Анализ положения на рынке

 

Ценовая структура европейского рынка ЛКМ распределяется следующим образом: основная масса продукции (60-70%) - средний ценовой сегмент, 20-25% - верхний, и 5-10% - нижний. В странах же СНГ продукция нижнего ценового сегмента занимает более 70% рынка. Однако сегодня на рынке ЛКМ стран СНГ наряду с таким фактором конкурентоспособности, как цена, определяющими являются качество, ассортимент, сервис. В настоящее время 46-48% мирового рынка ЛКМ приходится на строительные лаки и краски.

В Беларуси за последнее время также значительно выросла доля ЛКМ, потребляемых в строительстве. Если 10-12 лет назад она была равна 20-25%, то на сегодня - более 50%.

Наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребительского рынка традиционных органорастворимых (органоразбавляемых) ЛКМ. Так, прирост производства красок на органических растворителях с 2006 г. по настоящее время составил всего 0,6%. Их доля в общем объеме потребления строительных красок стабилизировалась на уровне 10-15%. В интерьере краски на органических растворителях используются довольно редко. Хотя в современных органорастворимых красках используется в качестве растворителя низкотоксичный уайтспирит, по экологичности они уступают воднодисперсионным краскам. По традиции их применяют и из-за невысокой цены. Одним из самых прогрессивных направлений как за рубежом, так и в Беларуси считается использование в строительстве воднодисперсионных красок, являющихся экологически благоприятными, высококачественными и экономичными. Их доля в общем потреблении ЛКМ превышает 60%, а в строительстве достигает 85-90%.

Немаловажным критерием, имеющим значение не только для производителей ЛКМ, но и для их потребителей, является состояние рынка сырьевых компонентов. Изменение цен на сырье, главная причина которого монопольный характер ценообразования, немедленно отражается на стоимости продукции. Несмотря на то, что более половины ЛКМ выпускается группой ведущих предприятий, расположенных в Центральном и Западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых небольших предприятий производительностью 100-500 т в год. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, т.к. уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40-60%.

В настоящее время основным направлением деятельности отечественных предприятий является ориентация, с одной стороны, на европейское качество и экологическую безопасность, а с другой - на ценовую политику восточного рынка.

Производство ЛКМ в Беларуси в 2009 и 2010 г.г. в тоннах, по данным Минстата представлено в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 - Производство ЛКМ в Беларуси в 2010 г. и (2009 г.) в тоннах, по данным Минстата

Виды продукции Беларусь Брестская обл. Витебская обл. Гомельская обл. Гродненская обл. Могилевская обл. Минская обл. Минск
Эмали, грунтовки и шпаклевки на конденсационных смолах 21804 (19908) 143 (123) 25 (20) 188 (121) 11230 (9104) - (5) 4670 (4685) 5548 (5850)
Лаки на конденсационных смолах 25845 (19481) 7 (6) - (-) - (-) 25501 (19226) - - 337 (247) - (2)
Лаки, эмали, грунтовки и шпаклевки на полимеризационных смолах 11067 (11819) - (4) 101 (160) 39 (34) 2778 (3421) 1204 (1315) 3198 (2570) 3747 (4315)
Лаки, эмали, грунтовки и шпаклевки на эфирах целлюлозы 598 (3868) 48 (42) 111 (114) - (-) 159 (145) - (-) - (3323) 280 (244)
Растворители и смывки для ЛКМ 2108 (1832) - (-) - (-) - (-) 546 (308) - (-) 1562 (1524) - (-)
Водоэмульсионные краски 22372 (17526) 9975 (7930) 363 (283) 303 (329) 1327 (852) 36 (38) 4805 (3969) 5563 (4125)
Густотертые масляные краски 976 (985) - (-) - (-) - (-) - (-) - (-) 976 (979) - (6)
Жидкотертые масляные краски (краски готовые к применению) 704 (732) 62 (25) 49 (125) - (-) - (-) 593 (582) - (-) - (-)
Олифы 735 (985) 142 (156) - (-) - (-) - (-) 593 (582) - (-) - (-)
Всего 91434 (80531) 10379 (8654) 737 (755) 531 (485) 41677 (33196) 5227 (2600) 16572 (19732) 16311 (15109)

Рынок ЛКМ всегда зависел от макроэкономических показателей. Нынешнее состояние отечественной отрасли тоже соответствует им. За семь месяцев 2011г. промышленность Беларуси увеличила выпуск продукции на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010г. Доступные кредиты, налоговые льготы, защита заграничных конкурентов и поддержка экспорта - все это дает валовой положительный результат. В связи с ростом белорусского рынка лакокрасочных материалов, наблюдаемым в последние годы, а также прогнозируемым в ближайшем будущем, лакокрасочная отрасль в Беларуси является привлекательной для инвестиций.

Оценка конкурентной среды

 

Потребители нашей продукции - жители и предприятия Беларуси. Осуществляется сбыт и в страны ближнего зарубежья (в основном в Россию).

Как и у любого предприятия есть свои конкуренты. Ими являются Россия и Украина. Наиболее близкими, по географическому расположению, конкурентами являются ОАО "Лакокраска и ООО “Заславский лакокрасочный завод”, которые расположены в Минском районе.

Среди белорусских производителей ЛКМ наиболее известным является ОАО “Лакокраска” (г. Лида). Оно имеет товарные склады в Витебске, Фаниполе под Минском, Могилеве, Бресте, Гомеле, Бобруйске, Пинске и Молодечно. “Лакокраска” специализируется в производстве ЛКМ для строительства, воднодисперсионных красок, лаков и является единственным производителем в Беларуси фталевого ангидрида. В общем объеме выручки предприятия поступления от продажи фталевого ангидрида достигают 30%.

ООО “Заславский лакокрасочный завод” занимается разработкой, производством и поставкой ЛКМ с 1998 г. За это время создано современное производство спектра материалов для различных областей применения с объемом выпуска более 200 тонн в год.

ОАО “Минский лакокрасочный завод” одно из старейших химических предприятий Республики Беларусь. Первое упоминание о заводе в архивных документах датируется 1935 годом. В настоящее время - это предприятие с числом работающих около 130 человек, располагающее производственными мощностями для выпуска 15000 т лакокрасочных материалов в год.

Значительным преимуществом ОАО “Минский лакокрасочный завод” является использование новых технологий и зарубежного сырья в производстве красок и лаков. Деятельность технологов ОАО “Минский лакокрасочный завод” направлена на замену вредных компонентов в составе производимых ЛКМ экологически безопасными. Поэтому наши материалы отличаются хорошей технологичностью, экологической чистотой, малой токсичностью и пожаробезопасностью. Это означает приближение к стандартам качества, принятым в Европе.

Стратегия маркетинга

 

Задачей маркетинга является удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена товарами. Под товаром понимается то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Разработка маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.

В маркетинговой стратегии разрабатываются:

долгосрочные планы компании на потребительских рынках;

анализ структуры рассматриваемых рынков;

прогноз тенденции развития рынка;

принципы ценообразования и конкурентные преимущества.

Для целенаправленного применения принципов и методов маркетинга, созданная на ОАО “Минский лакокрасочный завод” маркетинговая служба, будет иметь следующие задачи:

планирование жизненного цикла товара;

формирование спроса и стимулирование сбыта продукции;

формирование ценовой политики;

формирование образа товара, предприятия;

выработка "отличительного преимущества";

достижение запланированной прибыли.

Сбытовая политика

 

Наиболее важной задачей маркетинговой службы ОАО “Минский лакокрасочный завод” является распределение производимого товара.

В последние годы происходит бурное развитие каналов распределения продукции. Как правило, 15-40% от розничной цены товара составляют затраты на использование каналов распределения. Поставщики и потребители используют средства электронного обмена информацией для передачи заказов и счетов в рамках существующих каналов распределения. В то же время активно создаются совершенно новые каналы: розничная торговля с помощью каталогов, заказ товаров по телефону, торговля посредством телевидения и Интернет.

Использование каналов распределения принесет ОАО “Минский лакокрасочный завод” определенные выгоды:

экономию финансовых средств на распространение продукции;

возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

продажу продукции более эффективным способом;

высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

сокращение объема работ по распределению продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: