На занятиях большую роль мы отводили решению системы практических задач с экономическим содержанием, основываясь на том, что решение задач является основной формой организации процесса обучения. Эта система логически взаимосвязанных задач с экономическим содержанием (в экономике все взаимосвязано) в нашем исследовании построена с учетом:
а) реализации межпредметных связей математики с предметами социально-экономического цикла в курсе средней школы и колледжей, позволяющих достигнуть единства воспитания экономической грамотности учащихся и повышения уровня математического развития при решении экономико-практических задач;
б) логической последовательности введения экономических понятий в содержание систем задач по математике, способствующей усвоению как экономических понятий, так и раскрытию взаимосвязей экономических явлений на базе анализа практических ситуаций для выработки у учащихся вполне законченного и отчетливого представления об экономических явлениях. В связи с этим возникла необходимость выявления методических особенностей решения задач с экономическим содержанием.
|
|
Однако при исследовании межпредметных связей в экономическом аспекте по всем предметам общеобразовательного цикла в курсе средней школы и колледжей мы стремились строго учитывать логику построения научных основ этих дисциплин, объем и содержание экономического материала по разным предметам, чтобы выявить условия и возможности более полного и эффективного использования их при построении курса «Математика и экономика» для усиления в целом политехнической направленности среднего математического образования, а именно:
1. Воспитания экономической грамотности учащихся с целью привития им знаний и умений анализировать практические экономические ситуации.
2. Повышения уровня математического развития учащихся при решении задач с производственным содержанием.
Решение этих двух задач в курсе математики можно осуществить через систему логически взаимосвязанных математических задач с экономическим содержанием в сочетании с проведением глубокого экономико-математического анализа экономических явлений в конкретных условиях производства.
В процессе разработки в системе математических задач с экономическим содержанием возникла необходимость систематизации экономических понятий, вводимых в условия задач.
Систематизация этих понятий осуществлялась следующим образом:
а) составлялись условия задач так, чтобы сущность вводимых экономических понятий раскрывалась условием самой задачи;
б) проводился элементарный экономический анализ тех ситуаций, которые отражены в условии самой задачи. Под экономическим анализом мы понимаем с одной стороны выявление логических связей между экономическими понятиями, с другой - на базе анализа экономических явлений, описанных в условии задачи, определение взаимосвязей этих явлений. Это обстоятельство положено нами в основу экономико-математического мышления учащихся.
|
|
Отметим, что главными факторами воспитания экономической грамотности учащихся являются:
а) выяснение содержания экономических понятий и установление их логических связей;
б) умение проводить теоретический экономический анализ экономических ситуаций;
в) умение проводить количественный экономико-математический анализ экономических явлений.
Эти три основные положения легли в основу установления трехуровневой системы задач на занятиях.
Рассмотрим эту систему уровней.
Первый уровень. Пропедевтика элементарных экономических знаний на базе конкретно рассматриваемых задач с экономическим содержанием.
На этом этапе повторяются и углубляются «предшествующие», «сопутствующие», а также «предваряющие» экономические понятия, которые вводятся в курс, и выявляются логические связи экономических понятий.
Второй уровень. Формирование простейших навыков элементарного экономического анализа.
На этом этапе решаются более сложные задачи в экономическом аспекте, по результатам решения которых учащиеся должны выполнить элементарный экономический анализ, т.е. выявлять взаимосвязи экономических явлений, рассматриваемых в условиях задачи.
Третий уровень. Воспитание у учащихся умения проводить элементарный количественный экономико-математический анализ.
На этом этапе рассматривается система задач, содержание которых связано с необходимостью выполнения количественного элементарного экономического анализа конкретно рассматриваемых в задаче экономических факторов с целью определения прибыли, то есть выявления рентабельности предприятия, цеха, участка и т.п.
В результате анализа методики решения прикладных задач мы выявили, что решение прикладных задач состоит из трех этапов: формализации, решения математической модели и интерпретации.
Все три этапа решения прикладных задач ярко проявляются и при решении задач с экономическим содержанием. При решении задач с экономическим содержанием на этапе формализации происходит переход от реальной экономической ситуации к адекватной экономико-математической модели. Построение самой экономико-математической модели зависит, прежде всего, от структуры самой задачи, от взаимосвязей между компонентами, которые даны в условии задачи. Если зависимости между экономическими компонентами простые, то составление экономико-математической модели не вызывает у учащихся затруднений.
На этапе формализации для перехода от реальной экономической ситуации к построению адекватной экономико-математической модели учащиеся должны выявить взаимосвязи между компонентами, которые приведены в условии задачи, уметь выразить их математическими символами, и чем сложнее условие задачи, тем сложнее взаимосвязи между компонентами, как в математическом, так и в экономическом плане, в результате повышается уровень математического развития и экономической грамотности учащихся, воспитывается умение пользоваться математическим аппаратом, находить новые приемы решения этой модели, если известные им методы решения являются не совсем рациональными, и т.д.; математических способностей учащихся в теоретико-математическом аспекте.
На этапе интерпретации у учащихся воспитывается умение провести подробный анализ экономических явлений, описанных в условии задачи, выявить соответствие полученных результатов смыслу экономической задачи, оценить и осмыслить значение данных экономических факторов для практической деятельности людей, предсказывать и осознавать пути улучшения экономических факторов, устранения недостатков.
|
|
Оценка знаний
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть определены в рамках следующих форм контроля:
1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, их активность и степень усвояемости изученного материала на занятиях).
2. Тематический контроль (проверочные работы).
3. Практические и лабораторные работы.
4. Система зачетов.
5. Экономико-математическая олимпиада.
Используемая литература
А) Основная
1. Апанасов П.Т. Сборник математических задач с практическим содержанием. М.: «Просвещение», 1987.
2. Музенитов Ш.А. Математические основы экономики труда и производства. Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1986.
3. Музенитов Ш.А. Сборник математических задач с экономическим содержанием. Ставрополь, 2002.
4. Музенитов Ш.А. Математика и экономика. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
5. Музенитов Ш.А. Математическая экономика. Учебное пособие. Ставрополь, 2003.
6. Музенитов Ш.А. Математические основы экономики и методы оптимизации. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
7. Музенитов Ш.А. Матричная алгебра в экономике. Методические рекомендации. Ставрополь, 1994.
8. Монахов В.М. Методы оптимизации. М.: «Просвещение», 1980.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: «Просвещение», 1977.
10. Курош В.Г. Курс высшей алгебры. М.: «Просвещение», 1974.
Б) Вспомогательная
11. Монахов В.М. Вопросы экономического образования учащихся при обучении математике. // Математика в школе, № 4, 1972.
12. Музенитов Ш.А. Методические указания по факультативному курсу «Математические методы в экономике». Ставрополь, 1979.
13. Музенитов Ш.А. Решение задач с экономическим содержанием. М., 1980.
14. Музенитов Ш.А. Задачи с экономическим содержанием на внеклассных занятиях. // Математика в школе, №2, 1979.
|
|
15. Музенитов Ш.А. О воспитании экономической грамотности учащихся. //Советская педагогика № 2, 1982.