Результаты диагностирования уровня развития творческих способностей подростков на констатирующем этапе экстперимента

Тестирование - система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности; умственного развития, способностей, волевых качеств и т.д. Используется как материал для конкретных исследований, проверки правильности направления работы.

"Опросник креативности" Джонсона. []

Диагностическая цель: фиксация внимания на тех элементах, которые связанны с творческим самовыражением для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Интерпретация "Опросникакреативности" Джонсона:

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (вопросам). Минимальная оценка-8, максимальная-40.

В таблице № 1 соотношения полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности:


Таблица № 1.

  Уровень креативности Сумма баллов
  Очень низкий 8 - 14
  Низкий 15 - 19
  Нормальный, средний 20 - 26
  Высокий 27 - 33
  Очень высокий 34 - 40

 

Констатирующий эксперимент проведен в сентябре 2006-2007 учебного года с группой для выявления первоначальных результатов уровня креативности дал следующие показатели (Диаграмма № 1):

очень низкий уровень - 0%;

низкий уровень - 8,4 %;

средний уровень - 33,3 %;

высокий уровень - 41,7 %,

очень высокий уровень - 16,6 %.


Диаграмма № 1.

 

Тест"Оцените свой творческий потенциал".

Диагностическая цель: Разработанный тест предназначен для диагностики творческого потенциала, определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации.

Примечание: разработанная методика направлена на выявление границ любознательности, уверенности в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредотачиваться. Эти показатели и есть качества творческого потенциала.

Обработка и интерпретация теста:

Подсчитываются баллы: за ответ а начисляются 3 балла, за ответ б - 1, за ответ в - 2 балла.

Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

Если вы набрали 24 - 47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный - страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение - основу творчества. Страх может быть и социальный страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Все ответы сводятся одну таблицу.

В интерпретации теста дано всего три уровня оценки, для самого низкого уровня нет никаких пояснений и рекомендаций. Для более полной картины динамики роста показателей я разбила средний уровень на уровни: ниже среднего, средний и ниже среднего.

 

Таблица № 2.

Уровень креативности

Цвет уровня

Сумма баллов

Низкий

 

18 - 23

Ниже среднего Средний   24 - 31 24 - 47
Средний     32 - 39  
Выше среднего     40 - 47  

Высокий

 

48 - 54

 

Констатирующий эксперимент проведен в сентябре 2006-2007 учебного года с группой для выявления первоначальных результатов

уровня творческого потенциала дал следующие показатели:

низкий - 0%

ниже среднего - 24,9 %

средний - 33,3 %

выше среднего - 41,7 %

высокий - 0 %.

 

Диаграмма № 2.

                                          низкий     ниже    средний   выше      высокий

                                          среднего              среднего

 

Диагностика вербальной креативности" С. Медника

(адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); Дружинин с

Диагностическая цель: Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации.

Примечание: разработанная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

Инструкция: Испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным областям. Испытуемым необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.

Чем больше слов будет найдено на одну триаду слов, тем лучше. Можно менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Главная задача продемонстрировать оригинальность мышления, найти яркие необычные образы, в обыденной жизни даже не встречающиеся.

Тест проводится в три этапа:

тренировочная серия ответов;

первая серия ответов;

вторая серия ответов.

Констатирующий эксперимент проведен в октябре 2006-2007 учебного года с группой для выявления первоначальных результатов. Использованы тренировочная и первая серии из 20 триад.

Показатели уровня индекса количества ассоциаций:

очень низкий (индекс от 0 до 0, 19) - 0 %

низкий (индекс от 0,2 до 0,39) - 0 %

ниже среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 0 %

средний (индекс от 0,6 до 0,79) - 24,9 %

выше среднего (индекс от 0,8 до 0,99) - 58,1%

высокий (индекс от 1 до 1,49) - 16,6 %

очень высокий (индекс от 1,5 и выше) - 0 %

Показатели уровня индекса оригинальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,29) - 8,3 %

средний (индекс от 0,2 до 0,39) - 33,4 %

выше среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 50 %

высокий (индекс от 0,6 до 0,7) - 8.3 %

очень высокий (индекс от 0,71 до 1) - 0%

Показатели уровня индекса уникальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,0 9) - 24.9%

средний (индекс от 0,1 до 0,29) - 33,2 %

выше среднего (индекс от 0,3 до 0,49) - 33,2 %

высокий (индекс от 0,5 до 0,6) - 8,3%

очень высокий (индекс от 0,61 и выше) - 0 %

Сведение результатов по трем параметрам: индекса количества ассоциаций,

индекса оригинальности и индекса уникальности объединены в одну Диаграмму № 3.

Диаграмма № 3.

 

Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" [7, с.176-179]

Диагностическая цель: выявление индивидуально-типологических различий для более эффективной работы с подростком.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий.

Примечание. Соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 7 основных типов.

Типы - это наиболее сильно различающиеся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности. Соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 7основных типов. Типы - это наиболее сильно различающиеся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические:

тип - "руководитель"

тип - "ответственный исполнитель"

3 тип - "тревожно-мнительный"

тип - "ученый"

тип - "интуитивный"

тип - "изобретатель, конструктор, художник"

тип - "эмотивный"

Э та методика применялась в момент прихода ребят на занятия в первый месяц, для дальнейшей более эффективной работы с ними, а также для индивидуального подхода к каждому подростку.

Данные полученные в результате исследования группы в сентябре - январе 2005-2006 учебного года мы показали в таблице № 1.

Таблица № 3.

Фамилия Имя год р. 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип  5 тип 6 тип 7 тип
1 Алексеева Татьяна 1989       352      
2 Белкина Юлия 1990     415        
3 Зайцева Светлана 1991   514          
4 Залозный Константин 1992   532          
5 Иванчиков Владислав 1994 613            
6 Кочергин Антон 1990       343      
7 Кочергин Евгений 1991     424        
8 Леонова Юлия 1993           127  
9 Лосев Герман 1993       361      
10 Неделько Андрей 1994             154
11 Савельев Александр 1990         226    
12 Шмакова Мария 1991 613            

 

человека - 1 Тип "Руководитель" - имеют склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, обладают даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

человека - 2 тип "Ответственный исполнитель" - обладают многими чертами типа "руководитель", являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

человека 3 тип "тревожно-мнительный" - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

человека - 4 тип "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

человек - 5 тип "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

человек - 6 тип "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

человек - 7 тип "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий. Результаты теста показали (Диаграмма №), что в группе есть подростки со всеми индивидуально-типологическими различиями, тем более усложнена, но и более интересна и индивидуализирована дальнейшая работа по развитию творческих способностей.

Диаграмма № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: