Дополнительные материалы к Разделу 4

 Категория общения в психологии

Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. В классической трактовке общение понимается как «...социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности»[21], посредством установления контактов, использования различных приемов психического воздействия на партнера, благодаря выбору средств в зависимости от формы общения.

В отечественной психологии вопросами методологии структурных компонентов общения занимались Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков и др. На основе их исследований можно выделить три уровня анализа этого феномена.

1. Макроуровень. На этом уровне процесс общения рассматривается в рамках жизни индивидов, с учетом зоны актуального развития и возрастных особенностей, смены образа жизни и жизненных перипетий. Общение рассматривается как сложная разрастающаяся сеть взаимосвязей человека с другими людьми и социальными группами.

2. Мезоуровень. Основной акцент при изучении общения на этом уровне делается на содержательно-процессуальной стороне общения, где раскрывается динамика общения, благодаря используемым средствам (вербальные и невербальные), благодаря которым осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями и др. Это уровень, где общение представляется как сменяющаяся череда целенаправленных контактов, сопровождающих человека в различные периоды своей жизни.

3. Микроуровень анализирует элементарные единицы общения, понимаемые не как смена контактов человека, не только как вербально-невербальное действие одного из общающихся сторон, но и связанное с ним содействие или противодействие другого.

Л. Д. Столяренко предлагает классификацию видов общения в соответствии с применяемыми человеком приемами и техниками общения, а также с учетом его целей.

1. «Контакт масок» понимается как формальное общение где используется набор мимического и жестового репертуара, а также речевых клише, позволяющих скрыть истинное отношение к собеседнику, используя привычные маски. Данный вид общения вполне обоснован при нежелании человека вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое общение – общение, где данный процесс регламентирован социальной ролью партнеров по общению, определяя и длительность, и содержание, и выбранные средства общения (контролер и пассажиры автобуса и т. д.).

3. Светское общение характеризуется максимальной ритуальностью, проявлением формальной вежливости и его особенность состоит в том, что человек говорит то, что положено говорить в подобных случаях или что от него ожидают в данной ситуации.

4.   Манипулятивное общениедает возможность в одностороннем порядке получить некую выгоду от собеседника, благодаря использованию манипулятивных тактик воздействия на партнера (лесть, обман, демонстрация силы и др.).

5. Духовное межличностное общение характеризуется доверием к личности собеседника, основой чего является взаимопонимание.

6. Деловое общение понимается как вид общения, осуществляемый в рамках деловой проблематики, для согласования и объединения людей для достижения общей цели и налаживания деловых отношений.

Одно из общепринятых оснований для классификации общения - выделение в общении трех взаимосвязанных сторон:

1) перцептивной, понимаемой как процесс восприятия и понимания людьми друг друга;

2) коммуникативной – процесс обмена информацией;

3) интерактивной – процесс взаимодействия людей в общении.

На основании этих сторон можно обозначить аффективно-коммуникативную, информационно-коммуникативную ирегуляционно-коммуникативную функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, основой которой выступает восприятие и понимание другого человека. Данная функция направлена на регуляцию спектра эмоций человека, благодаря которой происходит взаимное сближение людей, усиление или ослабление эмоциональных состояний, их поляризация.

2. Информационно-коммуникативная функция общениясостоит в обмене информацией между людьми, потокам информации, ее получению и передаче.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функцияобщения заключается в вербальном воздействии на человека или группу, благодаря которому люди объединяются для достижения общей цели.

К функциям общения также относят следующие:

1) контактная, предполагающая установление контакта между людьми как состояния готовности обеих сторон к взаимному обмену информацией;

2) инструментальная функция характеризует общение как механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения требуемого действия;

3) интегративная выступает как средство объединения людей;

4) функция самовыражения определяет общение как возможность в общении отразить собственную уникальность;

5) трансляционная служит для передачи конкретных способов деятельности (с помощью вербальных и невербальных маркеров), оценок и т. д.;

6) функция оказания влияния предполагает в качестве результата общения изменение состояний партнеров, поведения, личностно-смысловых образований;

7) информативная необходима при донесении информации без личных контекстов;

8) эмотивная – указывает на возможность возбуждения в партнере нужных эмоциональных откликов, а также изменение собственных переживаний;

9) статусоопределяющая функция – выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды, характеризующаяся ожидаемым поведенческим рисунком.

В отечественной психологии принято выделять императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Императивное общение рассматривается как авторитарное вторжение в личное пространство индивида, полный контроль над его поведением и внутренними установками. Партнер по общению рассматривается как функциональный объект, который обязан выполнить требование, которое может быть сформулировано в форме принуждения, приказа, указания, предписания.

Манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения скрытых намерений, когда партнер не информируется об истинных целях вступления с ним в контакт. Данный вид общения приводит к разрушению доверительных связей между людьми.

Диалогическое общение предполагает взаимное доверие и уважение личности партнера, его интересов и жизненного опыта.

Предметом делового общения является жестко регламентированный рамками профессиональных ситуаций деловой характер взаимодействия как отдельных людей, так и целых групп.

Термин «коммуникация» корнями относится к латинскому слову «соmunicatio» и отражает процесс приема – передачи информации, и все, что с ним связано[22].

Передача информации может осуществляться разными способами:

1) сверху вниз, что предполагает наличие отношений подчинения и в качестве алгоритма приема – передачи информации можно выделить этапы:а) постановка задач, включающий указание (что именно и когда делать), б) инструктаж, предполагающий распределение функционала и контроль за исполнением (назначение исполнителей, указание на характер деятельности и пр.);

2) снизу вверх, предполагающий другую направленность потока информации: а) информирование об исполнении данного задания, б) донесение о проверках, в) высказывание личного мнения;

3) по горизонтали – обмен информацией «на равных», включающий: а) обмен мнениями, б) координирование и согласование необходимых действий для достижения цели, в) донесение информации об исполнении.

Процесс коммуникации включает наличие четырех основных компонентов:

а) коммуникант – отправитель информации,

б) сообщение,

в) средства передачи информации,

г) реципиент – получатель информации.

Этапы коммуникационного процесса:

1. Подготовительный, где задача коммуниканта внутренне оформить  идею, которую он хочет донести до реципиента, в какой форме и с какой целью, а также предполагать возможную реакцию реципиента на полученную информацию.

2. Выбор канала передачи информации (вербальные/невербальные, письменные материалы, электронные средства связи).

3. Передача информации через выбранный канал.

4.  Переработка и декодирование реципиентом полученной информации.

5. Обратная связь понимается как реакция реципиента на полученную информацию. Обратная связь бывает трех типов:

1) открытая, когда обе стороны вербально и невербально демонстрируют готовность к общению;

2) закрытая - негативная обратная связь (передается как вербально, так и невербально);

3) нейтральная (отстраненная), которая характерна для официальных отношений.

Для эффективности общения используются средства коммуникации, которые можно условно разделить на вербальные и невербальные.

К вербальным относятся речевые возможности коммуникантов – лингвистические и паралингвистические каналы.

К невербальным – все, что сопровождает процесс коммуникации без участия речи – визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные каналы передачи информации.

В структуру вербальной коммуникации входят такие компоненты как:

1) значение и смысл информации, где важную роль играет точность употребления слова, корректность построения фразы, выразительность и смысл интонации;

2) речевой темпоритм (быстрый, средний, замедленный, равномерный, прерывистый), голосовая модуляция и тональность (плавная, резкая), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация и дикция;

3) выразительные средства, включающие специфические звуки, возникающие при общении (смех, плач, шепот, вздохи и др.), разделительные звуки (кашель), паузы и др. 

Язык понимается как система словесных знаков, выработанных человечеством в процессе своего развития, и является средством передачи информации. Речь – это общение с помощью языка. В соответствии от характера использования и условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи:

– внутренняя речь – проговаривание «про себя», обдумывание будущего высказывания, а также рефлексия;

– внешняя речь – это речь, предназначенная для других, ограниченная условиями общего пространства и времени;

– письменная речь – это вид речи, воспринимаемой зрительно, состоящей из совокупности звуков, букв и речевых движений.

Итак, в процессе коммуникации в качестве основного средства передачи информации используется человеческая речь, тем не менее, источником информации о ролях, состояниях и свойствах личности собеседника служит не только содержательный аспект общения, но и его невербальные компоненты, отражающие нюансы мыслей и переживаний коммуницирующих субъектов.

Невербальные средства общения (идеомоторика) проявляются в виде неосознаваемых микродвижений сокращаемых мышц лица и всего тела, возникающих в результате проведения нервных импульсов, идущих от органов чувств, что создает неповторимый рисунок мимического образа говорящего, выполняя осведомительную и саморегулирующую функции. Невербальные средства общения не всегда осознаются собеседниками, но дают возможность коммуникантам корректировать свои действия для достижения желаемой цели.

Эмоциональность как качество личности и как реакция на поступающую/передаваемую информацию в деловом общении окрашивает коммуникативное взаимодействие и способствует достижению коммуникативных целей.

Также важнейшим регулятором поведения в деловом общении является мыслительная деятельность, которая участвует в формировании мотивов действий собеседников и дальнейших взаимоотношений и основана на анализе существующей ситуации. 

Невербальные средства общения принято классифицировать следующим образом.[23]

1. Визуальные средства общения, к которым относятся:

– кинесика, включающая различные двигательные реакции тела – движение рук, головы, ног, туловища, походка;

– мимика – выражение лица, глаз, губ;

– направление взгляда, визуальные контакты;

– позы тела, осанка, положение головы;

– вегетативные реакции кожи: покраснение, побледнение, потение;

– проксемика, понимаемая как пространственная и временная организация общения: личное пространство, дистанционные характеристики общения;

– вспомогательные средства общения, к которым относятся подчеркивание или сокрытие возрастных особенностей, расовой принадлежности и др.;

– средства преобразования природных специфических характеристик: одежда, прическа, косметика, украшения, татуировки, борода и др.

2. Акустические средства общения, к которым относятся:

– паралингвистические, характеризующие качество голоса: громкость, диапазон, тональность, тембр, ритм, высота звука;

– экстралингвистические, включающие паузы, смех, плач, вздохи, кашель.

3. Тактильные средства общения, к которым относятся прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. Ольфакторные средства общения, к которым относятся:

– различные запахи из окружающей среды;

– естественный запах тела и искусственные запахи человека.

В различных источниках указывается, что в процессе коммуникации основная доля усваиваемой информации приходится на невербальные средства общения – от 60 до 80% информации считывается и запоминается благодаря идеомоторике.

Жестовая речь является наиболее общим, хорошо наблюдаемым маркером, сопровождающим коммуникацию. Классификация, основанная на оценке жестовой речи как врожденной/выученной, выделяет три вида жестов.

1. Врожденные жесты. Например, улыбка у слепых и глухих от рождения детей проявляется без обучения и копирования (Айбль-Айбесфельдт).

2. Генетические жесты, характеризующиеся доминированием полушария и задействованием ведущей руки/ноги для иллюстрации разговора. 

3. Приобретенные и культурно обусловленные жесты, связанные с особенностями местности проживания.

Исследования невербального поведения указывают на то, что существует прямая зависимость между социальным положением человека и объемом жестов и телодвижений, которые он использует при коммуникации: чем выше статус личности, его социально-экономическое положение, тем менее выражена его жестикуляция и сдержаннее телодвижения. Скорость реагирования на стимул некоторыми жестами и их видимость для коммуникантов имеет зависимость от возраста: чем моложе человек, тем более выражена и объемна его жестовая речь.

Перцептивная сторона общения включает восприятие субъектов общения, когнитивную составляющую образа партнера по общению и является важной для понимания и установления коммуникантом взаимопонимания, привязанности и пр. В деловом общении для отстаивания своей позиции партнеры должны уметь поставить себя на место собеседника, рассматривая с этой позиции решаемый вопрос с учетом потребностей, мотивов, установок другого.

Таким образом, взаимопонимание между партнерами по общению достигается за счет механизмов идентификации и рефлексии и прогнозирования возможного поведения каждого их них с учетом доминирующих мотивов при выборе поведения. Если же причины трактуются искаженно, то происходит приписывание друг другу возможных причин поведения (каузальная атрибуция) или других характеристик, что влечет за собой нарушение взаимопонимания и достижения цели делового общения.

Учет законов социальной перцепции позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать эффективность делового общения и достижение общей цели.

При рассмотрении перцептивной стороны общения ряд исследователей выделяет следующие характеристики, влияющие на общее восприятие субъектов или ситуации делового общения:

– механизм взаимного восприятия партнеров по общению;

– взаимную оценку партнерами друг друга, – внешности, стиля одежды, эмоций и др.;

– понимание мотивов, действий и поведения партнеров по общению;

– создание образа или корректировка уже имеющегося представления о партнере с учетом новых нюансов восприятия.

Для продуктивного вступления в контакт с другим лицом, необходимо прохождение ряда этапов.

1. Возникновение потребности в общении, побуждающей человека вступить в контакт.

2. Ориентировочный этап, предполагающий постановку или уточнение цели вступления в контакт.

3. Оценивание личных характеристик собеседника для выработки стратегии взаимодействия.

4. Планирование содержания своей речи.

5. Выбор средств, речевых клише, стиля, которыми будет пользоваться коммуникант.

6. Восприятие и оценка обратной связи от собеседника.

7. Корректировка дальнейших действий, стиля и выбор методов для дальнейшего общения.

Представление о том, как сам субъект воспринимается другими людьми, определяет поведение человека. Сложность оценивания партнера по общению и формирование его образа состоит в определенном искажении сведений о себе и дозированности подаваемой информации. Сегодня, при наличии широкого спектра социальных сетей и повсеместной регистрации в них, практически каждый является их пользователем, прямо или косвенно, сообщая сведения о себе, своей жизни, интересах, перемещениях. Некоторые работодатели обращаются за дополнительной информацией о претендентах на вакантные должности в соц.сети, что, порой, служит основанием для отказа в работе.

Большое значение для взаимопонимания людьми друг друга имеет умение быть открытым, честным и естественным в отношениях с другими, что зависит от уровня развития самосознания и самоотношения человека. Нарушение или искажение представлений о себе влечет за собой создание психологических барьеров, к конфликтному поведению.

Модель, предложенная Джозефом Лафтом и Гарри Ингамом в 1955 году, и названная по первым буквам фамилий авторов концепции как «Окно Джогари» [24], которая отражает представление человека о себе и формы его презентации собеседнику, группе или миру. Условием формирования представлений о себе служат восприятие, рефлексия и анализ своего поведения с точки зрения окружения человека, через получение обратной связи.  

Окно Джогари

 

Открытая зона (I) Слепая зона (II)
Скрытая зона (III) Неизвестная зона (IV)

 

Открытая зона (I) включает информацию о личности, которая доступна как самому индивиду, так и окружающим, посредством открытого обмена информацией между индивидом и другими людьми. Открытая зона указывает на степень доверия индивида миру.

Слепая зона (II) («Слепое пятно») содержит информацию, которая доступна другим, но неизвестна самому человеку. Если полученная от окружающего мира обратная связь хуже представлений человека о себе, то включаются защитные механизмы, которые могут провоцировать конфликт, либо приводят к разрыву отношений индивида с транслятором этой информации. Если точка зрения окружающих, которую они доносят до индивида, благодаря обратной связи, совпадает с его мнением, то дальнейшее взаимодействие протекает бесконфликтно.

Скрытая зона (III) содержит информацию, известную только индивиду, но неизвестную другим (знания, умения, интересы, секреты и др.), что дает определенные преимущества человеку при сокрытии негативной информации от окружающих.

Неизвестная зона (IV) содержит информацию о ресурсах, которые могут проявиться лишь в особых ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни, и это не известно ни индивидууму, ни окружающим.

Размеры коммуникационного пространства могут видоизменяться в соответствии с рядом факторов (длительность знакомства, характер отношений и др.).

К психологическим механизмам межгруппового восприятия относятся: социальнаястереотипизация, предубеждения, установки.

Социальный стереотип(стереотипизация) - устойчивое мнение человека о явлениях или людях на основе образов-представлений, состоящих из условных типовых «схем».

Предубеждение трактуется как эмоциональная позитивная/негативная оценка людей или явлений при отсутствии информации о мотивах, поступках, причинах и др. факторах, способствующих появлению рассматриваемого явления.

Установка понимается как готовность человека привычным образом реагировать на возникшую ситуацию, не подвергая ее анализу, а также воспринимать и оцениватьчеловека/ситуацию исходя из заранее полученной информации о нем. Выделяют три типа установок восприятия: позитивная, негативная и адекватная.

Позитивная установка усиливает фактор привлекательности, под ее влиянием мы склонны приписывать человеку такие характеристики, как интеллектуальность, положительность, коммуникабельность и др., не обращая внимание на объективно существующие негативные свойства или характеристики. Ошибка атрибуции[25] заключается в том, что чем более субъективно привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях, если непривлекателен, то остальные его качества мы склонны недооценивать. 

Существует зависимость субъективной оценки привлекательности человека для нас от знака его отношения к нам: человек, демонстрирующий хорошее к нам отношение, оценивается выше. Таким образом, запуск соответствующей схемы восприятия зависит от демонстрации партнером по общению отношения к субъекту.

Также в литературе выделяют ряд эффектов восприятия, которые влияют на процесс и характер общения.

Эффект ореола - оценочное впечатление о человеке в условиях дефицита информации на основе его социальной роли, а также влияние первого впечатления при знакомстве и последующем взаимодействии с ним.

Эффект последовательности гласит, что наибольшее влияние на суждение о человеке оказывает информация, полученная о нем в первую очередь.

Эффект авансирования - человеку приписывают несуществующие положительные качества, что влечет за собой последующее разочарование, т.к. поведение не соответствует представлениям.

Эффект проекции заключается в приписывании человеку собственных качеств, мыслей, поведения и объяснения его поступков с опорой на свои представления.

Эффект первичности проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке способна влиять на последующее отношение к этому человеку, игнорируя поступающие впоследствии опровержения первичной информации.

Эффект последней информации (края) заключается в доминировании последней полученной информации, которая способна перечеркнуть все прежние достижения и мнения об оцениваемом субъекте или объекте.

Такой феномен как понимание человека человеком сопровождается проникновением в сущность личности. В психологии выделяют несколько уровней понимания.

Нижний (поверхностный) уровень понимания характеризуется восприятием внешнего поведения человека без учета причин, мотивов и целей, а также однонаправленной категоричной оценкой личности.

Средний уровень понимания проявляется при анализе отдельных качеств человека, оценке интеллектуальных особенностей, характера в результате отрывочных взаимодействий с человеком.

Высокий уровень понимания включает оценку ведущих целей и мотивов поведения человека, возможность прогнозировать поведение человека, опираясь на изучение его индивидуально-характерологических особенностей.

Проявление феномена понимания сопровождается рядом процессов:

1) идентификация – процесс уподобления себя с партнером по общению, возможность мысленно поставить себя на место другого и спрогнозировать собственные действия в подобной ситуации;

2) эмпатия, которая характеризуется пониманием партнера по общению на чувственном уровне, потребностью эмоционально откликнуться на боль или проблему другого человека;

3) рефлексия, которая понимается как самоанализ и процесс зеркального отражения восприятия друг другом.

Одним из базовых аспектов общения является характер взаимодействия между общающимися. Поведенческие паттерны – позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь – изменяются в соответствии с возникающими ситуациями, что сопровождается изменением эмоционального состояния. По мнению ряда исследователей[26], имеет место прямая связь между схемой поведения человека и его психическим состоянием, что позволило Э. Берну создать концепцию трансактного анализа, в рамках которой автор выделяет типичные состояния сознания. Состояние Я определяется им как система чувств, отражающаяся в поведенческом репертуаре, которые Э. Берн разбил на три категории Я-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Состояние Я – Родитель. Человек хранит в своей памяти набор воспринятых им в детстве поведенческих характеристик и реакций его родителей, актуализируемых в определенных обстоятельствах. Данное состояние может проявляться как критическое и кормяще-заботливое Я.

2. Состояние Я – Взрослый,характеризуемое объективной оценкой реальности, объективной переработкой поступающей информации и соответствующим реагированием на ситуацию.

3. Состояние Я – Ребенок, включающий спектр эмоциональных переживаний и состояний человека, которые актуализируются при определенных условиях и могут проявляться в свободной, приспосабливающейся и бунтарской форме поведения.

Состояния Родителя, Взрослого и Ребенка относятся к нормальным проявлениям психики. По мнению Э. Берна, трансакция – это единица общения, которая включает в себя стимул (С) и реакцию (Р), расположенные между двумя состояниями сознания.Автор выделяет три формы трансакций – параллельные (дополнительные), пересекающиеся и скрытые, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Параллельные трансакции происходят между двумя любыми состояниями Я общающихся людей и могут продолжаться бесконечно долго.

2. Пересекающаяся трансакция характеризуется тем, что реакция партнера вызывается не из того состояния Я, на которое было направлено воздействие, и потому является предконфликтным или конфликтным.

3. Скрытые трансакции осуществляются параллельно на двух уровнях – социальном и психологическом. На социальном уровне (форма взаимодействия) произносится одно, а психологический подтекст (содержание) предполагает другой контекст сообщения, и партнеры это знают, реагируя не на социальном, а на психологическом уровне.

Интерактивная сторона общения предполагает также ориентацию взаимодействующих общающихся субъектов на контроль и ориентацию на понимание.

Ориентация на контроль вызывает стремление управлять ситуацией и контролировать поведение других людей, которая часто сочетается с лидирующей позицией во взаимодействии.

Ориентация на пониманиезаключается в стремлении понять ситуацию и поведение других людей и связана с желанием продуктивного взаимосотрудничества и избегания конфликтов.

К способам воздействия партнеров во взаимодействии относятся механизмы заражения, внушения, убеждения и подражания.

Заражение понимается как эффект многократного роста эмоциональных состояний общающихся, происходит на бессознательном уровне, ярко проявляясь в толпе, в любой группе людей.

Внушение (суггестия) понимается как целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого, при снижении волевого контроля, когда осуществляется процесс передачи информации субъекту, который воспринимает ее на фоне отсутствия критического барьера. Явление контрсуггестии заключается в сознательном сопротивлении внушающему воздействию.

Убеждение понимается как вербальное воздействие на сознание человека посредством обращения к его критическому суждению, с опорой на слова, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

Эффект подражания заключается в том, что существует стремление человека перенять и воспроизвести черты и образы демонстрируемого поведения, которые могут осуществляться посредством слепого копирования поведения, жестов, интонации или сознательного подражания.

Интерактивная сторона общения также может включать такую характеристику как конформность[27], понимаемую как уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению, подчинение требованиям группы, которые могут противоречить установкам личности. Конформная личность – человек, подвергшийся повышенному влиянию группы или других значимых лиц.

Также в рамках интерактивной стороны общения рассматривается психология конфликтного поведения личности.  

Конфликтные взаимодействия – это междисциплинарный объект исследований. Межличностный конфликт выступает наиболее деструктивным фактором для социальных коммуникаций.

Необходимо отметить, что кроме конфликтных ситуаций, имеющих конкретный эмоциогенный конфликтоген, повышающий вероятность входа в конфликт, существует еще такой феномен, как устойчивые характерологические особенности, позволяющие говорить о «конфликтной личности».

Типы конфликтной личности

 

Тип Характеристика
Демонстративный любит быть в центре внимания; модус отношения к людям определяется их отношением к конфликтной личности; присуще любование своими страданиями и стойкостью; высокая адаптивность к любым ситуациям; ярко выраженное эмоциональное поведение; ситуативное планирование деятельности и редкое воплощение задуманного; хорошо себя чувствует в ситуации конфликтного взаимодействия;  часто оказывается источником конфликта
Неуправляемый (Импульсивный Эпилептоидный) Импульсивность, непредсказуемость, агрессивность поведения; склонность к нарушению общепринятых норм; высокий уровень притязаний; отсутствие самокритики; в неприятностях склонен обвинять других; не склонен к планированию своей деятельности и реализации планов; отсутствие рефлексивной позиции
Ригидный высокий уровень подозрительности и обидчивости; завышенная самооценка; нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости; ригиден, прямолинеен и негибок; выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; низкая самокритичность; болезненно обидчив, не терпит несправедливости по отношению к себе
Сверхточный скрупулезно относится к работе; придирчив к окружающим; обладает повышенной тревожностью; болезненно реагирует на замечания; обидевшись, резко выходит из отношений; не в состоянии оценить реальные взаимоотношения в группе; придерживается точного распорядка дня; не склонен к внешнему проявлению эмоций
Бесконфликтный отсутствие позиции в обсуждениях серьезных вопросов; высоко внушаем; внутренне противоречив и непоследователен; конформист; уступчив; не обладает достаточной силой воли; не склонен к рефлексии

 

Эффективность и успех взаимоотношений в деловой сфере во многом зависит от умения применять психологические методы и приемы влияния на партнера, которые основаны на ведущих социально-психологических закономерностях восприятия:

1) если в разговоре реципиентов совпадают точки зрения на ряд вопросов, то эффективность убеждающего воздействия повышается;

2) отвлекающий фактор играет огромную роль в ослаблении позиции, которой придерживается адресат убеждающего воздействия;

3) убеждающее воздействие достигает своего максимума при соблюдении принципа соответствия его содержания и формы социальным, возрастным и национальным особенностям людей.

В исследованиях описаны методы, которые целесообразно применять в ходе деловой беседы для ее эффективности.

Метод снятия напряжения. Основная цель данного метода – посредством шутки или комплимента расположить к себе оппонента.

Метод зацепки - нестандартный вопрос, описание индивидуального восприятия увиденного или проблемы.

Метод стимулирования воображения позволяет обратиться к творческому ресурсу коммуникантов и пробудить интерес к беседе.

Метод прямого подхода включает лаконичность при обсуждении деловых вопросов с использованием содержательных клише и проявление уважения к личности человека оппонента.

Необходимо начинать «присоединение» к партнеру по общению с момента встречи: к его дыханию, темпу речи, его ведущей репрезентативной системе через использование предикатов соответствующей модальности. В процессе общения можно наблюдать жестами и мимикой оппонента и в соответствии с ними гибко менять свое поведение.

Рассмотрим также некоторые приемы, позволяющие облегчить процесс общения.

Прием «имя собственное» подразумевает обращение по имени к собеседнику, что вызывает положительные эмоции и склонность к согласию на предложение от делового партнера.

Использование приема «добрая улыбка» по отношению к подчиненным позволяет добиться выполнения распоряжения за счет симпатии к человеку, применяющему данный прием.

Прием «дружелюбный тон» способствует созданию атмосферы взаимного доверия и способствует нейтрализации возможных конфликтных ситуаций.

Прием «Комплимент» несет в себе положительную оценку человека, он должен подчеркивать только позитивные качества и не иметь двойного смысла.

К методам психологического воздействия на партнера относится также метод убеждения. Остановимся на рассмотрении убеждающего воздействия более подробно.

В структуру убеждающего воздействиявходят такие компоненты как: источник информации; содержание убеждающего воздействия; ситуация убеждающего воздействия.

Источник информации - официальные органы, СМИ, доверенные лица объектов убеждающего воздействия. К приемам формирования доверия относятся: формирование имиджа «особой осведомленности»; создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности» и т.д.

Содержательная сторона убеждающего воздействия зависит от ряда факторов.

1. Доказательность и убедительность рассматриваемой информации. Доказательность базируется на принципах логичности, научности, правдивости и непротиворечивости. Убедительность основывается на присущих оппоненту установках, убеждениях, образе мышления.

Содержание убеждающего воздействия должно быть четко структурированным и логичным, составленным на основе законов диалектической и формальной логики. Необходимо акцентировать внимание на динамичной подаче информации для более легкого осмысления и запоминания убеждающего воздействия. Эффективнее на человека воздействуют те аргументы, которые субъективно значимы, основаны на опыте и личных интересах. Информацию лучше преподносить небольшими смысловыми блоками для лучшего усвоения.

2. Использование основных категорий аргументации для убеждения слушателей:

1) наличие фактов;

2) аргументы в пользу будущей удовлетворенности оппонента;

3) аргументы, акцентирующие внимание на последствиях при отказе от звучащего предложения.

Очередность изложения аргументов влияет на результат беседы. Информацию, ориентированную на изменение установки, нужно помещать первой. Чаще всего применяется прием «сильной аргументации», где базовый аргумент располагается в середине сообщения. Если объект психологического воздействия проявляет активный интерес к теме сообщения, то целесообразно сильный аргумент расположить в конце сообщения.

3. Воздействие убеждения опирается на содержание и форму подачи информации, которые подразделяют на следующие виды:

а) прямой призыв, где основой выступают сильные прямые доводы для заинтересованных в информации объектов психологического воздействия;

б) косвенный призыв опирается на обещания или подается в качестве намеков;

в) призыв на основе конкретных примеров иллюстрирует результаты других людей, последовавших призывам;

г) неопределенный призывпобуждает задуматься о возможных последствиях на основе представленных аргументов.

4. Эффективность убеждающего воздействия зависит от выбранной формы подачи информации, выбор которой зависит от целей и задач психологического воздействия и условиями его осуществления.

Ситуация убеждающего воздействия предполагает учет условий, в которых оно осуществляется, и реакцию человека на его содержание, а также на количество людей, подвергающихся воздействию.

Индивидуальная ситуация складывается, когда убеждающее воздействие осуществляется на конкретную аудиторию, имеющей определенные психологические характеристики, которые необходимо учитывать. Данная ситуация содержит меньше формальностей, в ней легче найти приемлемый стиль изложения, строить аргументацию, подобрать семантический ряд и пр.

Массовая ситуация предполагает воздействие одномоментно на многочисленную и разнообразную аудиторию, что создает определенные сложности при достижении эффективности воздействия.

Аргументация[28] понимается как способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. Аргументация оперирует двумя основными конструкциями:

1) доказательная аргументация;

2) контраргументация, опровергающая тезисы и утверждения оппонента.

Опровержение доводов понимается как разновидность доказательства, когда доказывается ложность суждения или редукция самого доказательства. Цель опровержения – разрушение доказательства, путем установления необоснованности выдвинутого тезиса, либо его ложности.

В ходе деловой беседы нередко обсуждение деловых вопросов принимает характер дискуссии между участниками. Дискуссия по спорным вопросам, предполагающая взаимную критику деловых предложений, называется полемикой.

В зависимости от цели критического выступления выделяют: критику тезиса, критику аргументов и критику демонстрации.

Первый способ – это опровержение тезиса с целью указать на ложность, либо ошибочность доказываемой позиции, которое осуществляется прямым либо косвенным способом.

Прямое опровержение показывает несостоятельность тезиса, не выдвигая никакой идеи взамен.

Косвенное опровержение заключается в сосредоточении внимания на всестороннем обосновании собственного тезиса, что позволяет прийти к заключению о ложности тезиса пропонента.

Второй способ разрушения доказательств – «критика аргументов», которая может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов и размытость процедуры статистической обработки результатов, что позволяет сомневаться в экспертности лица, на заключение которого ссылается пропонент, и др.

Третьим способом опровержения является критика демонстрации, которая указывает, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом, что позволяет считать довод необоснованным.

Данные способы разрушают доказательство, но не опровергают сам тезис, который требует нового обоснования.

Соблюдение основных правил аргументации на основе законов логического доказательства и опровержения позволяет грамотно и успешно пользоваться приемами ведения дискуссии и полемики.

Контрольные вопросы и задания

1 Что такое общение?

2 Перечислите формы и виды делового общения. Проиллюстрируйте свой ответ.

3 Охарактеризуйте механизмы социального восприятия.

4 Что такое «Окно Джогари»?

5 Перечислите механизмы восприятия в межгрупповом общении.

6 Каковы основные положения интеракционной теории Э.Берна?

7 Перечислите уровни анализа общения.

8 Каковы этапы коммуникационного процесса и его элементы?

9  Охарактеризуйте основные составляющие средств общения.

10  Перечислите основные правила и техники конструктивного общения.

11  Опишите сущностные особенности техник общения (5-7 вариантов)

12  Рассмотрите специфику общения конфликтной личности.

13  Проиллюстрируйте прием аргументации и опровержение доводов оппонента.

Рекомендуемая литература

 

1 Вейдт, В. П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов /В.П. Вейдт – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2019. – 227 с. (Серия: Образовательный процесс).

2 Гуревич, П. С. Психология: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 465 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5042-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431923.

3 Задорожная, О.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / О.В. Задорожная, С.М. Гаргацова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 117 с.

4 Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 440 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-03322-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432891

5 Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 404 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00631-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431855

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие представляет собой систематизацию и обобщение теоретических и эмпирических подходов для ознакомления обучающихся с отдельными категориями психологического знания. Материал отобран таким образом, чтобы побудить обучающихся к теоретическому и сравнительно-хронологическому анализу становления современной психологической науки.

Межпоколенная трансмиссия отражает зависимость между развитием личностного и профессионального потенциала от скорости и темпов научно-технического и социально-экономического развития общества, включая в себя интенсивно нарастающий информационный поток не только в рамках естественного развития, но и на пути самореализации человека, многократно сжимая временные параметры и каналы обработки и получения информации.

Сегодня человек находится в постоянном информационном трафике, когда потоки информации обрушиваются на него по множеству различных каналов. Но независимо от агрессивной атаки кибер-пространства, развитие личности осуществляется по законам жизни человека на Земле, а их знание позволяет выбирать перспективную траекторию своего жизненного пути, реализуя те способности и задатки, которые даны человеку от природы и те способности, которые развиваются на протяжении жизни в результате интересов и выбираемой деятельности.

Особого внимания заслуживают проблемы развития личности, развития способностей, факторы и причины спецификации социального поведения и вербального взаимодействия будущего специалиста с точки зрения эффективности и результативности.

В современном мире всеобщей глобализации, усиления конкуренции в создании интеллектуальных продуктов и утверждения профессиональной состоятельности и востребованности гибкость и мобильность в профессиональном самосовершенствовании являются важнейшими качествами человека, залогом его деловой успешности. Этому будет способствовать знание психологических особенностей личности, готовность будущего профессионала аккумулировать новые технологии взаимодействия человека и профессии, что послужит росту коммуникативной компетентности и профессиональному успеху.


Тезаурус курса

 

Абьюз - насилие в любом виде с целью подчинения и подавления воли человека

Агглютинация - механизм создания образа воображения соединения деталей различных объектов, не соедини в реальности

Акцентуации характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями

Акцептор результатов действия - психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах

Антиципация - форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий

Антропогенез - процесс происхождения человека

Апатия - состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей

Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов

Архетип - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение

Атрибуция каузальная - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей

Аттитюд - психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта, готовность думать, оценивать, действовать определенным образом по отношению к объекту установки

Аттракция - процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого

Аффект - максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности

Афферентный синтез - нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия, которая приводит к решению вопроса: какой именно результат должен быть получен в данный момент

Аффилиация - стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе

Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета

Брейнсторминг - специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность активной психической деятельности на конкретный объект, ситуацию, сферу жизни

Внутригрупповой фаворитизм - предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими группами и их представителями

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов

Воображение - способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее

Восприятие - процесс формирования субъективных образов объективно воздействующего на наши органы чувств окружающего мира

Гендер - социальная характеристика пола человека

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам

Дедукция - движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок

Денотация - значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемое лексическое значение слова

Деперсонализация - изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения

Деятельность - форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта

Дистресс - фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей

Замещение - защитный механизм, проявляющийся при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нужному объекту

Идентификация - когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектами, группой, образцом

Импринтинг - специфическая форма научения, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей

Ингибиция - тенденция снижать показатели индивидуальной исполнительской деятельности, а также качества психической деятельности в условиях группового окружения

Инициация - комплекс обрядовых действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение

Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого, опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы

Интеллект - основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности

Интерференция - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует субъект

Интроверсия - обращённость личности на себя

Интроспекция - метод самонаблюдения, господствовавший в гуманитарном знании вплоть до середины ХIХ века

Интуиция - процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения

Информационная основа деятельности (ИОД) - совокупность информационных признаков, характеризующих предметные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мотив—цель

Инфантилизм - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту

Катарсис - очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса

Кинесика - движения, которые, отражаются с помощью оптической системы объекта: жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк

Когнитивная карта - образ знакомого пространственного окружения

Коммуникативная интенция - желание вступить в общение с другим лицом

Коммуникация - обмен информацией между людьми или группами

Конверсия - образование нового значения слова либо при переходе его в новую парадигму словоизменения, либо при употреблении его в контексте, отличающемся от традиционного

Коннотация - вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе

Конфабуляции - ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы

Лабильность - максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений

Либидо - лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

Локомоция - передвижение, активное перемещение в пространстве

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям

Манипуляция - вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей

Мнемические способности - средства организации индивидуального опыта, являющиеся свойствами функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях ее запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности

Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности

Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений

Навык - автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи

Нерефлексивное слушание - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями

Общие способности - индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию

Онтогенез - индивидуальное развитие организма

Оптант - человек, выбирающий профессию

Отношение - социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его взаимодействие с окружающей действительностью и сознанием

Ощущение - психический процесс отражения свойств предмета, при непосредственном воздействии на органы чувств

Память - многоуровневая, развивающаяся, динамичная, гетерархическая система организации индивидуального опыта в целях предстоящей деятельности

Паника - социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе

Перцепция - восприятие

Поведение - присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью

Понятие - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления

Потребность - состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступает источником его активности

Привычка - поведение, которое было выработано в результате жизненного опыта и теперь выполняется почти автоматически

Принуждение - применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение

Проекция - процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты

Проксемика - пространственные взаимоотношения людей в процессе общения

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира

Психическое выгорание - профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений

Психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности

Резистентность - устойчивость

Рефлексия - процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятия, содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции

Ригидность - затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки

Риск - сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности

Самоотношение - выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям, мотивам, влечениям, способностям, переживаниям

Сензитивность - состояние повышенной чувствительности той или иной функции к влияниям окружающей действительности

Способность - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Стереотип - духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания

Стереотип - духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания

Стресс - комплекс физиологических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения

Такесика - невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия

Таксисы - ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных или неблагоприятных условий среды

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества или свойства личности

Торможение - активный, непрерывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов

Тропизмы - движение растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды

Умение - знание, которое понято учащимся и воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия, и приобретшее некоторые черты оперативности

Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту

Утомление - функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности

Фасилитация - облегчающее, т. е. усиливающее, влияние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования

Фасцинация - специально организованное сопровождение коммуникации с целью повышения ее эффективности

Филогенез - эволюционное развитие организма

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении обусловливая типичные для нее способы поведения

Целеполагание - вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека

Черный ящик - модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства

Честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью

Эгоизм - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп

Эйдетизм - способность индивидов к сохранению и воспроизведению живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен

Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств

Экстериоризация - процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека

Экстраверсия - обращённость личности на окружающий мир

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта

Эмпатия - понимание состояний другого человека в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир

Эустресс - фаза и тип стресса, характеризующиеся повышением продуктивности психической и исполнительской деятельности.

Язык - система знаков любой конфигурации, служащая средством человеческого общения и мышления

Я-высказывание - форма высказывания в ходе субъект-субъектного общения, предполагающая сообщение партнеру о своих чувствах с использованием местоимения «я»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: