Основные представители

Введение

 

         В 1920-х–1930-х годах политическая жизнь русской эмиграции была представлена как организациями, возникшими в дореволюционной России, так и новыми политическими течениями, рожденными пореволюционной ситуацией, появлением поколения «эмигрантских сыновей» и их стремлением понять то, что произошло с Россией и уяснить свою роль в ее судьбе для будущего возможного возвращения на родину.

      Возникновение в этот период многочисленных так называемых пореволюционных организаций вдохновлялось поиском принципиально новых идеологий, в основе которых было представление о невозможности реставрации дореволюционного государственного строяв России, отказ от военно-интервенционистских целей и попыток смены большевистской власти, признание советской власти как установленной в ходе органического, национального по своим корням, процесса развития России, вера в некое мессианское предназначение России и ее особый путь. Понятие пореволюционности впервые было использовано Н.А. Бердяевым еще в октябре 1918 г., когда философ назвал положительным завоеванием революции формирование «пореволюционной мысли». В этот период заявили о себе сменовеховцы и евразийцы, младороссы и новоградцы, утвержденцы и третьероссы и другие.


 


Суть идеологического течения

 

 

 Евразийство – идейное и общественно-политическое движение в среде русской эмиграции, возникшее после выхода в августе 1921 в Софии сб. «Исход к Востоку» четырех авторов – лингвиста князя Н.С.Трубецкого, музыковеда П.П.Сувчинского, экономиста и географа П.Н.Савицкого и философа Г.В.Флоровского. Позднее к ним присоединились литературный критик князь Д.П.Святополк-Мирский (в 1922), историк Г.В.Вернадский (в 1924), философ Л.П.Карсавин (в 1924), правовед H.H.Алексеев (в 1926) и ряд других молодых ученых, публицистов, студентов и бывших офицеров.

Евразийские кружки возникли в Праге, Берлине, Париже, Брюсселе и других городах Европы. В 1927 оформилась политическая организация евразийцев. Евразийство явилось творческой реакцией русского национального сознания на русскую катастрофу. За политическими катаклизмами молодые ученые разглядели болезнетворные процессы в русской и западноевропейской культуре. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризированной европейской культуры, а на русской почве – как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неизбежный возврат эпохи веры. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития.

 

   Движение прошло через три этапа.

Первый этап (1921–23) – философское и культурологическое обоснование самобытности и антизападничества.

     Второй этап (1924–29) – переориентация деятельности под воздействием чекистской дезинформации на идеологическое обеспечение якобы возникшего в СССР подпольного евразийского движения, влиятельного в армии и комсомоле; систематизация евразийской идеологии, ее упрощение ради доступности массам; составление политических и социально-экономических программ мирного преобразования советского государства в государство евразийско-идеократическое; затушевывание религиозной проблематики и подчеркивание культурной и психологической совместимости народов, населяющих СССР. Повышенный интерес к политическим и стихийно-психологическим процессам в СССР стимулировал возникновение просоветских настроений в самом евразийстве. С появлением выражающей эти настроения газеты «Евразия» (1928–29) под редакцией Сувчинского, Карсавина, С.Эфрона и др. происходит «кламарский раскол» и моральная дискредитация евразийства в эмигрантском общественном мнении.

    Третий этап (1930–39) – медленное угасание и подведение итогов.

Уже при зарождении евразийства его авторы пытались согласовать по крайней мере три различные мировоззренческие установки: натурализм Савицкого, культуроцентризм Трубецкого и христоцентризм Флоровского. Для возрождения России считалось необходимым восстановление прежних государственных границ, опираясь на энергию раскрепощенной народной стихии, сохранение культурно-психологического единства народов Евразии, защита православия как пути творчества, ибо полагалось, что вызреванию масштабных творческих личностей в России в максимальной степени может способствовать только православная культура, сплавляющая воедино разум и веру и опирающаяся на традиции двух других евразийских культур (эллинистической и византийской). Пока напряженное единство трех указанных установок сохранялось, евразийство оставалось живым и плодотворным. Упрощение и систематизация евразийской идеологии привели к расколу и деградации движения. Отдельные евразийские идеи разделяли некоторые ученые и идеологи (Л.Н.Гумилев, А.Г.Дугин и др.), но евразийство как оригинальный ансамбль мировоззренческих установок никогда больше не воспроизводилось.


 


Основные представители

 

 

     А. А. Ливен (1896-1949) – светлейший князь. Поэт, музыкант, художник-карикатурист. Протоиерей. В эмиграции жил в Болгарии. П.Н. Савицкий вспоминал, что А.А. Ливен был вдохновителем и инициатором первого евразийского сборника «Исход к Востоку» (1921). Однако вскоре сам А.А. Ливен отошелот евразийства. Родился 16/29 октября 1884 г. в имении Змеево близ г. Харькова. Учился в Пажеском корпусе, окончил Демидовский лицей в Ярославле. С1914 г. – предводитель дворянства Коломенского уезда Московской губернии. Воевал в Белой армии, эмигрировал в Турцию. В 1920 г. через Галлиполи перебрался в Болгарию. В 1924 г. принял священство. Служил в русской (бывшей посольской) церкви святителя Николая в Софии. После войны был настоятелем церкви св. Параскевы в Софии. В России изданы две его книги: «Лирика» (М., 1997г.), «Жития святых. Тришага:[поэмы]» (М., 2001 г.).Умер 19 июня 1949 г.

      Н. С. Трубецкой – князь, выдающийся русский лингвист, этнограф, культуролог, философ и историк языкознания, основоположник структурной филологии. Разработал принципы фонологии и морфонологии как особых лингвистических дисциплин. Один из основателей и идеологов евразийства в его классический период, до конца 1920-х годов. Н.С. Трубецкой родился в 1890 г. в Москве, в семье князя Сергея Николаевича Трубецкого, известного религиозного философа, друга В.С.Соловьева, профессора историко-филологического Московского университета, ставшего его первым ректором в 1905 г. Мать – княгиня Прасковья Владимировна,урожденная Оболенская. Николаевич Трубецкой – дипломат, общественный деятель, известный кадет, участник журнала «Путь», в эмиграции член Братства Св. Софии, сотрудник РСХД, участник экуменического движения, сторонник сближения с Католической церковью, один из критиков евразийства.

    Князь Н.С. Трубецкой получил домашнее образование, посещал впоследнем классе 5-ю мужскую гимназию. Был известен как вундеркинд. В 1908 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1910 г. перешел на только что созданное отделение сравнительного языковедения. магистерского экзамена вмарте 1916 г. получил должность приват-доцента, но уже осенью 1917 г.получил отпуск для лечения и уехал в Кисловодск. Начавшаяся Гражданскаявойна помешала вернуться в Москву. Осенью 1918 г. выехал из Кисловодска. Был приват-доцентом, а с весны 1919 г. штатным доцентом Донского университета, преподавал также на Ростовских Высших женских курсах, в Новочеркасском учительском институте. В декабре 1919 г. при эвакуации Ростова-на-Дону приехал в Ялту, а оттуда в Констатинополь. В 1920 г. выехал в Софию, где на два года был избран доцентом сравнительного языкознания историко-филологического факультета Софийского университета.

    В Софии Трубецкой написал 10 работ полингвистике и истории культуры. Летом 1922 г. покинул Болгарию, ожидая грядущего увольнения в связи с общим ухудшением положения русских эмигрантов. Подав заявку на кафедру университета в Брно, Трубецкой неожиданно для самого себя получил кафедру славянской филологии в Вене. Венский период стал самым насыщенным и плодотворным в его жизни. С 1924 г. Трубецкой написал и опубликовал (частью посмертно) 111 книг, статей, рецензий. С 1926 г. активно работал взнаменитом Пражском лингвистическом кружке.

    Н.С. Трубецкой 3 июня 1930 г. был избран действительным членом Венской академии наук, в 1933 г. членом корреспондентом Финно-угорского общества, а в декабре 1936 г. – почетным членом Американского лингвистического общества. До конца 1920-х годов принимал активное участие в евразийскомд вижении.Постепенно нараставшие сомнения и разочарования в практике евразийской работы, неудовлетворенность от невозможности полностью посвятить себя лингвистике привели к критическому пересмотру и более зрелой оценке евразийского движения.

      С 1933 г. статьи Трубецкого вновь появлялись в евразийских изданиях, участвовал он и в заседаниях пражской евразийской группы. Это позволяет некоторым современным исследователям евразийства утверждать, что Трубецкой в 1930-е годы в евразийство возвращается. В начале 1930-х годов Трубецкой все чаще жаловался на состояние здоровья. Приход к власти фашистов, обыск в кабинете во время его пребывания в больнице приблизили его конец. Князь Николай Сергеевич Трубецкой, страдавший сердечной болезнью, умер 25 июня 1938 г. в Вене. Похоронен на русском кладбище в Вене.

 

     Флоровский Г. В. – религиозный философ, православный богослов, историк Церкви. До 1923 г. один из идеологов и лидеров евразийства, принял активное участие в подготовке первых двух сборников евразийцев. Однако его участие вевразийском движении было непродолжительным. В 1928 г. в статье «Евразийский соблазн» он написал: «Судьба евразийства – история духовной неудачи». Родился в 1893 г. в г. Елизаветграде в семье православного священника, протоиерея Василия Антоновича Флоровского. В 1911 г. после окончания с золотой медалью классической гимназии в Одессе был принят на историко-филологический факультет Новороссийского университета, где прослушал также и курсы лекций по биологии, математике, физике, химии.  

      После окончания университета в 1916 г., освобожденный от писания диссертации, был оставлен в университете для приготовления к сдаче экзамена на степень магистра философии. В 1919–1920 гг. в звании приват-доцента читал лекции по философии. В 1920 г.вместе с родителями эмигрировал, некоторое время жил в Софии, где сблизился с группой евразийцев. В 1921 г. переехал в Прагу по приглашению Комитета помощи русским студентам в Чехословакии и начал преподавать в русских учебных заведениях. В 1922 г. женился на К.И. Симоновой, бывшей студентке Бестужевских Высших женских курсов. В 1922–1926 гг.преподавал в Высшем Коммерческом институте и философию права на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге. В 1923 г.защитил магистерскую диссертацию о религиозных исканиях А.И. Герцена, опубликовал ряд статей в журналах «Путь», «Современные записки»,«Русская мысль». В 1923 г. принимал участие в работе организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове (Чехословакия). В 1926 г. приглашен в основанный в 1925 г. в Париже Свято Сергиевский православный богословский институт, где в 1926–1939 гг.преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. В 1931 г.принял священнический сан. В 1937 г. увидела свет одна из самых увлекательных книг Г. Флоровского – «Пути русского богословия». Все годы войны провел в Югославии. В 1948 г. по приглашению митрополита Американского Феофила отец Георгий вместе с женой переехал в Нью-Йорк, где стал профессором богословия Свято-Владимирской духовной семинарии, а вскоре ее деканом, и оставался им до своей отставки в 1955 г. В 1956 г. был приглашен в Гарвард и избран профессором истории Восточной Церкви в Богословской школе Гарвардского университета. С 1974 г. продолжал преподавательскую деятельность в качестве приглашенного профессора истории, религии и славянских исследований в Гарварде, а также в Принстонской Духовной семинарии. Был удостоен звания почетного доктора семи ведущих научных институтов – Университета святого Андрея в Эдинбурге (1937), Бостонского университета (1950), Университета в Салониках (1959), Университета Нотр-Дам (1966), Духовной Академии святого Владимира (1968), Йельского университета (1973) и Принстонского университета (1974). Свои пастырские обязанности отец Георгий выполнял в качестве священника православных приходов в Бостоне, Нью-Йорке и Трэнтоне. Умер в 1979 г. Похоронен на кладбище церкви св. Владимира около г.Трэнтон.

        П. П. Сувчинский (1892-1985) – один из основателей евразийства, сыгравший ключевую роль как в развитии идеологии евразийства, так и в распаде евразийского движения. Публицист, организатор, издатель и главный распространитель евразийской литературы. Музыковед и литературный критик. Вторым браком был женат на средней дочери Л.П. Карсавина – Марианне, до этого был женат на В.А.Гучковой, дочери А.И. Гучкова.

    Родился 5 октября 1892 г. в Петербурге в польско-украинской семье.Отец был председателем правления общества «Нефть». Состояние Сувчинских перед революцией исчислялось сотнями тысяч рублей. После окончания Тенишевского училища закончил Петербургский университет, где изучал историю, учился в Петербургской консерватории. В 1917 г. в Петрограде вместе с А.Н. Римским-Корсаковым и Б.В. Асафьевым издавал журнал «Музыкальный современник». В 1918 г. уехал на Украину, откуда в 1920 г. эмигрировал в Болгарию. В Софии основал и возглавлял Российско-Болгарское книгоиздательство, выпустившее в свет в 1920 г. книгу кн. Н.С.Трубецкого «Европа и человечество», а в августе 1921 г. – первый сборник евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В 1922 г. переехал в Берлин. В начале 1920-х годов, когда кружки евразийцев образовались во многих странах Европы, в Харбине, в США, П. Сувчинский принял непосредственное участие в координации деятельности евразийских организаций, был членом евразийского Совета Пяти, проводил вместе с П.Н. Савицким евразийские конгрессы в Лондоне и Праге. В 1922–1923 гг. – член правления берлинского «Дома искусств», соредактор сборников «Евразийский временник» (1923 г., 1925 г., 1927 г.). В 1923 г. Н. А. Бердяев привлек П. Сувчинского к участию в известном сборнике «София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии». С 1925 г. жил во Франции, в Кламаре. В 1926–1928 гг. редактировал журнал евразийского направления «Версты» (Париж), в 1928–1929 гг. входил в редколлегию газеты «Евразия» (Кламар). Проводя в евразийстве с 1927 г.свою, просоветскую линию, заложил тем самым основания политизации и раскола в движении. П. Сувчинский писал также на французском языке для французских периодических изданий. Подписывался «Z».Умер 24 января 1985 г. в Париже. Похоронен на кладбище Банье

   Савицкий П.Н. – ъкономист, географ, историк, один из основателей евразийства. Ведущий современный исследователь евразийства. В 1930 г. в письме Якобсону Савицкий пишет, что придумал «Евразию» в 1918 году. Савицкому же принадлежит и теория соответствий, согласно которой мир Евразии обнаруживается в многочисленных совпадениях разнообразных характеристик: климатических, почвенных, географических, культурных.    

   Родился в 1895 г. на Украине, в Чернигове, в семье председателя земской управы, предводителя дворянства Черниговской губернии Н.П.Савицкого. В молодые годы увлекался краеведением, опубликовал статьи по истории украинской архитектуры. В 1913 г. после окончания Черниговской гимназии поступил на экономическое отделение Политехнического института в Петербурге. Ко времени окончания института в 1916 г. П. Савицкий напечатал ряд научных статей в редактировавшейся П.Б. Струве «Русской мысли» и «Вопросах колонизации». Вскоре получил назначение коммерческим секретарем Посланника Миссии в Российскую дипломатическую миссию в Христиании (Норвегия). 

   После Октябрьского переворота вернулся в Чернигов. На стороне Белого движения служил начальником экономического отделения в Управлении внешних сношений правительства А.И. Деникина, затем помощником начальника отдела Управления иностранных сношений П.Б. Струве в правительстве П.Н. Врангеля, начальником экономического отделения Управления иностранных дел при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Зимой и весной 1920 г. прослужил помощником Представителя земского союза в Константинополе, занимался обустройством беженцев. Работал в возглавлявшемся П.Б. Струве Департаменте внешних сношений Крымского правительства. После эвакуации врангелевских войск из Крыма Савицкий (с родителями и братом Георгием) жил в арендованном им незадолго до эвакуации имении Нарли близ Константинополя. В начале 1921 г. уехал в Софию, стал представителем П.Б. Струве при Российко-Болгарском издательстве. Познакомился с князем Н.С. Трубецким и П.П. Сувчинским.

     В конце 1921 г. переезжает из Софии в Прагу. В должности приват-доцента кафедры экономики и статистики преподавал на Русском юридическом факультете, а с 1928 г. заведовал кафедрой экономики и сельскохозяйственной географии Русского института сельско-хозяйственной кооперации. Принимал активное участие в издательской и пропагандистской работе евразийцев. Сформулировал и развил основы евразийской геополитической и историософской концепции в трудах: «Европа и Евразия»(1921), «Географический обзор России-Евразии» (1926), «Континент-океан. Россия и мировой рынок» (1921), «Евразийство какнаучный замысел» (1933). «Географические и геополитические основыевразийства» (1933) и др. После Кламарского раскола евразийского движения в 1929 г. возглавил Пражскую группу евразийства. После распада евразийского движения Савицкий продолжал евразийские публикации, в которых иногда участвовал и Н.С. Трубецкой. В 1929–1933 гг. Савицкий был председателем обществоведческого отделения Русского народного университета, в 1935–1941 гг. лектором русского и украинского языков и россиеведения в Пражском немецком университете, в 1940–1945 гг. – директором русской гимназии в Праге. После освобождения Праги частями Красной армии 12 июня 1945 г. был арестован сотрудниками Управления контрразведки «Смерш» и вывезен в СССР. По решению Особого совещания при НКВД СССР от 20 октября 1945 г. «за принадлежность к конрреволюционной организации» Савицкий был заключен на десять лет в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). Отбывал заключение в Темниковском ИТЛ (Мордовская АССР). В 1955 г. вышел насвободу, ему было разрешено вернуться в Прагу, где он вскоре был арестован уже чехословацкими властями. Савицкого выпустили только после обращения к чешским властям с просьбой об его освобождении ученых с мировыми именами – Н.Е. Андреева, И. Берлина, Д. Тредголда, Б. Рассела и Л. Шапиро. Однако из-за подорванного годами заключения здоровья Савицкий уже не смог вернуться к научной работе. Умер в 1968 г

     Святополк-Мирский Д. П. (1890-1939) – поэт, литературный критик и публицист, историк, переводчик. Князь. Его называли «красным князем». Участвовал в организации издательскойд еятельности евразийцев в кламарский период, один из идеологов левого крыла евразийства, ведущий сотрудник еженедельника «Евразия».

         Родился 27 августа 1890 г. в селе Гиёвка Харьковской губернии всемье потомственного дворянина, князя, министра внутренних дел П.Д.Святополка-Мирского. После окончания 1-й петербургской гимназии учился на факультете восточных языков Петербургского университета. После окончания университета в 1914 г.служил в Царском Селе в 4-м гвардейском полку. Во время Первой мировой войны воевал на Западном фронте, был ранен, после выздоровления вернулся в полк, служил на Кавказе. После демобилизации в 1918 г. некоторое время учился на историко-филологическом факультете Харьковского университета. В 1919– 1920 гг. служил начальником штаба армии генерала А. Деникина. В феврале 1920 эвакуировался в Польшу, затем в Австрию, некоторое время жил в Греции, в Афинах. С 1921 по 1932 год более или менее постоянно проживал в Лондоне.В 1926–1928 гг. учредил и редактировал евразийский журнал «Версты», входил в редколлегию газеты «Евразия». В 1930 г. вступил в Коммунистическую партию Великобритании. Принял советское гражданство. В 1932 г. вернулся в СССР, жил в Москве, активно печатался. С 1934 г. член Союза советских писателей.

   3 июня 1937 г.был арестован, 28 июля 1937 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен в восьми годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Читал лекции по истории русской литературы в пересыльном лагере «Вторая речка» под Владивостоком. Работал в лагерной котельной на Колыме. Умер в лагере на Колыме 6 июня 1939 г. Реабилитирован посмертно

    Л. П. Карсавин (1882-1952) –  историк-медиевист, религиозный философ и поэт. Один из идеологов евразийства до Кламарского раскола движения. Родился в 1882 г. в Петербурге в семье Платона Константиновича Карсавина, известного танцовщика Мариинского театра. Блестяще окончив гимназию, в 1901 г. Карсавин поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где специализировался по медиевистике в группе профессора И.М. Гревса. Женился в 1904 г., будучи студентом. После окончания университета в 1906 г. преподавал в гимназии Императорского человеколюбивого общества и в частной женской гимназии Прокофьевой, опубликовал ряд работ по истории конца Римской империи. Для работы над магистерской диссертацией был от Петербургского университета командирован в Италию, где вместе с женой и двумя дочерьми прожил весь 1912 год. Возвратившись в Петербург в 1913 г.,преподавал в университете, на Высших (Бестужевских) женских курсах, на Высших курсах П.Ф. Лесгафта, в Психо-неврологическом институте. Печатал статьи в журналах: «Вестник Европы», «Голос минувшего», «Церковный вестник», «Исторический вестник», «Историческое обозрение». В 1915 г.издал свою докторскую диссертацию «Основы средневековой религиозности». Кроме степени доктора истории Карсавин получил, как мирянин, и степень доктора богословия в Петербургской духовной академии. С 1918 г. – экстраординарный профессор Петроградского университета. До 1922 г. интенсивно работал, выступал с докладами и лекциями, участвовал в заседаниях Вольной философской ассоциации, Петербургского философского общества.

      В 1922 г.арестован и с большой группой ученых выслан из Советской России. Сначала жил в Берлине, где вышли его книги «Философия истории»,«Диалоги», «О началах». В 1926 г. переехал в Париж, жил в Кламаре. Именно Л.П. Карсавину принадлежала решающая роль в сближении религиозных и политических мотивов евразийского движения, в трансформации евразийства в 1926–1927 гг. в весьма жесткую политическую идеологию. В 1927 г., отказавшись от полученного приглашения в Оксфорд, в том же году принял предложениеему кафедры в Литовском университете и выехал в Каунас. Семья осталась в Париже.

   В начале 1948 г. Карсавин был арестован. В следственной тюрьме в Ленинграде у него начался туберкулез. В марте 1950 г. приговорен к десятигодам исправительно-трудовых лагерей. После суда был переведен в лагерь инвалидов Абезь, Коми ССР, где написал целый ряд религиозно-философских и поэтических сочинений, пережив необычайный духовный и творческий подъем.Умер в лагерной больнице от туберкулеза 20 июля 1952 г.

        Вернадский Г. В. (1887-1973) – историк, автор евразийской концепции истории. Родился в 1887 г. в Петербурге. Потомственный дворянин, сын профессора Московского университета академика Владимира Ивановича Вернадского, выдающегося русского мыслителя и ученого, основоположника геохимии, радиогеологии, учения о биосфере и ноосфере. В 1910 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Слушал лекции в Берлинском и Фрейбургском университетах. В 1911 г. переехал в Петербург, защитил диссертацию на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II». В 1914–1917 гг. преподавал в Петроградском университете, в 1917–1918 гг. – профессор Пермского университета. Научные интересы ученого постепенно концентрируются вокруг проблем, связаных с изучением влияний Востока на русскую историю. Осенью 1918 г. уехал в Крым. Жил в Симферополе. В 1919–1920гг. – профессор Таврического университета. С сентября 1920 г. возглавлял Главное управление по делам печати в правительстве генерала П.Н.Врангеля. В ноябре 1920 г. эвакуировался из Крыма в Константинополь, в феврале 1921 г. переехал в Грецию, руководил Русским студенческим союзом в Афинах. В 1922–1927 гг. жил в Праге, был профессором истории русского права на Русском юридическом факультете в Праге, членом Русского исторического общества. В Праге сближается с евразийцами, пишет работы по истории Евразии. С 1927 г. жил в США, в Нью-Хэйвене,принял американское гражданство. В 1931–1946 гг. – научный сотрудник Йельского университета, профессор русской истории. В США Г.В. Вернадский создал свою историческую школу, его имя пользуется мировой известностью.Умер в 1973 году.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: