План занятия:
1. Государственные преобразования Александра I. Негласный комитет. М.М. Сперанский.
2. Общественно-политические идеи декабристов.
3. Западники и славянофилы: спор о месте России в европейской цивилизации.
4. Политическая реакция и реформы Николая I.
Вопросы и задания
1. В чем проявилась непоследовательность реформаторских замыслов Александра I?
2. Какие факторы оказали влияние на движение декабристов.
3. В чем отличие «Русской правды» П. Пестеля от «Конституции» Н. Муравьева.
4. В чем проявил себя Николай I как реформатор и как консерватор?
5. Каковы причины поражения России в Крымской войне?
Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию по этой теме следует использовать богатейший массив источников личного происхождения, в частности мемуары декабристов, общественных деятелей 30–50-х гг., сочинений западников и славянофилов.
Особое внимание следует обратить на реформаторскую деятельность либеральных сановников (М.М. Сперанского, П.Д. Киселева) и ее значение для судеб России, выяснить причины роста консервативных тенденций в политике Александра I и Николая I, а также какое влияние общественная мысль первой половины XIX в. оказала на развитие России, что общего и различного было у представителей славянофильского, западнического, революционно-демократического и консервативного направлений общественной мысли России.
|
|
Источники и литература
1. Аникин А.И. Путь исканий. М., 1990.
2. Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.
3. Иосифова Б. Декабристы. Л., 1990.
4. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
5. Нечкина М.В. Движение декабристов: в 2 тт. М., 1954.
Тема VII. Россия во второй половине XIX – начале XX в.
План занятия
1. Отмене крепостного права в России.
2. Реформы и контрреформы 60–80-х гг. XIX в.
3. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв. Реформы С.Ю. Витте.
4. Реформы П.А. Столыпина и их значение.
Вопросы и задания
1. раскройте сущность крестьянской реформы.
2. В чем состояла ограниченность реформ 60–70-х гг. XIX в.
3. В чем суть контрреформ Александра III.
4. Выявите особенности развития российского капитализма на рубеже XIX и XX вв.
5. Дайте характеристику столыпинской аграрной реформы.
6. Почему реформы П.А. Столыпина не были завершены?
Методические рекомендации
При изучении этого блока вопросов следует обратить особое внимание на подготовку реформ и степень расхождения между первоначальным замыслом и их реальным осуществлением. Важно выяснить также, насколько реформаторы были самостоятельны в своих действиях, какой отклик вызвали реформы у различных слоев общества, и почему они не смогли предотвратить революцию. Можно ли согласиться со словами В.И. Ленина «Реформы побочный продукт революций».
|
|
Источники и литература
1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.
2. Великие реформы в России: 1856–1874 гг. М., 1991.
3. Витте С.Ю. Избранные произведения. М., 1991.
4. Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е гг. XX в.). М., 1994.
5. Литвак Б.К. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1988.
6. Милютин Д.А. Воспоминания. М., 2006.
7. Российские самодержцы. 1801–1917. 2-е изд. М., 1994.
8. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. Саратов, 1994.
Тема VIII. Идейно-политическая борьба в России
С 1861 по 1917 гг.
План занятия:
1. Народничество: от политического движения к партии эсеров.
2. Распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки. Образование РСДРП. Меньшевизм и большевизм.
3. Буржуазно-либеральные партии России в начале XX в.
4. Правые партии России в начале XX в.
Вопросы и задания
1. Раскройте суть понятий «народничество», «марксизм», «социализм», «либерализм».
2. Дайте классификацию народнического движения по отдельным направлениям.
3. Почему «хождение в народ» закончилось неудачей?
4. Почему народнический террор не привел к падению самодержавия?
5. В чем отличие народников от марксистов?
6. Кто такие «легальные марксисты»?
7. В чем сходство и различие между большевиками и меньшевиками?
8. В чем сходство и различие между кадетами и октябристами?
9. На какие слои населения опирались правомонархические партии.
10. Как изменялось представительство различных политических партий в I–IV Государственных Думах.
Методические рекомендации
Данная тема предназначена для самостоятельного изучения студентами. В ней необходимо уяснить сущность общественно-политических течений второй половины XIX – начала XX вв., разногласия их лидеров по конкретным проблемам развития российского общества. Следует также усвоить классификацию политических партий России начала XX в., их социальный состав и особенности программ. С этой целью необходимо широко использовать опубликованные исторические источники, в том числе произведения и мемуары политических лидеров, протоколы пленумов, съездов, конференций политических партий, эпистолярное наследие политических деятелей.
Источники и литература
1. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в. М., 1990.
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989.
3. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.
4. Гусев К.В. Рыцари террора. М., 1992.
5. история политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994.
6. Леонтович В. история либерализма в России 1762–1914 гг. М., 1995.
7. Программы политических партий России конца XIX – начала XX вв. М., 1995.
8. Россия XIX–XX вв. Взгляд зарубежных историков / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996.
9. Становление российского парламентаризма начала XX в. / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 1996.
10. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (2-я половина XIX – нач. XX в.). М., 2000.
Тема IX Россия и СССР с 1917 по 1945 гг. Становление советской системы.
План первого занятия:
1. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия.
2. Расстановка политических сил и тактика партий в условиях двоевластия.
3. Октябрь 1917 г. Первые преобразования Советской власти.
Вопросы и задания
1. Каковы причины Февральской революции?
2. Какие изменения произошли в государственном строе и раскладе политических сил в марте-июле 1917 г.
3. С чем были связаны кризисы Временного правительства?
4. Как отнеслись большевики к лозунгу «Вся власть Советам!» в 1917 г.
|
|
5. Был ли В.И. Ленин немецким шпионом? Ответ аргументируйте.
6. Почему не удался корниловский мятеж?
7. В чем причины победы большевиков в октябре 1917 г.
8. Каково значение Октябрьской революции 1917 г?