Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеского возрастах

 

Специфика человеческой жизни состоит в ее исторической природе, понимаемой как включенность индивидуальной жизни в исторический процесс общества. В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека - личности и субъекта деятельности; а вместе с тем и индивидуальности. С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собственным жизненным путем. Таким периодом принято считать подростковый возраст.

Изучение психолого-педагогической литературы, по возрастной периодизации привело к выбору периодизацию Эрика Эриксона, где подростковый период (юношество) с 12 до 18 лет, как наиболее полно и точно характеризующей этот возрастной период. [29, с.17].

Трудности переходного возраста связаны в частности с тем, что происходят глубокие преобразования в области воображения: из субъективного оно становится объективным. Кризис между субъективностью воображения и объективностью рассудка приводит к нарушению гармонии детской души. В этот период уже нарушено равновесие детства и еще не найдено равновесие зрелого возраста. Пропадает интерес к рисованию, играм, фантастическим сказкам, но резко возрастает - к фантастике, содержание которой отличается от сказок: "так не было, но так могло быть".

Этот период характеризуется сильным подъемом субъективных переживаний, начинается интимная жизнь, протекающая с огромным напряжением, противоречиями, кризисами и взлетами. С одной стороны, творчески одаренный подросток стремится выразить себя, с другой - его развивающийся интеллект обладает повышенной критичностью. Достигнутые творческие результаты уже не удовлетворяют его. Не случайно в этот период подросток судит взрослых, особенно близких ему, по самым строгим меркам. С позиций недосягаемого идеала оценивается и собственное творчество.

Повышенная эмоциональная возбудимость вызывает эмоциональные переживания, связанные с муками творчества. Потребности в творчестве в этот период не совпадают с возможностями, и это приносит страдания одаренному подростку. Переходный возраст вообще характеризуется резкими колебаниями самооценки. Это справедливо и для оценки собственных возможностей - от "гения" до "полной бездари". [61, с.153].

Психологические особенности становления творческого потенциала личности дополняются личностными изменениями, которые тоже носят драматический характер. Творческая личность стремится к риску, нарушению привычного порядка, независимости. Как правило, одаренным подросткам свойственен радикализм в сочетании с оптимизмом, готовность прийти на помощь, эмпатия, чувство прекрасного, юмор, но эти черты проявляются только в благоприятной обстановке, там, где подросток не испытывает эмоционального напряжения. Поэтому в этот период так важна роль педагога.

Важно знать, что способности реализуются только в той деятельности, к которой ребенок проявляет интерес. Если деятельность рутинна или нет уважения к преподавателю, творческие подростки бунтуют, вступают с ним в конфронтацию, причем действуют порой чрезвычайно изобретательно.

Развитие воображения проходит в этот период критический порог. К тринадцати годам развитие интеллекта начинает опережать развитие воображения. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не дать заглохнуть росткам воображения. Вместе с тем спонтанность, живость, яркость воображения в связи с профессионализацией требует подчинения дисциплине. Важно поддержать в подростке азарт поиска, стремление к риску и привить ему навыки, художественный вкус, воспитать трудолюбие. Это можно сделать, ставя перед будущим творцом достаточно сложные задачи. Быть может, они еще не под силу подростку, но сама направленность на творчество позволяет его способностям расти вместе с преодолением сложностей. Так воспитывается трудолюбие и последовательность, формируется постпроизвольное внимание. Особенно важную роль в этом процессе играет мотив достижения.

На фоне бурной, взрывоопасной физиологической и психологической перестройки формируется "образ Я" и самооценка. Возможности, которые при этом проявляются, огромны.

Важнейшей психологической задачей этого периода является самоактуализация - реализация имеющихся у личности потенциальных психических сил, прежде всего, способностей. Развитие творческого сознания связано с рядом психологических особенностей подросткового возраста.

Как было сказано выше, диалогичность - важнейший признак творческого сознания. В частности только через диалог с самим собой возможно самовоспитание и саморазвитие. Обычно в переходном возрасте подростки задают себе вопросы типа: "Кто я?", "Что я могу?", "Чем похож на других?", "Чем от них отличаюсь?". Из ответов на эти вопросы формируется отношение к самому себе и к другим людям.

В этом возрастном периоде складываются и новые отношения со взрослыми. Подросток видит свое нравственное достоинство, свою честь в самостоятельности и независимости, а объективно его силы и возможности еще не позволяют ему положиться на самого себя. Там, где он стремится освободиться от опеки, он и совершает больше всего ошибок. Подростку еще трудно встать на точку зрения взрослого, "войти в положение другого". По-настоящему он не способен и к сопереживанию взрослым. Все заслоняет реакция эмансипации. Главное в ней - быть независимым от родителей, занять новое положение в семье, где обычно по инерции подростка воспринимают еще как ребенка. Однако его психические силы еще не созрели, хотя энергия, в том числе и пробуждающаяся сексуальная потребность, бьет через край. Подросток привязан к родителям и еще зависит от них, хотя и бурно протестует против опеки. Если возникает конфликт в семье, подросший ребенок проявляет грубость, нетерпимость, неуправляемость.

Вместе с тем подростку важно чувствовать общность со сверстниками. Ему дорога репутация хорошего товарища. Интерес к сексу усугубляет переживание взрослости, изменяет чувства, занимает значительное место во внутреннем мире. Необходимо разобраться в самом себе, поэтому очень важно иметь друга, часто старшего, ведущего. Если творческий подросток не понят сверстниками, это переживается очень тяжело, и потребность быть признанным проявляется в особом ухарстве, шутовстве, асоциальном поведении. Дело по душе поможет уберечь подростка от ухода в криминальные компании. Согласно исследованиям, главный мотив асоциальной деятельности - самоутверждение.

Можно воздействовать на подростка и через сверстников. В это время его самооценка очень зависит от мнения товарищей, и этим надо умело пользоваться. Важно хвалить подростка за его индивидуальные усилия и достижения, помня, что большинство из них лучше работает "в режиме одобрения". [23, с.58].

Растут духовные силы взрослеющего человека, и они ищут применения. В это время нормальный подросток жаждет подвигов, стремится к любви, мечтает о несбыточном. Полнота чувств, свойственная этому возрасту, делает творческого подростка открытым искусству, пробуждает интерес к поэзии. Подростковый возраст - это сенситивный период развития художественного восприятия. И беда, если социальная среда грязна, цинична, пропитана духом наживы.

Если чрезмерность притязаний подростка вступает в разлад с действительностью, рождается скепсис - страшный враг воображения. "Скучающая личность" может погубить энтузиазм целой группы ребят. Романтизм же, свойственный этому возрасту, иногда переходит в своеволие и лихачество.

Возрастная специфика требует понимания и специальных усилий со стороны педагогов. Самый надежный способ воздействия - не уговоры и нотации, а задания, которые ученик может выполнить, но которые требуют от него определенного напряжения способностей и дополнительных усилий. Положительный результат повышает самооценку. Если самооценка адекватна, она вызывает уверенность в себе, настойчивость, самокритичность. От самооценки зависит, разумно ли управляет собой подросток. Неправильная самооценка порождает разлад с самим собой, тревожность - сильнейшие помехи в творческой самореализации. Поскольку творческого подростка постоянно мучит потребность быть на уровне тех требований, которые он сам себе предъявляет, заниженная самооценка будет тормозить развитие творческих способностей.

Как правило, коллектив сглаживает острые углы переходного возраста. Если члены коллектива заняты общественно полезным делом, если они видят результаты своего труда, видят, что от усилий каждого зависит общий успех, выравнивается и их отношения с миром, повышается их самооценка. Коллективное творчество - эффективное средство развития творческих способностей и формирования личности в единстве способностей и характера. [23, с.61].

Многочисленные научные дискуссии последних лет выявили необходимость изменения самой концепции отечественной педагогики. Совершенно очевидно, что принципы творческой педагогики, в которой педагог является посредником между воспитанником и миром культуры, миром жизни, не могут существовать в условиях авторитарной педагогики. Со второй половины 80-х годов проблема гуманизации педагогики встала в России очень остро. Главной задачей этой педагогики является развитие природных дарований детей, воспитание творческой, эмоционально раскрепощённой личности. Для гуманистической педагогики характерно стремление приспособить её содержание, формы и методы к ребёнку. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей "развивающейся личности в развивающемся мире", а решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры. Гуманизация требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Прежде всего, это относится к областям человекознания. Как отмечают специалисты, проблема гуманизации образования, прежде всего, предполагает восстановление его культурообразующей и личностно-развивающей функций, а это "переносит центр тяжести на субъектность человека, изучение его самодвижения, самостроительства, развития его духовности". [22, с.7]. Под гуманизацией понимается применение психолого-педагогических технологий, ставящих учителя и ученика в гуманистические отношения.

Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. Человек в гармонии развития его сущностных сил - гуманистический идеал, основной критерий общественного прогресса. В связи с этим наиболее значимым для нашего исследования считаем использование личностно-ориентированного подхода, опирающегося на принцип гуманизма. Главная цель воспитания в русле гуманистической педагогики - развитие и самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность.

В контексте нашего исследования понятие "развитие" является ключевым по отношению к термину "творческие способности". В педагогическом аспекте развитие понимается как процесс непрерывно-поступательного, позитивного изменения личности, протекающего скачкообразно и постепенно, в рамках которого происходит качественный переход и содержательное обогащение от низших, простых форм к высшим и более сложным. Движущая сила развития - потребности. Потребности - это желания человека совершить какое-либо физическое или психические действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: