Тема VI. Россия в первой половине XIX веке

План занятия:

1. Государственные преобразования Александра I. Негласный комитет. М.М. Сперанский.

2. Общественно-политические идеи декабристов.

3. Западники и славянофилы: спор о месте России в европейской цивилизации.

4. Политическая реакция и реформы Николая I.

Вопросы и задания

1. В чем проявилась непоследовательность реформаторских замыслов Александра I?

2. Какие факторы оказали влияние на движение декабристов.

3. В чем отличие «Русской правды» П. Пестеля от «Конституции» Н. Муравьева.

4. В чем проявил себя Николай I как реформатор и как консерватор?

5. Каковы причины поражения России в Крымской войне?

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию по этой теме следует использовать богатейший массив источников личного происхождения, в частности мемуары декабристов, общественных деятелей 30–50-х гг., сочинений западников и славянофилов.

Особое внимание следует обратить на реформаторскую деятельность либеральных сановников (М.М. Сперанского, П.Д. Киселева) и ее значение для судеб России, выяснить причины роста консервативных тенденций в политике Александра I и Николая I, а также какое влияние общественная мысль первой половины XIX в. оказала на развитие России, что общего и различного было у представителей славянофильского, западнического, революционно-демократического и консервативного направлений общественной мысли России.

Источники и литература

1. Аникин А.И. Путь исканий. М., 1990.

2. Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.

3. Иосифова Б. Декабристы. Л., 1990.

4. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

5. Нечкина М.В. Движение декабристов: в 2 тт. М., 1954.

 

Тема VII. Россия во второй половине XIX – начале XX в.

План занятия

1. Отмене крепостного права в России.

2. Реформы и контрреформы 60–80-х гг. XIX в.

3. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв. Реформы С.Ю. Витте.

4. Реформы П.А. Столыпина и их значение.

Вопросы и задания

1. раскройте сущность крестьянской реформы.

2. В чем состояла ограниченность реформ 60–70-х гг. XIX в.

3. В чем суть контрреформ Александра III.

4. Выявите особенности развития российского капитализма на рубеже XIX и XX вв.

5. Дайте характеристику столыпинской аграрной реформы.

6. Почему реформы П.А. Столыпина не были завершены?

Методические рекомендации

 

При изучении этого блока вопросов следует обратить особое внимание на подготовку реформ и степень расхождения между первоначальным замыслом и их реальным осуществлением. Важно выяснить также, насколько реформаторы были самостоятельны в своих действиях, какой отклик вызвали реформы у различных слоев общества, и почему они не смогли предотвратить революцию. Можно ли согласиться со словами В.И. Ленина «Реформы побочный продукт революций».

Источники и литература

1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

2. Великие реформы в России: 1856–1874 гг. М., 1991.

3. Витте С.Ю. Избранные произведения. М., 1991.

4. Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е гг. XX в.). М., 1994.

5. Литвак Б.К. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1988.

6. Милютин Д.А. Воспоминания. М., 2006.

7. Российские самодержцы. 1801–1917. 2-е изд. М., 1994.

8. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. Саратов, 1994.

 

 

Тема VIII. Идейно-политическая борьба в России

С 1861 по 1917 гг.

План занятия:

1. Народничество: от политического движения к партии эсеров.

2. Распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки. Образование РСДРП. Меньшевизм и большевизм.

3. Буржуазно-либеральные партии России в начале XX в.

4. Правые партии России в начале XX в.

Вопросы и задания

1. Раскройте суть понятий «народничество», «марксизм», «социализм», «либерализм».

2. Дайте классификацию народнического движения по отдельным направлениям.

3. Почему «хождение в народ» закончилось неудачей?

4. Почему народнический террор не привел к падению самодержавия?

5. В чем отличие народников от марксистов?

6. Кто такие «легальные марксисты»?

7. В чем сходство и различие между большевиками и меньшевиками?

8. В чем сходство и различие между кадетами и октябристами?

9. На какие слои населения опирались правомонархические партии.

10. Как изменялось представительство различных политических партий в I–IV Государственных Думах.

Методические рекомендации

Данная тема предназначена для самостоятельного изучения студентами. В ней необходимо уяснить сущность общественно-политических течений второй половины XIX – начала XX вв., разногласия их лидеров по конкретным проблемам развития российского общества. Следует также усвоить классификацию политических партий России начала XX в., их социальный состав и особенности программ. С этой целью необходимо широко использовать опубликованные исторические источники, в том числе произведения и мемуары политических лидеров, протоколы пленумов, съездов, конференций политических партий, эпистолярное наследие политических деятелей.

 

Источники и литература

1. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в. М., 1990.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989.

3. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.

4. Гусев К.В. Рыцари террора. М., 1992.

5. история политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994.

6. Леонтович В. история либерализма в России 1762–1914 гг. М., 1995.

7. Программы политических партий России конца XIX – начала XX вв. М., 1995.

8. Россия XIX–XX вв. Взгляд зарубежных историков / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996.

9. Становление российского парламентаризма начала XX в. / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 1996.

10. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (2-я половина XIX – нач. XX в.). М., 2000.

 

Тема IX Россия и СССР с 1917 по 1945 гг. Становление советской системы.

План первого занятия:

1. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия.

2. Расстановка политических сил и тактика партий в условиях двоевластия.

3. Октябрь 1917 г. Первые преобразования Советской власти.

Вопросы и задания

1. Каковы причины Февральской революции?

2. Какие изменения произошли в государственном строе и раскладе политических сил в марте-июле 1917 г.

3. С чем были связаны кризисы Временного правительства?

4. Как отнеслись большевики к лозунгу «Вся власть Советам!» в 1917 г.

5. Был ли В.И. Ленин немецким шпионом? Ответ аргументируйте.

6. Почему не удался корниловский мятеж?

7. В чем причины победы большевиков в октябре 1917 г.

8. Каково значение Октябрьской революции 1917 г?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: