Методические рекомендации

В процессе подготовки к этой теме студент должен уяснить отличие февральской революции 1917 г. от первой русской революции 1905–1907 гг., февральской революции от октябрьской революции, попытаться определить их характер и ответить на вопросы: «Была ли революция 1917 г. социалистической?», «Почему большевики одержали победу над своими политическими противниками?» Особое внимание необходимо обратить на расстановку политических сил между февралем и октябрем 1917 г., роль отдельных социальных групп и слоев в событиях 1917 г.

Источники и литература

1. Ленин В.И. ПСС. Т. 33–35. М., 1979.

2. Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1990.

3. Раскольников Ф.Ф. Кронштадт и Питер в 1917 г. М., 1990.

4. Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3 тт. М., 1991.

5. Троцкий Л.Д. История русской революции. В 2 тт. М., 1997.

6. Шляпников А.Г. Семнадцатый год. В 3 тт. М., 1991.

План второго занятия

1. Классы и партии в ходе иностранной военной интервенции и гражданской войны. Политика «военного коммунизма».

2. НЭП: сущность, противоречия, уроки. Внутрипартийная борьба в 20-е гг.

3. Политика большевиков в области межнациональных отношений.

4. Переход от НЭПа к административно-командной системе. Социально-экономические последствия индустриализации и коллективизации деревни.

Вопросы и задания

1. Большевистский курс на социализм – утопическая идея или попытки создания новой цивилизации?

2. Как сложилась судьба лидеров антибольшевистской оппозиции после октября 1917 г.?

3. Какие социальные и политические силы поддерживали большевиков в годы гражданской войны?

4. В чем причины победы большевиков?

5. Мог ли привести кризис «военного коммунизма» к падению советской власти?

6. В чем причины внутренней борьбы в РКП (б) – ВКП (б) в 20-е гг.?

7. В чем причины свертывания НЭПа?

8. Сопоставьте позиции И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина по ключевым вопросам строительства социализма?

9. Какие расхождения были у В.И. Ленина и И.В. Сталина по вопросам национально-государственного строительства?

Методические рекомендации

Данная тема охватывает весьма обширный период развития нашей страны, причем в ее рамки включены разноплановые сюжеты. При подготовке к вопросу о гражданской войне в России (1918–1920 гг.) следует уяснить расстановку противоборствующих сил на различных ее этапах и причины победы большевиков.

Вопрос о НЭПе требует выяснения политических и социальных условий, способствовавших ее введению. Главной задачей студента при ответе на этот вопрос является раскрытие сущности НЭПа.

При анализе национальной политики большевиков необходимо обратить внимание, что она тесно смыкалась с политикой культурной революции. Было необходимо сократить разрыв в уровне развития различных народов СССР. Важным является также определение сущности СССР, созданного 30 декабря 1922 г.

При подготовке к ответу на вопрос об индустриализации и коллективизации в 30-е гг. требуется выяснение причин свертывания НЭПа. Необходимо широкое использование местного краеведческого материала, позволяющего проследить судьбы конкретных людей в условиях сталинской модернизации, а также процесс строительства гигантов индустрии (Автозавод, Дзержинский химкомбинат и др.).

Источники и литература

1. Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР 1923–1927 гг. В 4 тт. / Под ред. Ю. Фельштинского. М., 1990.

2. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М., 1997.

3. Большевистское руководство: переписка 1912–1927 гг. Сост. А.В. Квашонкин и др. М., 1996.

4. Валентинов Н.В. НЭП и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.

5. Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М., 1991.

6. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

7. Какурин Н.Е. Как сражалась революция. В 2 тт. М., 1990.

8. Лебина Н.Б., Чистяков А.Н. Обыватель и реформы: Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.

9. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

10. Сталин – Каганович. Переписка 1931–1936 гг. М., 2004.

План третьего занятия

1. Политическая система в СССР, его механизм, практика, идеология.

2. Успехи и потери культуры в СССР в 20–30-е гг.

3. Противоречия и зигзаги внешней политики СССР в 20–30-е гг.

4. СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и цена Победы.

Вопросы и задания

1. Что И.В. Сталин вкладывал в понятие «социализм»?

2. Почему в массовом сознании 30-х гг. господствовало мнение о справедливом характере репрессий?

3. Раскройте сущность функционирования политической системы СССР в 30-е гг.

4. Дайте характеристику основных этапов развития советской дипломатии в 20–30-е гг.

5. В чем вы видите историческое значение тактов Молотова–Риббентропа (1939 г.) и Молотова–Мацуока (1941 г.).

6. Каковы причины Победы советского народа в Великой Отечественной войне?

Методические рекомендации

При подготовке к данной теме важно учитывать ее комплексный характер. Анализируя политическую систему в СССР 30-х гг. и следует выявить ее истоки и роль И.В. Сталина в ее создании.

В процессе подготовки к вопросу о развитии советской культуры в 30-е гг. следует широко использовать источники, позволяющие выявить ее особенности, в том числе произведения советских писателей, песни, картины, кинофильмы.

При анализе внешней политики СССР в 20–30-е гг. следует выявить ее основные направления и ее приоритеты в отдельные периоды ее развития. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между Коминтерном и Народным Комиссариатом Иностранных дел.

Изучая события Великой Отечественной войны студенту необходимо сформировать четкое представление об этапах войны, основных сражениях и причинах Победы и ее значения как для СССР и человечества.

Источники и литература

1. Жид А. Возвращение из СССР; Фейхтвангер Л. Москва, 1937 год. М., 1991.

2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 тт. М., 1991.

3. Забвению не подлежит: сборник документов. В 3 тт. Н.Новгород, 1991.

4. Осокина Е.А. Социалистическая торговля: распределение и рынок. 1927–1941 гг. М., 1998.

5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931–1941. М., 1992.

6. Сталин – Молотов. Переписка. М., 1992.

7. Переписка Сталина с Кагановичем. 1931–1936 гг. М., 2004.

8. Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение 1930–1940 гг. В 2 кн. Отв. ред. Н.Н. Покровский. М., 2005.

 

Тема 10. Россия и СССР с 1945 по 2000 г.

План первого занятия

1. Советское общество после окончания Второй мировой войны. Геополитические изменения в мире.

2. СССР в эпоху «оттепели». 1953–1964 гг.

3. Противоречия социально-политического развития СССР в 60–80-е гг.

4. СССР в системе международных отношений в 60–80-е гг.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в мире произошли после Второй мировой войны?

2. В чем особенности восстановления советской экономики в послевоенные годы?

3. Раскройте сущность политических кампаний середины 40-х – начала 50-х гг. XX в. («борьба с космополитизмом», «дело врачей»).

4.  Какие социально-политические изменения произошли в период «оттепели»?

5. В чем причины научно-технических достижений СССР в 50–60-е гг.?

6. Назовите причины непоследовательности внутренней и внешней политики Н.С. Хрущева.

7. Укажите причины кризисных явлений в жизни советского общества в 60–80-е гг.

8. Чего добивались советские диссиденты?

9. Почему не удались реформы А.Н. Косыгина?

10. Раскройте смысл понятий «бюрократия», «партократия», «номенклатура», «теневая экономика».

11. В чем противоречия внешнеполитического курса СССР в 60–80-е гг.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: