Основные понятия процесса принятия управленческих решений – цель, проблема, задачи, альтернатива решений, критерий

Решение - это результат осмыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и к необходимым действиям. Решение может быть напр. на дост разовых рез-ов, создание постоянно идущих процессов, поддерж. идущих процессов, прекращ. какой-либо деятельности. Альтернатива - это условное наименование какого-то из возможных способов достижения цели. Проблема - это расхождение между действит. и желаемым состояниями при неизменных способах преодоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидение рез-ов. Пар-ры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообесп-сть, ценность предполагаемого рез-та. Критерии - это показатели на основе которых следует проводить оценку альтернатив с точки зрения возможности достижения поставленной цели. Требования к критериям: полнота(адекватность оценки достиж. цели решения), операционность(наличи у крит. четкой формулировки), декомпозируемость (возм-сть структуризации сист. критериев), достаточность, минимальность, измеримость. Цель - формализованное описание того желаемого состояния, достижение которого отождествляется с решением проблемы или задачи. Управленческое решение – целесообразный на данный момент времени вариант способа действий в социально экономической системе по разрешению неких проблем лицом, принимающим решение в соответствии с его должностными полномочиями. Объект принятия УР – многогранная деятельность организации, в частности: техническое развитие, маркетинговая деятельность, экономическое и финансовое развитие и т.д.

Понятие управленческой проблемы

Ситуация (в широком смысле) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. В более узком смысле рассматривается управленческая ситуация — сложившееся к рассматриваемому моменту времени со­стояние системы, в частности объекта управления. Проблема (от греч. "преграда", "трудность") в широком общепринятом смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и своего раз­решения. В более узком смысле под проблемой понимается несоответствие желаемого и фактического уровней достижения целей (результатов) или желаемого и фактического состояния системы. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности организации или исследования рыночных возможностей.

Выделяют следующие типы проблем в организации: функциональные (если она проявля­ется и может быть решена на уровне функции организации) - перестройку организационной структуры фирмы, изменение технологии производства, переход организации на выпуск нового товара или услуги; структурные (если она может быть решена на уровне изменения структуры организации, без изменения функций): необходимость в струк­турных изменениях может возникнуть при выборе другой маркетинговой стратегии при неизменности доли рынка и ассортимента ;параметрические (если она может быть устранена изменением только какого-либо параметра).

9) 1. Основные типы внешнеторговой политики государства.

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (Либерализм). Традиционный протекционизм — это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в 19 в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма: 1) Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора; 2) Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики; 3) Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» - запрет на поставки; 4) Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов. Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Тарифы на импорт, или импортная пошлина, — это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина  тарифа на импорт. Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Свободная торговля (Либерализм) - политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade - фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она: стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом; позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей производителей, и потребителей; содействует расширению границ рынка: создает oсновы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: