Необходимость и сущность управления финансами некоммерческой организации

 

Управление финансами некоммерческой организации - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансовых ресурсов для достижения определенного результата.

Целью управления финансами некоммерческой организации является определение путей оптимизации источников их формирования.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:

- с учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

- с грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

- с бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;

- с бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

- с сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;

- с коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

- с коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Управление финансами некоммерческой организации имеет следующие особенности, связанные со спецификой деятельности:

- организация имеет право самостоятельного распоряжения всеми поступающими доходами и поступлениями и их направление на цели, закрепленные при создании учреждения;

- происходит обособление финансовых ресурсов некоммерческой организации от имущества казны соответствующего публично-правового образования;

- отсутствие элементов сметного финансирования, привлечение средств бюджета в качестве финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг исключительно в форме субсидий;

- право на ведение операций на расчетных счетах в кредитных организациях;

- право привлекать средства рынка капиталов путем получения кредитов.

Основными принципами управления финансами некоммерческой организации являются:

- формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;

- использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

- самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);

- строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;

- контроль за рациональным использованием средств;

- покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.

Цикл управления финансами некоммерческой организации состоит из двух этапов:

1. Анализ структуры, динамики и факторов, влияющих на финансовые ресурсы.

2. Прогнозирование и оптимизация источников финансирования.

Целью анализа формирования финансовых ресурсов является определение оптимизации наличия финансовых ресурсов и рациональное их распределение по отдельным направлениям. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по их формированию, изменению пропорций между источниками их формирования и направлениями использования. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- анализ динамики, структуры и структурной динамики финансовых ресурсов;

- анализ влияния факторов на величину финансовых ресурсов;

- анализ эффективности использования финансовых ресурсов.

Для того, чтобы некоммерческая организация работала стабильно и надежно, необходим стабильный источник финансирования на длительный период времени. Найти один крупный, постоянный, надежный источник финансирования в настоящее время очень трудно. Поэтому некоммерческая организация должна заниматься сбором средств, привлечением и созданием финансовых источников, вести финансовое планирование и сочетать различные финансовые источники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: