Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть основные особенности послевоенного развития СССР. При этом особое внимание следует уделит изменениям международного статуса СССР.

Раскрывая содержание вопроса о развитии советского общества в эпоху «оттепели» следует уделить особое внимание политическим изменениям, в том числе процессу реабилитации. Необходимо также выяснить основные противоречия периода «оттепели».

Советское общество 60–80-х гг. XX в. некоторые ученые и публицисты называют периодом «застоя». Студенту предстоит выяснить, так ли это?. Кроме того, следует выявить те кризисные явления, которые впоследствии привели советское общество к «перестройке».

Источники и литература

1. Боффа Дж. От СССР к России. М., 1994.

2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. М., 1992.

3. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

4. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

5. Зубкова Е.Ю. Советское послевоенное общество 1945–1953 гг. М., 2003.

6. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политический портрет. М., 1991.

7. Медведев Р.А., Ермаков Д.А. «Серый кардинал» М.А. Суслов. Политический портрет. М., 1992.

План второго занятия

1. Объективные и субъективные предпосылки обновления общества в 80-е гг. Концепция «перестройки» и «нового политического мышления»: их влияние на судьбы страны.

2. Межнациональные противоречия в СССР в период «перестройки» и их последствия.

3. Почему не удалась «перестройка»?

4. В чем основные особенности развития постсоветской России?

Вопросы и задания

1. Какие задачи стремился решить М.С. Горбачев во внутренней и внешней политике?

2. Как изменился внешнеполитический курс СССР в период «перестройки»?

3. Охарактеризуйте расстановку политических сил в 1988–1991 гг.

4. Можно ли назвать события 19–23 августа 1991 г. «путчем»?

5. Чем объяснить падение популярности Б.Н. Ельцина к концу его президентства?

6. Раскройте содержание терминов «приватизация», «дефолт», «ваучер», «саммит», «пиар», «суверенная демократия».

7. Охарактеризуйте современную российскую политическую систему.

Методические рекомендации

Для подготовки к этому занятию следует широко использовать сравнительный анализ исторического материала эпохи «перестройки» и постсоветской России.

Необходимо выяснить, почему «перестройка» завершилась крахом СССР. Вполне уместно сравнить опыт «перестройки» с реформами в КНР. Особое внимание следует обратить на изменение социальной структуры советского, а затем российского общества.

При изучении развития постсоветской России весьма актуален вопрос об основных тенденциях развития страны, а также о ее месте в современном мире. Возможна подготовка кратких сообщений о наиболее актуальных проблемах современной России (преступность, наркомания, депопуляция, бедность и др.).

Источники и литература

1. Болдин В.И. Крушение пьедестала. М., 1995.

2. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1996.

3. Крючков В.А. Личное дело. В 2 тт. М., 1993.

4. Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий. Воронеж, 1993.

5. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1996.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001. М., 2001.



Примерные темы рефератов

1. Как крестилась Русь.

2. Древняя Русь и Великая Степь в X–XIII вв.

3. Золотая Орда и Русь.

4. Русь и Византия: политические и культурные связи IX–XV вв.

5. Политическая деятельность московских князей в XIV в.

6. Митрополит московский Алексий и Сергий Радонежский: жизнь и деятельность.

7. Дипломатия Ивана III.

8. Опричнина и последствия.

9. Русское боярство в годы Смутного времени.

10. Российская приказная система в XVI–XVII вв.

11. Русская армия и флот в первой половине XVIII в.

12. Российское дворянство в эпоху дворцовых переворотов.

13. Развитие российского образования в XVIII в.

14. Русская дипломатия в начале XIX в.

15. Н.М. Карамзин и П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России.

16. Провинциальный губернский город в первой половине XIX в.

17. Война на Кавказе 1817–1857 гг. и ее последствия.

18. Российское образование: от университетского устава 1862 г. к циркуляру «о кухаркиных детях» (1887 г.).

19. Рабочее движение и рабочее законодательство в России конца XIX – нач. XX вв.

20. Крестьянская община: от Александра II до П.А. Столыпина.

21. Проблема терроризма в России во второй половине XIX – начале XX вв.

22. Политические партии России в Государственной думе.

23. Классы и партии в трех русских революциях.

24. Повседневная жизнь россиян в годы гражданской войны.

25. Феномен политики «военного коммунизма».

26. Лидеры большевиков годы НЭПа.

27. НЭП глазами современников.

28. Советское государство и церковь в 20–30-е гг.

29. Политический режим в СССР в 30-е гг.

30. Культурная революция в СССР в 20–30-е гг.

31. Политическая мысль русской эмиграции.

32. Советская разведка в годы Великой Отечественной войны.

33. Партизанское движение в Великой Отечественной войне.

34. Советский тыл в годы войны.

35. Сталинские депортации народов в период Великой Отечественной войны.

36. Власть и интеллигенция в 1946–1953 гг.

37. Повседневная жизнь советского человека в первые послевоенные годы.

38. Реформы Н.С. Хрущева и их значение.

39. Реформы А.Н. Косыгина и их последствия.

40. Интеллигенция и власть в 60–80-е гг.

41. Политические преобразования в период «перестройки».

42. Межнациональные столкновения и их влияние на судьбу СССР во второй половине 80-х гг.

43. Политическая система постсоветской России.

44. Терроризм в современной России: истоки, причины, последствия.

45. Российское общество в условиях экономических реформ 90-х гг. XX – начала XXI вв.

46. Россия в современном мире.

47. Культура современной России: возрождение или деградация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: