Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави, політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии, политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития. Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются. Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру- шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и, следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром которой стало государство. Изучение политической системы представляет особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз- личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования? Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает искусство управле- ния государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье, М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка- кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о "власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли- тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни внешней и внутренней политики государства определяются экономическими интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью. Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе. Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право - это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в различных политических организациях и институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя

До 74 питання

непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли- тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли- вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре- ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го- сударство, партии формируют определенное политическое сознание. Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например, для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно первой политической системой. Важней- шие институты жизни, такие как собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР, которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА ления экономической и политической власти используются и другие организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити- ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций, демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет, устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объ- единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации, являться ей противовесом. Конечно, количество организаций, принадлежащих к политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го- сударством.

 

 

75. Держава її походження і сутність.

Рушійною силою розвитку суспільства є також політична си­стема, найбільш яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична система органіч­но входить до надбудови суспільства та обслуговує економічний ба­зис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна фор­ма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має класовий характер і є органом насильства, та за­гальнолюдський, за яким держава — це орган управління і досяг­нення злагоди в суспільстві. Тип держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласниць­ка, феодальна, капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична. Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель, напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Основные исторические типы государства:

1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной собственности.

2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики переходящая в монархию.

3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.

Основные признаки государства:

1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и судебную.

2) суверенитет;

3) наличие своей территория;

4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.

 

76. Історичні типи держави, форми правління і державного устрою.

Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Основные исторические типы государства:

рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной собственности.

феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики переходящая в монархию.

буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.

Основные признаки государства:

наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и судебную.

суверенитет;

наличие своей территория;

взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях. Государства различаются по форме, которая включает в себя:

1) тип государственного устройства:,

a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы (законы).

b) федеративное государство - объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей, законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой данного государственного образования, особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.

c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в федерацию

2) форму политического правления:

a) монархия -государство, главой которого является один человек.Может быть

i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия);

ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт))

b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами

i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

ii) президентской - президент - глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной, так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США, России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

3) политический режим: совокупность способов осуществления власти.

a) демократический - все граждане имеют доступ к участию в государственных делах, власть разделена на исполнительную, законодательную и судебную

b) тоталитарный - ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь.

c) Автократический

 

77. Джерела, рушійні сили та суб”єкти суспільного розвитку.

Суб'єктами творення і розвитку суспільства виступають також маси і особи. Справжнім творцем історії є народ, народні маси. Во­ни породжують історичних осіб, які мають вирішальний вплив (як позитивний, так і негативний) на хід історії. Існують два хибні під­ходи до природи історичного процесу – фаталізм та волюнтаризм.

Фаталізм – це філософські погляди, які стверджують, що істо­ричний процес є фатальним, неминучим, а народні маси та історичні особи не мають впливу на його розвиток. Волюнтаризм – це філософське вчення, яке заперечує або ігнорує об'єктивні закони розвитку і вважає, що управління суспільним процесом можна досягти силою за допомогою дії історичних осіб. Така філософія веде до тоталітаризму, фашизму та культу особи.

Рушійною силою суспільства є соціальна революція. Її роль полягає в докорінній зміні усталених суспільних відносин і створен ні нової суспільно-економічної формації шляхом класової боротьби. Рушійними силами рево­люції, як правило, є народні маси, прогресивні класи та виразники їхніх інтересів – партії.

Важливим і постійним джерелом та рушійною силою суспіль­ного розвитку, економічною основою кожної соціальної революції є протиріччя між продуктивними силами і виробничими відносинами. Це протиріччя спонукає суспільство до дотримання загального соці­ологічного закону – закону відповідності виробничих відносин ха­рактеру і рівневі розвитку продуктивних сил, тобто до рівноваги між ними.

Рушійною силою розвитку суспільства є також політична си­стема, найбільш яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична система органіч­но входить до надбудови суспільства та обслуговує економічний ба­зис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна фор­ма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має класовий характер і є органом насильства, та за­гальнолюдський, за яким держава — це орган управління і досяг­нення злагоди в суспільстві. Тип держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласниць­ка, феодальна, капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична.

 

78.Проблема суб’єкта історичного процессу. Роль народу і особистості в історії.

Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому как частица класса, общественной группы он связан сдругими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Проблема субъекта исторического процесса. Субъект-личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа тоже может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет собой некоторую целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная соц. группа, народ, человечество. Основными соц. субъектами исторического процесса явл. общественные классы. Борьба классов была движущей силой общественного развития на определенной его стадии.Роль соц. субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического творчества преобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса.

Субъект может быть либо личностью либо целой структурой: 1) Этносоциальная структура общества (чел. семья, народность); 2) Социально - политическая структура; (личность, социальная группа, класс); Общественный процесс определяется формами сознания (религия политика и т.д.); Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса; Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин сказал -> сделали рев-ию) либо законами (НТР возникла из потребности общества).

 

 

79.Суспільний прогрес та його критерії.

 

 

80. Духовне життя суспільства. Суспільна свідомість та їх структура. Суспільна псиологія та ідеологія, їх роль у розвитку суспільства.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об- щества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных от- ношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью обществен- ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об- щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру- гого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос- ле возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы воз- никнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразо- вания его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъеди- ненности, относительной самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а толь- ко повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием и общественным сознанием мно- гогранна и разнообразна. Так, вещи,созданные человеком, представляют собой опредмечи- вание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преоб- разовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания прояв- ляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни- кают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Напри- мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак- теристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречи- вость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное соз- нание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес- кое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в истори- ко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формаци- ях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: