 77 ~

Первый этап – это сбор и обработка информации о рисках вымирания вида. Как уже было написано выше, мы предполагаем, что анализатором микропроцессора в макромире являются физические поля, отражающие состояние всех систем биологического организма и процессов происходящих в них.

 

Второй этап – это принятие решения об изменении алгоритмов, с целью произвести эволюционные изменения вида. Возможно, что в микропроцессор заложен некий индикатор уровня рисков вымирания, который автоматически срабатывает в случае превышения порога.

 

Мы предполагаем, что на этом этапе речь идет именно о выборе направления реализации эволюционного потенциала. При чем, как следует из ранее сделанных предположений, это может быть и сложный выбор, когда приходится приспосабливаться одновременно к нескольким угрозам вымирания, актуальность которых невозможно предположить в критический момент. По результатам такого выбора эволюционный потенциал распределяется по-разному внутри вида, в результате чего часть вида может вымереть.

 

Третий этап – это выявление неэффективной программы.

 

В случае эволюционного изменения, мы можем говорить, как о некой корректировке существующих программ, так и о полной замене. И в первом и во втором случае, в качестве материала для создания нового, используется старое. То есть, изначально

 

~ 78 ~


необходимо из тех программ, которые есть, выбрать нечто уже не настолько актуальное, либо неэффективное, либо деструктивное и требующее замены или корректировки. Этот акт подразумевает некий анализ существующих программ, и соотнесение их значимости в настоящем, в соответствии с существующими рисками вымирания.

 

Четвертый этап – это формирование проекта новой эффективной программы. Реализация этого плана подразумевает осуществление неких абстрактных операций, таких как: теоретическое составление нового алгоритма, выявление мишеней воздействия.

 

Пятый этап – это замена программы. Реализация этого плана подразумевает сообщение мишеням воздействия некого энергетического импульса, провоцирующего изменение вида в материальном мире.

 

 

~ 79 ~

 

В рамках настоящей теории, аналог сознания, проявляющийся в описанном выше процессе эволюционного изменения на первых трех этапах, мы назовем - самосознание вида, а аналог подсознания, проявляющийся на четвертом и пятом этапах, мы назовем – эволюционный потенциал вида.

 

Поскольку влияние эволюционного микропроцессора распространяется как на вид в целом, так и на каждого отдельного представителя вида. Мы можем описать проявление этого уровня, как проявления уровня системы доминирующих потребностей, то есть, как еще одну доминанту, которая оказывает влияние на итоговую мотивацию поведения, как каждого отдельного человека, так и человечества в целом.

 

~ 80 ~

 

                                                 ВЫВОДЫ

 

Исходя из вышеописанных рассуждений, можно еще раз сформулировать предположение настоящей теории. Существуют такие состояния психики, в которых действует система анализаторов и индикаторов, формирующих картину эффективности процесса организации деятельности вида в целом, как единого субъекта осуществляющего деятельность. Эту систему восприятия, также можно описать метафорой мембраны восприятия и фильтров восприятия,

 

 

~ 81 ~

которые существуют как в микромире, так и на уровне макромира.

 

Речь идет о некой точке восприятия, направляющей фокус внимания этой мембраны, способной фиксировать реальность на этом уровне относительно себя.

 

Кроме того, эта мембрана восприятия имеет систему анализаторов, связанную системой доминирующих потребностей каждого отдельного представителя вида в макромире. Само по себе изменение программ эволюционного микропроцессора с целью повысить шансы выживания вида – является деятельностью, организованной относительно потребности вида в выживании, следовательно, мы можем описать сосуд доминирующей потребности вида, отражаемый в мембране восприятия.

 

Поскольку эволюционное приспособление вида может происходить относительно разных направлений потребностной сферы вида, таких как: безопасность от угроз уничтожения другим видом в пищевой цепочке, вымирание от отсутствия пищевых ресурсов, вымирание от отсутствия условий для жизни

 

в окружающей среде; мы можем говорить об интегральном сосуде, аналогичном малому интегральному сосуду, описанному выше.

 

То есть, мы можем говорить о полноценном функциональном уровне системы доминирующих потребностей. Который объединяет в мембране восприятия большого интегрального сосуда весь человеческий вид в целом. В итоге

 

получается единый организм, организующий целенаправленную деятельность, ориентированную на

 

~ 82 ~

удовлетворение системы доминирующих потребностей вида в целом, и каждого отдельного человека, как части вида в целом.

 

Это третий по счету функциональный уровень системы доминирующих потребностей проявляется и на уровне макромира, и на уровне микромира, а также объединяет человеческий вид в единый объект, имеющий систему восприятия и совершающий деятельность, ориентированную на удовлетворение потребностей, связанных с рисками вымирания вида.

 

Влияние этого функционального уровня системы доминирующих потребностей добавляет в итоговую мотивацию деятельности малого интегрального сосуда каждого человека еще один фактор доминанты, который в рамках настоящей теории мы называем «давление интегральной доминанты».

 

Интегральная доминанта – давление, исходящее от интегральной системы доминирующих потребностей (слой психики, объединяющий человеческий вид в единый психический механизм), влияющее на итоговую мотивацию малого интегрального сосуда.

 

В случае с человеком, в зависимости от степени осознанности субъективно ощущается как: судьба, предназначение, личная миссия в обществе, указующий перст высшей силы и т.д. Либо вообще никак не ощущается и не осознается, но при этом, продолжает влиять на итоговую мотивацию поведения интегрального сосуда. Интегральная доминанта ориентирует деятельность человека относительно потребностей человечества, как вида, что создает почву для конфликта с социальной и биологической доминантой

 

~ 83 ~

мотивации поведения, и заставляет психику стремиться к компромиссу.

 





ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ

 

 Исходя изначально из предположения, что субъективно ощущаемое людьми в разной степени давление интегральной доминанты, возможно, является некой психической продукцией свойственной человеческой психике по каким-то причинам, автор настоящей теории решил использовать свои навыки и опыт медитативной работы ориентированной на внутреннее созерцание, для исследования и вербализации различных оттенков субъективно ощущаемого давления интегральной доминанты.

 

В результате этого внутреннего созерцания, находясь в состоянии глубокого медитативного погружения, автор обнаружил в основе дискомфорта, связанного с субъективно ощущаемым давлением интегральной доминанты, некую глубинную потребность иметь знание о природе и смысле существования окружающей действительности, о роли и миссии человечества в ней, и о своей личной роли и миссии. А так же способность психики удовлетворять эту потребность посредством продукции различных, всплывающих из глубин психики в медитативной полудреме образов, в которые облачается вышеупомянутая продукция, а так же, глубинных инсайдов связанных с ними. Другими словами, как если бы кто-то попросил вас представить в виде образа свое настроение, а затем описать его, вы бы изначально направили фокус внимания на исследование своего настроения, затем воззвали бы к ресурсу своего воображения для представления этого образа, после чего смогли бы описать его на бумаге. Точно в такой же логике автором настоящей теории было описано субъективно ощущаемое давление интегральной доминанты. С той лишь разницей, что созерцать свое собственное настроение возможно в нормальном состоянии сознания, а для созерцания давления интегральной доминанты необходимо весьма глубокое погружение в медитативный транс.

 

Исходя из предположения, что в случае наличия аналогичных психологических структур у всех людей, аналогичная по содержанию продукция должна найти свое

 

~ 84 ~


отражение в общих человеческих информационных источниках, удовлетворяющих вышеописанную потребность в знаниях, то есть, в религиях и верованиях, автор проанализировал актуальные в настоящее время религии на предмет наличия аналогичных попыток вербализировать похожую по своему содержанию психическую продукцию. В результате этого сопоставления, следы присутствия аналогичной, но менее детально вербализированной психической продукции были найдены автором во всех наиболее широко представленных сегодня религиозных концептах.

 

У читателя может возникнуть предположение, что авторская медитативная вербализация — это проекция религиозных знаний и представлений автора, но ниже читатель поймет, что это не так. После прочтения авторской медитативной вербализации и найденных аналогий в различных религиях, становится очевидным, что ни одна из найденных аналогий несравнима с авторской медитативной вербализацией по своей целостности и детальности описания. Это ни в коем случае не умаляет значимость текстов найденных аналогий, но напрямую указывает на то, что источником для авторской вербализации не могли быть тексты приведенных аналогий.

 

Ниже представлена авторская картина внутреннего созерцания и вербализации различных оттенков субъективно ощущаемого давления интегральной доминанты. Перед её прочтением очень важно понять, что она не претендует на какое-то новое

 

~ 85 ~


описание космологического процесса. Тут речь идет о психокосмологии, которая является продукцией психики, а не картиной описания космологического процесса. Сами понятия используемые при описании образов не нужно трактовать буквально, они являются продуктом аналогового воображения.

 

Автор предполагает, что эта картина имеет с реальной природой вышеописанной психической продукции такую же связь, как, к примеру, картины интеграции личности во вселенной, переживаемые в холотропном процессе адептами трансперсональных практик, к памяти об опыте пребывания внутри утроба матери. Только разница в том, что в случае давлением интегральной доминанты мы не можем провести аналогию с реальным опытом, проживаемым отдельным человеком, так как согласно нашим предположениям, в давлении интегральной доминанты проявляется некий опыт эволюционного развития человечества как единого психического объекта.

 

ИТАК, ЕЩЕ РАЗ ПРОШУ ВНИМАНИЯ! ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРИ ПРОЧТЕНИИ СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ КНИГИ ВАМ ПОКАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ ИСТОРИЮ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПРОЧТИТЕ ЕЩЕ РАЗ, НАЧИНАЯ СО СЛОВ «ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ»

 

 

 

~ 86 ~

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: