Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть основные особенности послевоенного развития СССР. При этом особое внимание следует уделит изменениям международного статуса СССР.
Раскрывая содержание вопроса о развитии советского общества в эпоху «оттепели» следует уделить особое внимание политическим изменениям, в том числе процессу реабилитации. Необходимо также выяснить основные противоречия периода «оттепели».
Советское общество 60–80-х гг. XX в. некоторые ученые и публицисты называют периодом «застоя». Студенту предстоит выяснить, так ли это?. Кроме того, следует выявить те кризисные явления, которые впоследствии привели советское общество к «перестройке».
Источники и литература
1. Боффа Дж. От СССР к России. М., 1994.
2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. М., 1992.
3. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.
4. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.
5. Зубкова Е.Ю. Советское послевоенное общество 1945–1953 гг. М., 2003.
|
|
6. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политический портрет. М., 1991.
7. Медведев Р.А., Ермаков Д.А. «Серый кардинал» М.А. Суслов. Политический портрет. М., 1992.
План второго занятия
1. Объективные и субъективные предпосылки обновления общества в 80-е гг. Концепция «перестройки» и «нового политического мышления»: их влияние на судьбы страны.
2. Межнациональные противоречия в СССР в период «перестройки» и их последствия.
3. Почему не удалась «перестройка»?
4. В чем основные особенности развития постсоветской России?
Вопросы и задания
1. Какие задачи стремился решить М.С. Горбачев во внутренней и внешней политике?
2. Как изменился внешнеполитический курс СССР в период «перестройки»?
3. Охарактеризуйте расстановку политических сил в 1988–1991 гг.
4. Можно ли назвать события 19–23 августа 1991 г. «путчем»?
5. Чем объяснить падение популярности Б.Н. Ельцина к концу его президентства?
6. Раскройте содержание терминов «приватизация», «дефолт», «ваучер», «саммит», «пиар», «суверенная демократия».
7. Охарактеризуйте современную российскую политическую систему.
Методические рекомендации
Для подготовки к этому занятию следует широко использовать сравнительный анализ исторического материала эпохи «перестройки» и постсоветской России.
Необходимо выяснить, почему «перестройка» завершилась крахом СССР. Вполне уместно сравнить опыт «перестройки» с реформами в КНР. Особое внимание следует обратить на изменение социальной структуры советского, а затем российского общества.
При изучении развития постсоветской России весьма актуален вопрос об основных тенденциях развития страны, а также о ее месте в современном мире. Возможна подготовка кратких сообщений о наиболее актуальных проблемах современной России (преступность, наркомания, депопуляция, бедность и др.).
|
|
Источники и литература
1. Болдин В.И. Крушение пьедестала. М., 1995.
2. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1996.
3. Крючков В.А. Личное дело. В 2 тт. М., 1993.
4. Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий. Воронеж, 1993.
5. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1996.
6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001. М., 2001.
Примерные темы рефератов
1. Как крестилась Русь.
2. Древняя Русь и Великая Степь в X–XIII вв.
3. Золотая Орда и Русь.
4. Русь и Византия: политические и культурные связи IX–XV вв.
5. Политическая деятельность московских князей в XIV в.
6. Митрополит московский Алексий и Сергий Радонежский: жизнь и деятельность.
7. Дипломатия Ивана III.
8. Опричнина и последствия.
9. Русское боярство в годы Смутного времени.
10. Российская приказная система в XVI–XVII вв.
11. Русская армия и флот в первой половине XVIII в.
12. Российское дворянство в эпоху дворцовых переворотов.
13. Развитие российского образования в XVIII в.
14. Русская дипломатия в начале XIX в.
15. Н.М. Карамзин и П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России.
16. Провинциальный губернский город в первой половине XIX в.
17. Война на Кавказе 1817–1857 гг. и ее последствия.
18. Российское образование: от университетского устава 1862 г. к циркуляру «о кухаркиных детях» (1887 г.).
19. Рабочее движение и рабочее законодательство в России конца XIX – нач. XX вв.
20. Крестьянская община: от Александра II до П.А. Столыпина.
21. Проблема терроризма в России во второй половине XIX – начале XX вв.
22. Политические партии России в Государственной думе.
23. Классы и партии в трех русских революциях.
24. Повседневная жизнь россиян в годы гражданской войны.
25. Феномен политики «военного коммунизма».
26. Лидеры большевиков годы НЭПа.
27. НЭП глазами современников.
28. Советское государство и церковь в 20–30-е гг.
29. Политический режим в СССР в 30-е гг.
30. Культурная революция в СССР в 20–30-е гг.
31. Политическая мысль русской эмиграции.
32. Советская разведка в годы Великой Отечественной войны.
33. Партизанское движение в Великой Отечественной войне.
34. Советский тыл в годы войны.
35. Сталинские депортации народов в период Великой Отечественной войны.
36. Власть и интеллигенция в 1946–1953 гг.
37. Повседневная жизнь советского человека в первые послевоенные годы.
38. Реформы Н.С. Хрущева и их значение.
39. Реформы А.Н. Косыгина и их последствия.
40. Интеллигенция и власть в 60–80-е гг.
41. Политические преобразования в период «перестройки».
42. Межнациональные столкновения и их влияние на судьбу СССР во второй половине 80-х гг.
43. Политическая система постсоветской России.
44. Терроризм в современной России: истоки, причины, последствия.
45. Российское общество в условиях экономических реформ 90-х гг. XX – начала XXI вв.
46. Россия в современном мире.
47. Культура современной России: возрождение или деградация.