Принцип действия асинхронных машин, как и других электрических машин, основан на явлении электромагнитной индукции и возникновении электромагнитных сил. В асинхронных машинах основное магнитное поле создается МДС обмотки статора. Обмотку статора, например трехфазного асинхронного двигателя, выполняют в частном случае в виде трех катушек, смещенных в пространстве одна относительно другой на 120° и соединенных звездой или треугольником. При питании обмотки от сети трехфазного синусоидального тока возникает вращающееся магнитное поле.
Вращающееся магнитное поле пересекает проводники ротора и в соответствии с явлением электромагнитной индукции индуктирует в них ЭДС. Под действием ЭДС в короткозамкнутой обмотке ротора будут протекать токи, которые вследствие индуктивности обмотки отстают от ЭДС. На проводники ротора с током, находящиеся в магнитном вращающемся поле статора, будут действовать электромагнитные силы.
Образуемая от сил, приложенных ко всем проводникам, результирующая пара сил создает электромагнитный вращающий момент, увлекающий ротор за вращающимся магнитным полем.
|
|
Ротор приходит во вращение, и его установившаяся частота вращения из будет определяться из условия равновесия электромагнитного момента и тормозного момента, создаваемого силами трения, и приводимым во вращение рабочим механизмом. Частота вращения ротора принципиально всегда меньше частоты вращения магнитного поля так как при проводники ротора не будут пересекаться магнитным полем, в них не будут индуктироваться ЭДС, токи и не создается электромагнитный вращающий момент. Это и определило название машин - асинхронные, т. е. имеющие несинхронное (несовпадающее) вращение магнитного поля статора и ротора.
Устройство асинхронных двигателей
Конструктивно асинхронный двигатель состоит из неподвижного статора и размещенного внутри его вращающегося ротора.
Их поверхности разделены равномерным воздушным зазором 0,4..3,4 мм.
Статор состоит из корпуса (станины), внутри которого встроен сердечник с обмоткой. Сердечник в виде полого цилиндра собирают из отдельных изолированных листов электротехнической стали толщиной 0,35...0,5 мм, которые скрепляют скобами, шпильками или сварным швом. Листы имеют кольцевую форму с пазами по окружности внутреннего диаметра, что позволяет создать на внутренней поверхности сердечника при его сборке продольные пазы. В пазы сердечника укладывают обмотку. Последняя состоит из отдельных секций (катушек).
Начала и концы обмоток фаз трехфазного двигателя обозначают буквами русского алфавита соответственно С1-С4, С2-С5 и СЗ-С6 и выводят на зажимы коробки выводов. Выводных концов может быть 6 или 3, а схема соединения обмоток - звезда или треугольник. Роторы асинхронных двигателей бывают двух видов: с коротко -замкнутой и фазной обмотками.
|
|
В зависимости от этого и сами асинхронные двигатели называют двигателями с коротко-замкнутым или фазным ротором.
Сердечник ротора выполняют из неизолированных листов электротехнической стали. В них выштамповывают паз для обмотки и отверстие для вала. В фазных роторах в пазы укладывают обмотку, аналогичную статорной обмотке и образующую такое же число полюсов. Концы этой обмотки обычно соединяют в звезду, а начала выводят на три медных контактных кольца, на которые накладывают щетки. При таком исполнении ротора можно через щеточные контакты включать в цепь ротора трехфазный реостат для изменения силы тока и момента двигателя при пуске или для регулирования частоты вращения.
Наиболее распространены короткозамкнутые роторы. В таком роторе обмотка выполнена в виде так называемой «беличьей клетки». Ее выполняют путем заливки под давлением в пазы алюминиевых сплавов. При этом одновременно отливают стержни (проводники), лежащие в пазах, короткозамыкающие их кольца и лопасти для вентиляции.
На корпусе двигателя прикреплена табличка, на которой приведены номинальные данные двигателя, в том числе указаны схема соединения обмоток статора и соответствующее ей номинальное напряжение питающей сети, например схема Д/У, номинальное напряжение 220/380 В. Последнее означает, что при напряжении сети 220 В обмотку статора соединяют треугольником, а при напряжении 380 В - звездой.
Расчетно-технологическая часть