Методические рекомендации

Средние величины представляют собой обобщенную характеристику качественно-однородной совокупности. Они призваны дать сводную, обобщенную характеристику какой-либо совокупности. Средняя величина выражается именованными числами. Например: средний срок наказания, средняя зарплата в рублях, средний срок расследования определенной категории преступлений и т.п. Средняя величина, отображающая типические черты данной совокупности по определенному количественному признаку, совершенно необходима для уяснения характера этой совокупности, так как без нее нельзя установить типичный уровень исследуемого признака для всей массы единиц наблюдения.

Статистика имеет дело с различными видами средних статистических величин. Важнейшими из них являются: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая, мода, медиана. Решать, какая средняя должна быть применена, можно только на основе всестороннего анализа той совокупности, свойство которой надо отобразить, причем любой вид средней может вычисляться только для однородной в качественном отношении массы явлений, в противном случае эти величины будут фиктивными, искажающими, а не отражающими реальные свойства исследуемых процессов.

Средняя арифметическая – является наиболее распространенным видом средних величин и представляет собой частное от деления суммы величин на их число, т.е. суммируются все значения у единиц совокупности и эта сумма делится на общее количество единиц совокупности. Можно исчислить среднюю арифметическую взвешенную в дискретном ряду распределения или среднюю арифметическую взвешенную в интервальном ряду.

Средняя гармоническая – это величина, обратная средней арифметической и часто применяется для анализа хозяйственной деятельности. Но в правовой статистике она практически не имеет применения.

Средняя геометрическая – вычисляется для установления средних показателей темпов роста или снижения (например, преступлений и т.п.). Для ее исчисления на протяжении всего исследуемого периода должно осуществляться или непрерывное снижение, или непрерывный рост изучаемых показателей. Она применяется для определения средних темпов роста.

Мода и медиана – иногда в качестве средней берется наиболее часто встречающаяся величина, называемая модой. Мода – это варианта, которой соответствует наибольшая частота. Медиана – это средняя варианта ранжированного ряда, то есть расположенного в определенном порядке – по возрастанию или убыванию вариант. Медиана делит ряд пополам и по обе стороны должно находиться одинаковое количество единиц статистической совокупности. Моду и медиану применяют для простоты определения средних величин.

Изучаемые статистической массовые общественные явления и процессы обладают как общими для всей совокупности, так и особенными, индивидуальными свойствами, различия между которыми называют вариацией. Ее причиной являются отличающиеся условия существования разных единиц совокупности. Вариация – неотъемлемая, необходимая черта, свойство массовых явлений, обусловливающее развитие явлений природы и общества.

Вариация существует в пространстве и во времени. Под вариацией в пространстве понимается колеблемость значений признаков по отдельным территориям (регионам). Под вариацией во времени подразумевается объективное изменение значений признака в различные периоды или моменты.

Наличие вариации в признаках явлений, изучаемых правовой статистикой, ставит перед ней такие задачи исследования, как определение меры вариации; ее измерение; нахождение соответствующих измерителей; показателей, характеризующих ее размеры; выявление их сущности и методов вычисления определяющих ее факторов.

Таким образом, общая цель занятия состоит в изучении сущности и значения вариации массовых явлений и средних величин, ознакомление с видами средних величин и техникой их вычисления.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии включают:

- Понятие вариации массовых явлений;

- Понятие средних величин;

- Сущность и значение вариации массовых явлений и средних величин;

- Виды средних величин: арифметическая, гармоническая, геометрическая, мода, медиана и др.;

- Техника их вычисления;

- Способы расчета показателей вариации.

Лекционная подача материала по данной теме предполагает 1 академический час и в обзорном виде дает представление об основах аналитической статистики и обобщающих показателях, характеризующих обобщенное значение признаков, их динамику и структуру в совокупности массовых явлений.

Литература к теме № 6

Основная литература

1. Правовая статистка: Учебник / В.Н. Демидов и др.; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я Лебедева. М., 2008.

2. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М., 2003.

3. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М., 2005.

Основными видами учебных занятий являются лекции, практические занятия (семинары) и самостоятельная работа.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем, главные проблемы изучения статистических методов исследования, взаимосвязей признаков правовой статистики, методов статистического планирования и прогнозирования. Для повышения эффективности преподавания дисциплины «Правовая статистика» целесообразно использовать различные активные формы проведения лекций.

Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объёме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей, понимания проблем правовой статистики, криминологии и уголовного права, овладения мотивированными подходами к статистическому прогнозированию. Кроме того, формируется понимание основных вопросов теории статистики и статистической методологии.

При самостоятельной работе студентам прививается практика работы с юридической литературой, нормативно-правовыми актами разного уровня и содержания (Конституция Российской Федерации, Кодексы, Федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д.), а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие занятия помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, написанию рефератов и других видов научных работ.

Заключительный этап изучения курса – зачёт, который проводится либо в форме собеседования, либо в форме тестирования, с целью проверки степени усвоения обучаемыми, программы курса.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: