Сущностная характеристика творчества. Творчество как высшая степень познавательной деятельности

 

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты. Такие термины, как сознание и поведение, действительно указывают на законную долю психологии в междисциплинарном синтезе. Но за самими этими терминами не стоят извечные архетипы знания. Их категориальный смысл меняется от эпохи к эпохе. Кризис механодетерминизма привел, как уже отмечалось, к новому стилю мышления в психологии. Психические процессы стали рассматриваться с точки зрения поисков субъектом выхода из ситуации, ставшей для него из-за ограниченности его наличного опыта проблемной и потому требующей реконструкции этого опыта и его приращения за счет собственных интеллектуальных усилий. В качестве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов продуктивного мышления как решения задач ("головоломок").

На этом пути собран со времен Э. Клапареда, К. Дункера и О. Зельца обширный и плотный массив данных. В советской психологии сложился ряд подходов, общая сводка которых представлена в работе, где выделяются: поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез, поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия логического и интуитивного начал, поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма, поиск неизвестного с помощью эвристических приемов и методов [7, 11, 23]. Работа, проделанная в этих направлениях, обогатила знание об умственных операциях субъекта при решении нетривиальных, нестандартных задач.

Однако, как не без основания отмечает известный югославский ученый Мирко Грмек, "экспериментальный анализ решения проблем доказал свою полезность в отношении некоторых элементарных процессов рассуждения, но мы все еще неспособны извлечь из него определенные, полезные выводы, относящиеся к художественному или научному открытию. В лаборатории изучение творчества ограничено временем и приложимо к простым проблемам: оно потому не имитирует реальных условий научного исследования". Наиболее адекватное определение творчества дано, по нашему убеждению, С.Л. Рубинштейном, согласно которому творчество - это деятельность, "созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д." [56, 482]. Критика этого определения со ссылкой на творчество природы, животных и т.п. непродуктивна, ибо порывает с принципом культурно-исторической детерминации творчества.

Отождествление творчества с развитием (которое всегда являет собой порождение нового) не продвигает нас в объяснении факторов механизмов творчества как порождения новых культурных ценностей. Можно предположить, что элементы творческой деятельности младшего школьника будут связаны с элементами познавательной, имея при этом свои особенности. Например, цель не будет конкретной и обязательной, а результат всегда будет носить индивидуальность автора. Кроме того, любая из перечисленных видов может и должна носить творческий характер. Познавательная деятельность младшего школьника тоже имеет свои особенности: во-первых, особенности для детей создает школьный режим, во-вторых, значительно меняется характер взаимоотношений с учителем, с одноклассниками, в-третьих, меняется динамический стереотип удовлетворения или неудовлетворения своей познавательной деятельностью, у ребенка слабо еще развито поле его интеллектуальной деятельности и самостоятельности. Познавательная деятельность сопровождается радостью и усталостью, пониманием и непониманием, вниманием и невниманием.

Познавательная деятельность младшего школьника как своеобразное творчество имеет ряд особенностей, что объясняется возрастными психологическими особенностями развития. П.Б. Блонским были подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок не критически к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.

Чем разностороннее и совершеннее уменияи навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Таким образом развитые познавательные процессы являются необходимым условием для развития творческой деятельности.

В вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного интеллектуального развития, в следствие которого у них возникают определенные трудности, которые связаны с их особыми потребностями одаренных детей: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах преподавания. [13,131]

Одним из способов решения этих проблем может быть обогащение и ускорение.

В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего "перепрыгивания" через классы.

Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. С дугой стороны, однако, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказывается слишком трудными для рано развившегося ребенка.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей - обогащение - чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

Второй способ - специальные школы для одаренных детей: лицеи, гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью.

Что же - не плохое решение проблемы, тем более деятельность таких учреждений основана на ряде научных принципов.

Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.

Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность ее лежит на поверхности, она может быть незаметна для "невооруженного глаза".

Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.

Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в это случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.

Специальная помощь. Условием успешной педагогики одаренности является оказание помощи при этих расстройствах. Помощь предполагает как индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на занятиях.

Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед. [13, 14].

Учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.

Организация занятий по типу "свободного класса". Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.

Стиль учителя совместное творчество с учениками. Учитель в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что учитель не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности ответов.

Подбор учителей. Подбор учителей должен основываться не только на их компетентности и умении находить подход к ученикам. Следовательно, подбор учителей должен учитывать и фактор личной творческости, яркости кандидата.

Работа с родителями. Родителям должна предоставляться небанальная информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития.

Формирование корректных отношений между учениками. Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников. Решительное табу должно быть наложено на любую вербальную ли физическую агрессию.

Индивидуальная психологическая помощь. Даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у одаренных учащихся. В этом случае им должна быть оказана помощь профессиональным психологом.

Нетрудно видеть, что изложенные принципы образуют своего рода программу-максимум, осуществить которую в полном объеме непросто. Однако опыт их применения показывает их большой развивающий эффект. Позитивные результаты могут быть достигнуты уже при частичной реализации этих принципов. [132,149]

В свое время Л.С. Выготский утверждал, что деятельность человека может носить творческий характер благодаря пластичности нервной системы. Выготский выделил два вида деятельности: воспроизводящий или репродуктивный и продуктивный или творческий. Творческая деятельность является максимально самостоятельной. Анализ литературы, посвященной проблеме творчества у учащихся начальных классов показал, что творческая деятельность включает в себя репродуктивный и творческий уровни и рассматривается в двух аспектах: как деятельность по созданию нового результата и как процесс достижения этого результата

Следует отметить значение репродуктивной деятельности в развитии младшего школьника. По этому поводу Ш. Амонашвили писал: "центральный момент в обучении младших школьников - возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, чего он не умеет, с помощью подражания".

Фундаментом развития творческой деятельности младшего школьника являются знания. Творческая деятельность, как отмечают педагоги (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, И.П. Волков, Е.Н. Ильин) не может выйти за пределы имеющихся у учащихся знаний [4, 19, 27]. К творчеству учащихся начальных классов нужно подводить постепенно, опираясь на имеющиеся знания, умения, навыки.

Таким образом, развитие творческой деятельности младшего школьника невозможно, если ребенок не овладеет успешно репродуктивной.

В основе учения младшего школьника поначалу лежит репродуктивная деятельность. Ученик сначала подражает, воспроизводит действия под руководством учителя. Эта подражательность проявляется в копировании воспринятого материала, например, пересказывая текст, ребенок стремится дословно воспроизвести прочитанное.

Однако успешное овладение репродуктивной деятельностью не гарантирует творческое развитие. Можно иметь достаточно большой багаж знаний, но не проявлять при этом творческих усилий. Следовательно, если мы хотим, чтобы репродуктивная деятельность носила творческий характер, нужно вооружить учащихся способами творческой деятельности. Обучение здесь выступает как ведущий фактор.

Усвоение знаний у младшего школьника наиболее продуктивно происходит в процессе коллективной познавательной деятельности, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности.

Совместная познавательная деятельность под руководством учителя позволяет решать более сложные познавательные задачи, проявлять творческие личностные качества (Ш. Амонашвили, Бондаренко Н. А.).

Младший школьник в процессе обучения вовлечен в различные виды деятельности. Выделяют такие виды деятельности младшего школьника: познавательная, конструирование, общение, игра, художественная деятельность, общественная деятельность. Каждый из этих видов деятельности обладает потенциальными возможностями для развития творческого начала, так как направлена на преобразование и самовыражение. Например, в игре школьник приобретает умение развивать сюжет, используя воображение и фантазию, умение связывать несколько явлений в единую ситуацию. Таким образом, процесс игры представляет собой своеобразное творчество.

Одним из средств формирования воображения и творчества являются компьютерные игры. Компьютерные технологии обладают большими потенциальными возможностями в развитии творческой деятельности ребенка. В качестве основных факторов выступают: экономия учебного времени, расширение сферы самостоятельной, творческой деятельности, вариативность видов учебной деятельности (В.В. Монахов)

В ходе изобразительной деятельности ребенок учится наблюдать, представлять, конструировать. Младшие школьники охотно рисуют и лепят. В рисунках младшего школьника, по сравнению с рисунками дошкольника наблюдается стремление передать портретное сходство, движение. Значительно повышается требовательность к уровню собственного рисунка. Большие возможности для активизации коллективного творчества имеет коллективная изобразительная деятельность.

Ценность для развития творческой деятельности приобретает опыт, приобретаемый младшим школьников в ходе конструирования. Лучше использовать материалы, которые можно менять: песок, глина, ткань, камешки и т.д. То есть для развития творчества важно привлекать детей к использованию деталей не только по прямому назначению, но и для решения других проблем.

Общение - основной способ взаимодействия с другими людьми.

В общении ребенок овладевает основами коммуникативных, перцептивных умений, расширяет свой жизненный опыт. Дети учатся выражать свои мысли, представления об окружающем мире.

Таким образом, чем разнообразнее будет познавательная деятельность (рисование, лепка, компьютерная графика, живое общение, сочинение, составление кластера и др.) тем больший опыт творческой деятельности приобретает ребенок.

Многократное проявление творчества ребенка в различных ситуациях приводит в результате к накоплению опыта творческой деятельности. Он призван обеспечить готовность ребенка к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты в следующем: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации; видение структуры объекта и его новые функции, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств, построение принципиально нового решения проблемы (Л.С. Выготский, И.П. Волков, О.Ю. Елькина и др.)

Опыт творческой деятельности младшего школьника - это составная часть личностного опыта обучаемого, который включается в рефлексивную деятельность по созданию субъективно нового общественного ценного продукта на основе применения знаний и умений в нестандартной ситуации Признаки опыта младшего школьника: востребованность в жизни; возможность его использования в рефлексивной деятельности, необходимой для становления образа "Я" младшего школьника.

Опытом творческой деятельности учащийся овладевает прежде всего в учебной деятельности.

Чтобы успешно овладевать учебной деятельностью школьнику нужно систематически решать учебные задачи, которые состоят из учебных действий, таких как преобразование, моделирование, контроль, оценивание. Основная функция учебной задачи - нахождение общего пути решения. Мы придерживаемся мнения ученых о том, что если знания даются учителем в готовом виде, если они четко сформулированы и не требуют творческой переработки, то школьник не овладевает учебной деятельностью, а лишь усваивает эмпирические знания. То есть деятельность остается на репродуктивном уровне и не развивается в творческую.

Н.Ф. Талызина считает, что для того, чтобы младший школьник овладел каким-либо действием, он должен многократно повторить его на протяжении определенного довольно длительного периода (например, овладение навыком письма). Чтобы избавиться от монотонности при овладении воспроизводящей деятельностью нужно использовать разнообразные виды заданий, и в том числе - творческие.

Выделяют 4 уровня продуктивной работы учащихся начальных классов (Уварина Н.В., Полевина, Винокурова).

Первый уровень копирующих действий учащихся по заданному образцу.

Второй уровень репродуктивной деятельности по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, о способах решения задач, в основном не выходящих за пределы уровня памяти. Здесь уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

Третий уровень продуктивной деятельности самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца. Он требует способности и умений к определенным мыслительным операциям.

Четвертый уровень самостоятельной деятельности по переносу знаний при решении задач совершенно нового уровня.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся при решении задач выделяют 4 типа самостоятельных работ:

воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие работы.

Воспроизводящие работы необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях при формулировке признаков понятий, фактов и определений, решении простых задач.

Реконструктивно-вариативные работы позволяют на основе полученных знаний и общих идей позволяют самостоятельно найти способ решения задач применительно к данным условиям заданий, они приводят учащихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию.

Эвристические формируют умения и навыки поиска ответов за пределами известного образца. Они требуют постоянного поиска новых решений заданий, систематизации знаний, переноса их в совершенно нестандартные ситуации.

Творческие работы позволяют учащимся получать принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. Результат творчества ученика будет проявляться в его индивидуальной деятельности, в таких продуктах как написанное эссе, оригинально решенная задача, изобретенный язык письма, поделка, интересные вопросы.

Учеными рассматривались различные качества, способствующую реализации творческой деятельности. Так, Талызина Н.Ф. считает, что к полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий развитым внутренним планом действий, так как только в этом случае он сможет обобщить сумму знаний. Творческая деятельность по-мнению Талызиной - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое.

Ученые по-своему определяют творческую деятельность младшего школьника: как процесс, этапами которого являются: накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулировки задачи; рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов, реализация версий, идей, образов, проверка найденных вариантов, их отбор (Уварина Н.В.); как продуктивную форму деятельности, направленную на овладение творческим опытом, создание и преобразование в новом качестве объектов духовной и материальной культуры в процессе познавательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом; (Терехова Г. В.), как создание нового посредством специфических процедур; (Лернер) как создание оригинального продукта, изделия в процессе работы над которыми самостоятельно были применены усвоенные знания и осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности (И.П. Волков).

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются следующим определением одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). [15,16]

Анализируя приведенные определения, можно выделить общие признаки, которые отмечают большинство авторов - это продуктивность и процессуальность творческой деятельности.

Мы рассматриваем творческую деятельность младшего школьника как высшую степень познавательной деятельности, обеспечивающей развитие личности учащегося. Учитывая особенности творческой деятельности младшего школьника, учителю необходимо отбирать содержание учебного материала, так как младший школьник не в состоянии усвоить безграничное количество информации. Весь материал, предлагаемый учителем должен быть доступным и иметь прямое отношение к решению поставленной задачи.

Особенностью начальной школы является то, что большинство предметов ведет один учитель. Особенно это относится к малокомплектным школам. Таким образом, учитель имеет возможность реализовать принцип реализации межпредметных связей, учитывая возможности различных уроков для развития творческой деятельности учащихся. Например, на уроках математики при изучении счета в концентре десятка можно использовать национальный компонент (как считали разные народы), предложить учащимся придумать свой счет.

И.П. Волков описал опыт реализации межпредметных связей уроков творчества (столярное дело, резьба по дереву, аппликации). Основная задача отбор узловых вопросов учебного материала и их усвоение при выполнении самых различных видах деятельности. Например, изучение узлового вопроса закона симметрии начинается уже в первом классе. Выполняя практические действия, где требуется выдержать симметрию (рисование, лепка, разметка) учащиеся осмысленно усваивают узловой вопрос

Итак, познавательная деятельность - это не что-то аморфное, а всегда система определенных действий и входящих в них знаний. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий.

Планируя изучение нового предметного материала, учителю прежде всего необходимо определить логические и специфические виды познавательной деятельности, в которых должны функционировать эти знания. В одних случаях это познавательные действия, которые уже усвоены учащимися, но теперь они будут использоваться на новом материале, их границы применения расширятся. В других случаях учитель научит школьников использовать новые действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: