Культура межэтнических отношений

(специальный курс)

 

«Чтобы строить достойные межличностные

 и межэтнические отношения надо знать,

понимать и изучать культуру друг друга».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      

Ставропольский край расположен в центре Северного Кавказа и представляет сложную этническую структуру, состоящее из более 100 этносов и этнических групп. В крае невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.

Выпускники общеобразовательных школ придя на производство или продолжая образование в вузе приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.

 В процессе успешной организации трудовой деятельности на рынке труда важная роль должна быть отведена установлению деловых, партнёрских, достойных межличностных отношений в деле сотрудничества на основе взаимного уважения и понимания национальных особенностей и традиционных ценностей: воспитания, образования, культурных, политических и религиозных взглядов.

Вначале сразу же отметим уникальное высказывание основоположника теории развития человеческого общества К.Маркса: «…на определенной ступени жизни дети воспитывают своих родителей». Развивая эту мысль, мы невольно приходим к такому, на первый взгляд кажущемуся простым, выводу, что на определенном этапе учебного и производственного процесса ученик воспитывает своего учителя, студент – преподавателя, коллектив – руководителя.

    Большинство людей думают, что воспитание – это односторонний процесс переливания «душевной жидкости» из одного сосуда в другой. Подобный односторонний подход к постоянно важной проблеме воспитания личности был бы вовсе не полным. Воспитывая в дошкольниках, учениках, подчиненных чувство доброты и отзывчивости, мы сами становимся добрее и отзывчивее, а воспитывая трудолюбие и ответственность перед самим собой и перед обществом, мы воспитываем эти качества и в себе. Развивая в учениках, студентах святую любовь к науке, познанию, или такие важные чувства, как целеустремленность, самокритичность, умение довести начатое дело до конца, каждый раз мы воспитываем эти качества и в себе.

    С другой стороны, если мы грубы, безответственны, то все это зачастую невольно передается нашим детям. Примеров из жизни, подтверждающих сказанное, можно привести много, они требуют научного исследования. Во всех жизненных ситуациях, естественно, следует вдумчиво и с особой осторожностью относиться к вопросам воспитания, совершенствования личности, чтобы в дальнейшем можно было увидеть человека в человеке.

Необходимо еще в школе, в старших классах дать учащимся такие сведения, которыми, в силу обратной связи, они могли бы воздействовать на мировоззрение своих родителей (например, при выборе профессии, при устраивании семейного быта и т.д.). Выработать и воспитать у выпускников такие качества, чтобы они могли в будущей трудовой деятельности, попав в коллектив, определенным образом влиять на него, научить их строить правильные отношения с окружающими. Естественно все эти личностные качества (и хорошие и плохие), привитые в юности родителями, школой, обществом в целом, включая улицу, фиксируется в сознании и невольно передается последующему поколению. В этой связи не позволительно вести себя произвольно как вздумается или самотеком. И если всему этому подрастающее поколение учили в родительском доме, в школе да и в обществе в целом глубоко убежден, что люди задумывались бы над своими поступками проделанными ими в той или иной сфере жизненного пространства. Известная пословица «Береги честь смолоду» должна быть всегда компасом в деле воспитания подрастающего поколения. И это достаточно серьезный фактор.

Нам хорошо известны примеры, когда родители обидчивы от природы – дети обидчивые, родители излишне словоохотливы – дети такие же, базирующиеся на образе жизни родителей.

Дети же в свою очередь не могут противостоять личностным качествам своих отцов, хотя им о них все было известно, а стали жертвами образа жизни собственных родителей. Сказанное происходит, как бы не осознано, рефлексивно, самотеком. Нужно оперативное вмешательство из вне, соответствующее воспитание, чтобы предотвратить негативные явления. В школе, где этот вопрос, по моему глубокому убеждению, должен быть центральным, говорится лишь поверхностно.                                                

Следует отметить, что национальные особенности и традиционные ценности у различных народов проявляются по-разному и чтобы строить правильные отношения, мы должны знать культуру друг друга всесторонне, как из внутри, так и внешне. И если бы эти вопросы на должном уровне изучались еще в школе, то наверняка каждый бы задумался, прежде чем совершить тот или иной поступок в собственной жизни.

Вполне понятно, что для трудных подростков и взрослых на перевоспитание нужно потратить время, которого так не хватает у взрослых. Однако сегодняшняя жизнь, как в зеркале, показывает, к чему приводит такое невнимание.

«Воспитание должно активнее воздействовать на развитие ребенка, стимулируя развитие того положительного, что дано природой, и устраняя дефекты, которые могут быть переданы по законам наследственности и которые должны быть устранены воспитанием(Г.С.Прозоров. Наследственность и воспитание. М., 1960, С.29).

Вот почему необходимо всегда помнить: воспитывая – задумывайся, задумываясь – воспитывай. Естественно на данном этапе развития нашего общества, следует особо обратить внимание на развитие в детях таких качеств, как ответственность, благородство, порядочность, деловитость, честность и т.д

Эффект от работы будет значительным, если не только бороться с недостатками, но и развивать положительные качества: уважение к родителям, от которых унаследованы трудолюбие, доброта, честность, умение дружить и так далее. Следует пробуждать у учащихся желание узнать о жизни своих предков: чем они занимались (очень часто это отражается – в фамилиях), где жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем можно помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь довольно часто это тоже передается по наследству.

Наши учащиеся находятся в том возрасте, когда с ними следует говорить о браке, о создании семьи. Воспитатель должен помочь ребятам избавиться от определенных недостатков или развить какие-то достоинства еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, влияет на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитывают своих детей. Убеждены, что одной их важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супругов изменить или во всяком случае смягчить недостатки своего характера, хотя эти качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. Иногда даже причину развода так и указывают – несходство характеров. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. В праве ли учитель безучастно стоять в стороне?

В художественных фильмах, показанных на экранах страны, имеется богатейший материал, который учитель может использовать для осмысленного воздействия на воспитуемого, стимулируя в нем все положительное, что дано природой и, устраняя дефекты характера, которые передаются по законам образа жизни.

В силу специфики нашего политэтничного региона и происхождения конфликтных ситуаций среди многонациональной молодежи, проживающей на Северном Кавказе усложнилась проблема взаимопонимания между молодыми людьми, что в первую очередь сказалось на установление правильных межличностных и межэтнических отношений, для чего надо знать, понимать и основательно изучать культуру и традиции друг друга.

       Так как в стране происходят конфликтные ситуации, ущемление интересов, социальных прав, спокойной жизни одних народов за счет других, то необходимо безотлагательное вмешательство, чтобы выправить положение. Возникает вопрос: с чего начинать полноценное воспитание личности, хотя бы подрастающего поколения с учетом реальной ситуации. Для этого вспомним слова, произнесенные Демокритом в свое время: «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственных позиций…».

     Схема может быть обозначена на основе вызывания чувства: понимания, ответственности, порядочности, обязательности, терпимости, хладнокровия, анализа, прогнозирования, решительности, уважения, и т.д. То есть все то, что нужно в жизни каждому из нас, а также в межличностных и межэтнических отношениях.

Для ответа на поставленный вопрос нами проведено исследование на тему «Этнопсихологические основы становления и воспитания личности с учетом национального характера и традиционных ценностей». Это довольно сложная социально-педагогическая проблема, решение которой крайне необходимо обществу и в основу которой заложен педагогический опыт А.В.Авксентьева, В.А.Авксентьева, А.К.Музенитова. Исследование начал с того, что изучил и выявил национальные особенности и традиционные ценности практически всех народов, проживающих в Российской Федерации и в особенности Северного Кавказа. Итогом исследовательской работы является разработанный объем и содержание программы специального курса, получивший название «Культура межэтнических отношений» (36 часов) и соответствующие рекомендации к изучению.

 Вообще говоря, об особенностях культуры и традиций всех народов надо глубже и шире их изучать и внедрять в практику воспитания, чтобы общество могло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, если же умалчивать об этом, значит, тормозить их развитие. От этого и зависит установление правильных общественных, межэтнических и межличностных отношений.

     В целом проведенное исследование в этом направлении переросло в целую теорию, получившую название: «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся», основу которой составили: высказывания, пословицы и поговорки народов мира, стратегии педагогического воздействия, учебно-познавательные фильмы, спектакли, клятва о достойном поведении в обществе. И изданы в виде методических рекомендаций под названием «Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения».

В вопросах воспитания подрастающего поколения, следует быть очень осторожным и аккуратным, а также обладать большим педагогическим искусством и обладать одним необходимым условием: быть любимым и уважаемым учащейся молодежью. Только в этом случае ученик всегда простит, если преподаватель «вышел» за пределы дозволенного.

Хотелось бы подрастающее поколение, а также всех родителей, учителей, преподавателей, руководителей всех уровней обратить внимание на следующий факт, который в лаконичной форме можно представить в виде следующего высказывания: «Жизнь и природа не прощает и сурово наказывает тех, кто однажды встал на подлый, коварный путь и широко одаривает каждого, кто делает добро окружающему». Это глубоко религиозное, православное учение и подтверждается его проявление на основе наблюдений и человечество это давно заметило.

Если же в основу воспитания подрастающего поколения принять некоторые аспекты выше приведенного тезиса, то каждый бы задумался над совершением того или иного правонарушения по отношению к окружающим.                       

       Ниже приведем программу, обозначим цели, задачи, ожидаемые результаты и тематическое планирование специального курса «Культура межэтнических отношений».

ЦЕЛИ:

1. Формировать у учащихся знания об этногенезе народов Северного Кавказа, изучать положительный опыт межэтнических отношений в регионе. 

2. Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка народов Северного Кавказа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий.

ЗАДАЧИ:

1.Дать учащимся комплекс знаний об историко-цивилизационном развитии народов Северного Кавказа.

2. Обучить школьников и студентов национальным традициям народов на Северном Кавказе.

3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений.

4. Подготовка школьников и студентов к социализации в полиэтничном регионе.

5. Осуществлять патриотическое, гражданское, воспитание школьников и студентов.                                                     

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

1. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки культуры межличностного и межэтнического отношений.

2. Познакомить учащихся с нормами о достойном поведении в полиэтничном регионе, о недопустимости разжигания национальной розни и других негативных явлений.

3.Привить учащимся навыки толерантного отношения к феномену поликультурности и поликонфесиональности.

Cодержание программы специального курса «Культура межэтнических отношений» школьники (10-11 классы), студенты (1-2 курсы), всего 36 часов.

 

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений» (2 ч.)

Исторические этапы развития народов России и Северного Кавказа. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Национальная политика российского государства.

Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе(4ч.) 

Национальная психология: сущность и содержание национального характера. Этническая идентичность и ее формы, предубеждения, этнические предрассудки, стереотипы.

Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих на Северном Кавказа (14 ч.)

Культура и традиции: русского, греческого, осетинского, дагестанского, черкесского, чеченского, ингушского, калмыцкого, армянского, грузинского, немецкого, и других народов, проживающих на Кавказе..

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность (8ч.)

Культура личности. Этикет. Культура межнационального общения. Культура поведения. Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения. Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения.

Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений (4 ч.)

Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания. Факторы, влияющие на социализацию молодежи в полиэтничном регионе. Институты социализации. Роль среды в процессе социализации.

Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса       «Культура межэтнических отношений» (4 ч.)

Выступление преподавателя и учеников на темы:             1.О достойном поведении в обществе»,  2. О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Сотрудничество молодежи Ставропольского края и стран Евросоюза и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

2. Межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края со странами Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока по вопросам культуры и нации.

3. Межкультурное и межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края с другими регионами и странами для проведения экскурсий с целью ознакомления с достопримечательностями этих регионов и стран.

Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики местопроживания, а также собственных взглядов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема занятий

Количество занятий

теоретические практические

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений»

Исторические этапы развития народов России, Северного Кавказа

  1

Национальная политика российского государства

1  

Тема 2. Особенности национального характера, культурные традиции народов, проживающих на Северном Кавказе.

Национальная психология: сущность и содержание национального характера

1  

Этническая идентичность и ее формы

  1

Этнические предрассудки

1  

Этнические предубеждения и стереотипы

  1

Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих на Северном Кавказе   

 Индо-европейские народы Северного Кавказа (русские, украинцы, белорусы, греки, армяне, осетины)

2 2

 Адыго-абхазские народы Северного Кавказа (кабардинцы, черкесы, адыгейский, абхазы, абазинцы)

1 1

Тюркские народы Северного Кавказа (туркмены, татары, азербайджанцы, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкары)

1 1

Нахско-дагестанские народы Северного Кавказа (аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши)

1 1

Народы других этнолингвистических семей (евреи, калмыки, грузины и др.)

2 2

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность

Культура личности. Этикет.

1  

Культура поведения

1  

Культура межнационального общения

1 1

Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения

1 1

Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения

  2    

Тема 5.Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений

Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания

1

 
Факторы, влияющие социализацию молодежи в полиэтничном регионетерном Кавказе,вРоссии и Европе.

 

1
 Институты социализации

 

1
Роль среды в процессе социализации     Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса «Культура межэтнических отношений

1

 

 

 
Выступление преподавателя и учеников на темы: 1. О достойном поведении в обществе

 

1

  1
2 О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы

 

1

  1
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: