Класс (2-3 курс), 72 ч

Класс (2 курс), 36 ч.

1. Предмет и задачи специального курса «Математика и экономика» – 2 часа.

2. Экскурсия на строительные или промышленные предприятия города – 4 часа.

3. Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих – 6 часов.

Повременная, сдельная, аккордная формы оплаты труда. Премии. Составление простейших калькуляций.

4.   Понятие о научной организации труда - 2 часа.

5.Применение элементарных математических функций в экономических расчетах – 12 часов.

Линейные, дробно-линейные, квадратичные, показательные, степенные и логарифмические функции в экономическом анализе. Неравенства. Системы уравнений и неравенства.

Проценты в экономике. Накопление. Погашение кредитов. Вычисление амортизационных отчислений.

6. Использование понятия производной в экономических расчетах – 8 часов.

Определение темпов роста или снижения производительности труда, себестоимости продукции, расхода материалов и т.п. с помощью понятия производной.

Эластичность функции. Динамика спроса и предложения на товары относительно их цен. Оценка сроков выполнения и перевыполнения производственных планов.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций при решении экономических задач. Расчет объема выпускаемой продукции, прибыли промышленного производства.

7. Семинарские занятия по итогам года - 2 часа.

 

Класс (3 курс), 36 ч.

8.  Вводное занятие. Ученические производственные бригады. Роль математики в экономическом образовании, влияние математических знаний трудящихся на повышение производительности труда – 2 часа.

9.  Экскурсия на завод или фабрику - 4 часа.

10. Применение понятий о матрицах и их свойствах в экономике производства – 18 часов.

Матрицы 3-го порядка, их свойства, действия над ними. Вычисление определителей. Обратные матрицы. Решение системы линейных уравнений 3-го порядка с помощью матриц.

Межотраслевые связи производства. План выпуска валовой продукции. Определение себестоимости.

Определение занятости в производстве. Размер капитальных вложений.

11. Использование понятия об определенном интеграле и его свойствах в экономических расчетах – 6 часов. 

Составление производственных функций (в ознакомительном плане).

Объем выпускаемой продукции. Запас товара. Амортизационные суммы. Определение средней производительности труда, среднего расхода сырья.

12. Экскурсия в вычислительный центр - 2 часа.

13. Семинарские занятия - 2 часа.

14. Лекция о выборе профессии - 2 часа.

Выбор экономического материала при разработке курса «Математика и экономика» был обусловлен в первую очередь необходимостью практического применения полученных знаний в своей повседневной жизни и трудовой деятельности и являясь логическим продолжением обязательного курса математики он нацелен на:

- усвоение учащимися экономических знаний в процессе решения математических задач с экономическим содержанием;

- углубленное изучение программных вопросов обязательного курса математики;

- формирование у учащихся умений и навыков по применению полученных экономических знаний в жизни и трудовой деятельности.

Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся во внеаудиторное время в форме разработок, докладов, рефератов (деловая игра, практическая работа) по следующим темам:

1.  Почему страны торгуют друг с другом?

2.  Роль государства в экономике страны?

3.  Как выгодно вложить деньги в ценные бумаги?

4.  Какую роль играют цены в экономике?

5. Как влияют на уровень жизни изменения в экономике?

6.  Как и почему люди продают и покупают акции, облигации, ценные бумаги?

7.  Что такое инфляция и чем она вызвана?

8.  Выбор профессии предпринимателя.

9.  Чем занимается брокер, маклер, дилер?

10. Как сделать рубль конвертируемым? Лицензии, налоги, пошлины.

Настоящие материалы могут быть использованы при изучении обязательного курса математики и информатики в средней школе и колледжей.

Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики места проживания, а также собственных взглядов.

 

Тематическое планирование

Тема занятий

Количество занятий

Теоретичес-кие

Практичес-кие

10 класс (II курс)

Тема 1. Предмет и задачи спецкурса «Математика и экономика»

Общие сведения об экономике страны

1

 

Математические модели в экономике

1

 

Тема 2. Экскурсия на строительные и промышленные предприятия города

Экскурсия на промышленный объект

 

2

Экскурсия на строительную фирму

 

2

Тема 3. Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих

Повременная оплата труда

1

 

Сдельная оплата труда

1

 

Аккордная оплата труда

1

 

Премиальная и договорная оплата труда

1

 

Сведения о калькуляции

 

1

Составление простейших калькуляций

 

1

Тема 4. Понятие о научной организации труда

НОТ на предприятии и эффективность

1

 

Использование НОТ в трудовой деятельности

 

1

Тема 5. Применение элементарных функций в экономических расчетах

Линейные и дробно-линейные функции

1

 

Квадратичные функции в экономике

 

1

Показательные функции в экономике

 

1

Степенные функции в экономике

 

1

Логарифмические    функции    в экономике

 

1

Неравенства

 

1

Система уравнений

1

 

Система уравнений и неравенств

 

1

Проценты в экономике

1

 

Накопление

1

 

Погашение кредитов

1

 

Вычисление         амортизационных отчислений

1

 

Тема 6. Использование понятия производной в экономических расчетах

Темпы роста (снижения) производительности труда

 

1

Себестоимость продукции

1

 

Расход материалов

1

 

Эластичность функции

1

 

Динамика спроса и предложения

1

 

Выполнение производственного плана

 

1

Наибольшее и наименьшее значение функции

 

1

Экстремальное значение функции в экономике

 

1

Тема 7. Семинарское занятие по итогам года

Доклады учащихся

 

1

Подведение итогов

 

1
                     

 

Тема занятий

Количество занятий

Теоретические Практические

11 класс (III курс)

Тема 8. Ученические производственные бригады

Ученические производственные бригады

1

 
Роль математики в экономическом образовании

1

 

Тема 9. Экскурсия на завод или фабрику

Экскурсия на завод

 

2
Экскурсия на фабрику

 

2

Тема 10. Применение понятий о матрицах и их свойствах в экономике производства

Матрицы 2-го и 3-го порядка

1

 
Действия над матрицами

1

 
Определители 2-го и 3-го порядка

 

1
Свойства определителей

 

1
Вычисление определителей

 

1
Решение уравнения с помощью матриц

 

1
Обратная матрица

1

 
Вычисление обратной матрицы

 

1
Решение систем уравнений 2-го порядка

 

1
Решение систем уравнений 3-го порядка

 

1
Составление простейших моделей

1

 
Использование теории матриц в экономике

1

 
Межотраслевые связи производства

1

 
План выпуска валовой продукции

1

 
Определение себестоимости

 

1
Определение занятости на производстве

1

 
Размеры капиталовложений

 

1
Матричные модели в экономике

1

 

Тема 11. Использование понятия об определенном интеграле в экономических расчетах

Составление производственных функций

1

 
Исследование производственных функций

 

1
Объем выпускаемой продукции

 

1
Запас товара

 

1
Амортизационные суммы

 

1
Средняя производительность труда

 

1

Тема 12. Экскурсия в вычислительный центр

Посещение статуправления

 

2

Тема 13. Семинарские занятия

Доклады учащихся

 

1
Подведение итогов

 

1

Тема 14. Лекция о выборе профессии

Престижность любой профессии

1

 

Выступление ветеранов труда

1

 
         

После изучения курса «Математика и экономика» Учащиеся должны знать:

- структуру и организационную деятельность предприятия, фирмы, содержание их производственной деятельности, хозяйственные и финансовые связи, распределение денежных доходов предприятия;

- основные понятия экономики - их совокупность, содержание и взаимосвязь, нужных каждому выпускнику образовательной и профессиональной школы: производительность труда, себестоимость продукции, деньги, рентабельность, кредит, производственные фонды, национальный доход, норма времени, норма выработки, тарифная ставка, расценка, заработная плата, спрос и предложение, трудовые ресурсы, технический прогресс, режим экономики, продукция, качество продукции, прибыль, капиталовложения, амортизация, калькуляция, трудовой договор, трудовая дисциплина, рационализаторское предложение, цена, хозяйственный расчет, предпринимательство, рынок, конкуренция, инвестиции, валюта, бюджет, налоги, бизнес, ценные бумаги, инфляция, индексация, конвертируемость, реклама, лицензирование;

- главные экономические зависимости между экономическими показателями: выручкой, доходом, издержками, себестоимостью, ценой, прибылью, спросом и предложением, заработной платой, рентабельностью, амортизацией, налогами, сырьевыми расходами;

- как распределяется семейный бюджет;

- как складываются и действуют экономические связи между предпринимателем и предприятием, между предприятиями, сведения о ценообразованиях, валютных операциях, торговле.

Учащиеся должны уметь:

- применять основные экономические понятия для анализа конкретной экономической ситуации, устанавливать логические связи между ними;

- рассчитывать экономические показатели на основе имеющейся информации о деятельности предпринимателя, фирмы, предприятия и проводить соответствующий экономико-математический анализ;

- рассчитывать заработную плату рабочего на основе проделанной конкретной работы в соответствии с существующими расценками;

- составлять простейшие калькуляции на основе поэтапно проделанных работ с соответствующей оценкой стоимости конкретной продукции (мороженое, пирожки, пирожное, хот-дог, сувлаки);

- формировать собственную позицию по поводу экономических процессов предприятия, фирмы, экономической политики, проводимой государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: