Основные направления реформы сестринского дела в России

 

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, поэтому оно не может развиваться автономно, его совершенствование возможно только вместе с реформированием системы здравоохранения в целом, которое, как известно, направлено на создание качественно новых форм оказания медицинской помощи, ориентированных на конечный социально значимый результат в охране здоровья населения.

История развития сестринского дела, начиная с Н.И. Пирогова, С.П. Боткина свидетельствует об интеграции деятельности и образовательного пространства высшей медицинской школы и медицинских училищ. Формируемая сейчас многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела создает реальную преемственность знаний и навыков согласно уровню обучения. Она используется в практике последипломного обучения сестер с высшим образованием, которые наполняют новым смыслом содержание профессии.

Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. В ряде государств подобный диапазон ролей у медицинских сестер образовался не запланировано и бессистемно. Этот процесс был вызван потребностями населения, а в некоторых странах - стремлением сдержать рост расходов в сфере здравоохранения. Следовательно, специалистам в области планирования стало труднее описывать характер и масштабы медицинской практики, а соответственно, привести навыки и знания сестринского персонала на уровень потребностей населения без дублирования служб.

В некоторых странах существует 15 и более дополнительных категорий сестринского персонала, которые отличаются по степени своей профессиональной подготовки. Сестру, прошедшую подготовку повышенного уровня характеризуют:

· специализация;

·   расширенные знания и более совершенные навыки;

·   высшее образование и подкрепление практики исследованиями;

·   значительная степень независимости в практической работе и самостоятельность в принятии решений» [5,95-97]

К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Если в большинстве государств Европы реформа сестринского дела началась в середине 70-х гг., то у нас необходимость реорганизации системы оказания медицинской помощи населению по-настоящему осознали только в начале 90-х.

В России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. В декабре 1997 г. появился приказ Министерства здравоохранения РФ №390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а в январе 2001 г. - приказ №4 МЗ РФ "Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации". В этот же период (декабрь 2000 г.) Министерство здравоохранения РФ проводит коллегию "О подготовке специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с высшим образованием (менеджеров) в вузах Министерства здравоохранения России и их трудоустройстве", а также издает приказ №440 от 20.12.2000г. "О создании Совета Минздрава России по сестринскому делу". Многое из того, что отражено в этих нормативных документах, готовилось в Санкт-Петербурге. «Именно в нашем городе в 1992 г. был открыт первый в России факультет высшего сестринского образования на базе Медицинской академии им. И.И. Мечникова, а в 1999 г. создана кафедра сестринского дела на базе СПбМАПО». [6]

Реформа сестринского дела и образования в России, развитие медицинской науки, внедрение интенсивных медицинских, педагогических и информационных технологий предъявляют новые требования к сестринскому персоналу. В настоящее время формируется современная концепция сестринской специальности. Сестринское дело выделяют в самостоятельную отрасль медицины.

В условиях реформирования сестринского дела и рынка труда к современной медицинской сестре предъявляются высокие требования, касающиеся как хорошего образования, владения манипуляционной техникой, так и наличия критического мышления, коммуникативных и педагогических навыков. Таким образом, рост эффективности медицинской помощи при достаточно высоком уровне образования среднего медицинского персонала позволяет проводить дифференцирование сестринской деятельности, совершенствовать стандарты доврачебной медицинской помощи, определять и нормировать потребности пациента в медицинских услугах, осуществлять контроль и учет медицинской помощи и, следовательно, рационально и экономно использовать ресурсы здравоохранения.

В настоящее время сестринское дело в нашей стране сталкивается со многими проблемами. Прежде всего, это:

· традиционно сложившееся представление о медицинской сестре, только как о помощнике врача;

·   низкая заработная плата медицинских сестер;

·   выполнение неквалифицированного труда (непосредственно уходу за пациентом медицинская сестра уделяет только 15-20% своего рабочего времени);

·   отсутствие стандартов практической деятельности;

·   «размытость» и двусмысленность должностных обязанностей;

·   большие физические и психологические нагрузки на медицинскую сестру (на одну медицинскую сестру в терапевтическом отделении приходится, как правило, до 30 пациентов);

·   постоянный отток квалифицированных сестринских кадров из практического здравоохранения;

·   рутинность и отсутствие творческого начала в деятельности медицинской сестры;

·   изъяны профессиональной подготовки медицинских сестер;

·   недостаточный научный подход к проблемам сестринского дела;

·   отсутствие нормативной и правовой базы для самостоятельной сестринской практике, невозможность частной практики;

Нельзя не упомянуть и о консерватизме врачей и, более того, даже некоторой части медицинских сестер к реформам в сестринском деле.

Реформа сестринского образования, «хотя медленно и зачастую болезненно, но продвигается, причем с использованием не революционного, а, скорее, разумного, прагматического подхода: не разрушая то ценное, что накапливалось годами и используя весь передовой зарубежный опыт, но ни в коем случае не копируя его слепо». [7,120]

В основе реформ лежит стратегия, направленная на всемерное развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сестринского дела. Ключевым звеном реформы стал поворот лечебных организаций к личности медицинской сестры как субъекту деятельности, развитие которого неизбежно повлечет за собой развитие самой организации. Практика требовала специалиста сестринского дела новой формации.

Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

· сестринское образование;

·   сестринская практика;

·   научные исследования в сестринском деле;

·   самоуправление и консолидация сестринской профессии;

·   международное сотрудничество.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Реформы, происходящие в настоящее время в здравоохранении, кардинальным образом призваны преобразовать систему сестринского дела и образования в России. Полномочия современной медицинской сестры-менеджера должны быть гораздо шире, чем у ее предшественниц, выполнявших чисто технические функции помощницы врача.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: