Основные формы международных экономических отношений

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Формы Международных экономические отношений:

1. Международное разделение труда. Специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли. 2. Международная торговля товарами и услугами. Торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. 3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. 4. Международная миграция рабочей силы.                                 5. Международный обмен технологиями. Экономические отношения между развитыми и развивающимися странами в области технологического обмена. Передача технологии может осуществляться либо в торговой (лицензионную торговлю; традиционную куплю-продажу готовой продукции и комплектных объектов; заключение контрактов о консультативных и управленческих услугах, об использовании иностранных специалистов); либо в неторговой формах (научно-техническую помощь на безвозмездной основе по государственной линии и по линии международных организаций; международное сотрудничество в области науки и техники;- научно-технический обмен на основе личных контактов). 6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Составная часть международных экономических отношений в виде совокупности валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственной сфере. 7. Международная экономическая интеграция. Высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. Формами (стадиями) экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция.

Политика внедрения инноваций.

Политика рассматривается как способ осуществ­ления изменений в коллективе, при этом в теории известны следующие варианты политики нововведений:

Директивная политика. Менеджер проводит нововведения без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения вусловиях кризисной ситуации, ичлены коллектива вынуждены смиряться с изменениями в силу их неизбежности. Политика переговоров. Менеджер является инициатором ново­введения, однако проводит переговоры с коллективом; возможен вариант частичных уступок и взаимных соглашений. Члены кол­лектива могут высказать свое мнение ипонимание сути нововведений.

Политика достижения общих целей. Менеджер, привлекает консультантов — специалистов в области менеджмента, не только получает согласие коллектива на внедрение нововведении, но и ставит перед каждым членом организации цели по внедре­нию нововведения, устанавливает ответственность за достижение целей, как личных, так и всей организации.

Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привле­кая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.

Политика проб и ошибок. Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привле­каются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.

На выбор политики изменений влияют следующие факторы: темп осуществления изменений, степень и вид сопротивления коллектива, наличие полномочий у инициатора изменений, наличие необходимой информации, наличие кризисной ситуации в организации.

Этапы осуществления нововведений: Подготовительный, Осуществление нововведения, Контроль, Оценка осуществ­ления нововве­дения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: