Общие рекомендации по разработке анкеты
Практика показывает, что степень вовлеченности медицинских учреждений в реформу сестринского дела может значительно отличаться не только между регионами, районами, административными центрами и населенными пунктам, но и в границах самих территориальных образований. Таким образом, для получения полной «информационной картинки» о ходе продвижения реформы сестринского дела в г. Североморске необходимы данные со всех медицинских учреждений города, при этом полученные сведения будут представлять интерес и для руководителей каждого ЛПУ в отдельности.
Для того чтобы определить насколько активно, медицинские сестры вовлечены в процесс реформирования сестринского дела, необходимо помимо учета официальных данных и статистики о ходе реформ учитывать и мнение непосредственно самих медицинских сестер. Одним из наиболее доступных способов выявления мнения медицинских работников (в финансовом, техническом, организационном и временном аспекте), является опрос или анкетирование. Среди плюсов такого метода и возможность проведения его прямо на рабочем месте.
|
|
При разработке варианта анкеты необходимо учитывать следующие правила оформления и содержания:
· Вступительное обращение должно объяснять, зачем проводится опрос и для достижения, каких целей будут использованы полученные данные, правила заполнения анкеты.
· Вопросы должны быть лаконичными и составлены на языке, понятном респонденту.
· Оптимальный вариант оценочной шкалы - 5 баллов.
· Весь текст анкеты - вступительное обращение и перечень вопросов должны уместиться на одной стороне листа.
· Необходимо выразить благодарность респонденту за участие в заполнении анкеты.
Подготовленные анкеты целесообразно раздать медицинским сестрам для самостоятельного заполнения и не привлекать дополнительные человеческие ресурсы для проведения устного опроса.
При выборе вопросов для анкеты, в данном случае, как варианты рассматривались основные направления деятельности медсестер-менеджеров, появление которых обусловлено реформированием сестринского дела.
Полученная и проанализированная информация позволит ответить на следующие вопросы:
· Какие направления в деятельности медсестер-менеджеров активно внедряются в практику, какие требуют приложения дополнительных усилий, и какие пока оставлены без внимания?
· На каком уровне находится процесс проведения реформ в каждом ЛПУ и в г. Североморске в целом?
· Какие дополнительные мероприятия необходимо включить в новую программу развития сестринского дела в регионе?
|
|
· Определить расходы на реализацию необходимых мероприятий?
· Насколько объективно оценивают медсестры-менеджеры свое участие в реформе сестринского дела?
· Насколько изменился статус медсестры-менеджера с учетом проводимых реформ?
· Необходима ли дополнительная мотивация медсестры-менеджера для увеличения ее роли в проводимых реформах?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
При разработке анкет необходимо учитывать определенные правила оформления и содержания. При выборе вопросов для анкеты рассматривались основные направления деятельности медсестер-менеджеров, появление которых обусловлено реформированием сестринского дела. Полученная и проанализированная информация позволит повысить эффективность проводимых реформ и оценить фактическую роль медсестры-менеджера в реформе сестринского дела.
Вариант анкеты
Просим Вас оценить по пятибалльной шкале степень Вашего участия во время выполнения должностных обязанностей в перечисленных направлениях деятельности медсестры-менеджера. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение. Один балл является минимальной оценкой и 5 - максимальной. Оценки помогут нам определить Вашу роль в проводимых реформах сестринской деятельности, уровень проведения реформ в ЛПУ, пути повышения эффективности реформ. Заранее благодарим за помощь!
1. руководство сестринским персоналом и разработка методов управленческого планирования, проектирования и контролирования для повышения эффективности работы сестер в ЛПУ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. анализ деятельности своего отделения и ЛПУ в целом не только в аспекте оценки качества сестринской работы, но и экономического эффекта работы подразделений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. составление краткосрочных и долгосрочных планов мероприятий по улучшению работы сестринского персонала | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. разработка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения и составление плана мероприятий по их реализации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. осуществление медицинской и социальной помощи всем категориям населения, применяя современные знания и умения по новым сестринским технологиям работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. анализ состояния здоровья населения, разработка профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и улучшения качества жизни населения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. профессиональное оказание неотложной медицинской помощи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. организация и проведение обучающих семинаров, лекций и т.д. для сотрудников, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, медицинских и социальных центров, учреждений социальной защиты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. педагогическая деятельность в медицинских колледжах и училищах; | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. организация воспитательной деятельности в учреждениях; | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. проведение маркетинговых исследований в учреждениях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. организация и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14. самостоятельная разработка методических материалов, необходимых для учреждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Ваша роль в реформе сестринского дела | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ознакомившись в процессе написания работы «Роль менеджера в реформе сестринского дела. Пути этой реформы» на примере Мурманской области и г. Североморска, с учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:
· Реформы, происходящие в настоящее время в здравоохранении, кардинальным образом призваны преобразовать систему сестринского дела и образования в России. Полномочия современной медицинской сестры-менеджера должны быть гораздо шире, чем у ее предшественниц, выполнявших чисто технические функции помощницы врача.
|
|
· Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.
· В рамках нацпроекта "Здоровье" за последние годы в Мурманской области проведен большой объем работы по следующим направлениям: заработная плата медицинских работников, поставки медицинского оборудования и санитарного автотранспорта, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, родовой сертификат, вакцинация, диспансеризация.
· За годы реализации программы Развитие сестринского дела в Мурманской области» были реализованы мероприятия по следующим направлениям: сестринское образование; сестринская практика; самоуправление и консолидация сестринской профессии; научные исследования в сестринском деле. Эффективность результатов реализации программы «Развитие сестринского дела в Мурманской области» - 100%
· На будущие годы определены первоочередные задачи реформирования сестринского дела в регионе.
· В рамках проводимой реформы сестринского дела и реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Североморске на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые технологии сестринского процесса, которые способствуют повышению престижа профессии, увеличению роли сестринского медицинского персонала в современном здравоохранении. Осваиваются новые виды помощи, связанные не только с болезнями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Организованы отделения сестринского ухода, внедряются стандарты практической деятельности медсестры, создаются Советы медицинских сестёр.
· Медицинская сестра - менеджер с высшим образованием - служит соединяющим звеном между врачом и работниками среднего звена.
|
|
· Медицинские сёстры с вузовским дипломом - это особая категория медицинских работников, получивших академическое образование в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики здравоохранения, маркетинга, медицинского права, базовых медицинских дисциплин, - специалисты сестринского дела новой формации, менеджеры. Они готовы к проведению реформ, способны осуществлять обучение сестринского и младшего медицинского персонала, взять на себя управление и контроль сестринской деятельности.
· При разработке анкет необходимо учитывать определенные правила оформления и содержания. При выборе вопросов для анкеты рассматривались основные направления деятельности медсестер-менеджеров, появление которых обусловлено реформированием сестринского дела. Полученная и проанализированная информация позволит повысить эффективность проводимых реформ и оценить фактическую роль медсестры-менеджера в реформе сестринского дела
· Реформирование здравоохранения диктует необходимость в специалисте с глубокими знаниями менеджмента, управления здравоохранения, психологии, педагогики, экономики, маркетинга. Реализация этих задач в системе профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием предполагает максимальное приведение содержания образования к требованиям сегодняшнего дня. Во всех регионах России менеджеры сестринского дела занимают высокое место и показывают высокий уровень знаний и умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минздрава России от 13.09.02 №288 «О специалисте по управлению сестринской деятельностью»:// Здравоохранение. - 2002. - №12. - С.109-110.
2. Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9.01.2001 № 4) http://www.businesspravo.ru
3. Гарелик П.В., Жук И.Г., Иодковский К.М. Перспективы развития сестринского образования в России // Сборник научных работ.- Гродно, 2006.- С. 52-54.
4. Доклад о реализации целевых программ 2003-2007гг. в Мурманской области // Департамент экономического развития Мурманской области // Мурманск. 2007. - С -128.
5. Киргуев П., Рамонова Л., Крылов В. "Сестринское дело" // Высшее образование в России.- 2000.- № 6.- С. 95-97
. Лаптева Е.С. «Актуальные вопросы усовершенствования сестринских кадров» // Электронная газета «МАПО» http://www.mmm.spb.ru
. Лаптева Е.С., Павлович Т.Ю., Организация контроля качества сестринского ухода в лечебно-профилактических учреждениях. //Журнал «Главная медсестра» №6 2007г. - С.120
. Лекторов В.Н., Михалевич П.Н. О приоритетах и этапах реформирования современного здравоохранения // Медицина-2003.-№1(40).-С.6-7.
9. Официальный сайт Правительства Мурманской области <http://np.gov-murman.ru/news/?d=30-07-2008_15:53>
. Павел Чекмарев. Сестры милосердия - Первые помощники врачей // газета «Красное знамя». № 42 (187) от 25.апреля 2008г.- С.6
11. Руденко В.П. Реформирование здравоохранения - насущная потребность и медиков и всего населения //Медицина-2005.-№1(40).-С.4-5.
12. Теория сестринского дела: учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования: Самара: ГП "Перспектива", 2002.- С.160.
13. Хейфец А.С. Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России // Журнал «Главная медсестра».-2002,2003.-№№10-12,1,3.