Качество и эффективность управленческих решений в сфере предпринимательства

Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.

К параметрам качества управленческого решения относятся: 1) показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице; 2) степень риска инвестиций; 3) вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; 4) степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана. После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности, анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации, следует приступить непосредственно к разработке решения.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся: 1) применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента; 2) изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения; 3) обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения; 4) применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения; 5) структуризация проблемы и построение дерева целей; 6) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений; 7) обеспечение многовариантности решений; 8) правовая обоснованность принимаемого решения; 9) автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений; 10) разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения; 11) наличие механизма реализации решения.

Влияние протекционизма (импортных таможенных тарифов).

Под протекционизмом будем понимать государственное вмешательство в сферу внешней торговли с целью защиты национального рынка от иностранной конкуренции.

Пример: (учитываем интересы потребителей, производителей, государства как отдельного субъекта экономики и интересы общества в целом.) предположим, что Малайзия (развивающаяся страна) стремиться создать в национальной экономике собственную базу нефтеперерабатывающей промышленности. Для стимулирования правительство вводит пошлину на бензин. Малайзия не имеет сравнительного преимущества по бензину, следовательно, мировая цена (Рw) будет ниже, чем цена на внутреннем рынке. Малайзии выгодно импортировать бензин. Если изначально существует режим свободной торговли (нет импортных ограничений), то внутренняя цена будет равна Рw. При этой низкой цене национальные производители смогут обеспечить объем Qs, а спрос Qд. (Qд – Qs) = импорт бензина. Низкая мировая цена Рw выгодна потребителям, они получают выигрыш от внешней торговли, мы можем количественно выразить величину этого выигрыша, который будет равен между максимальной ценой, которую потребители могли бы заплатить за бензин и той ценой, которую они платят (Pw). Д – это кривая спроса (те максимальные цены, которые потребители могли бы заплатить за определенное количество бензина). Выигрыш – это ограниченная площадь между Рw и Д. Правительство, чтобы защитить национальных производителей вводит таможенный тариф Т, следовательно, цена на внутреннем рынке увеличивается, Рд = Рw +Т. Потребителям повышение цены не выгодно, они будут сокращать закупки импортного бензина и предъявлять повышенный спрос на отечественный, который будет более конкурентоспособен по цене. Национальный производитель увеличит объемы производства, при этом сможет окупить издержки расширения производства, если увеличит свои цены до уровня импортных. Цены будут расти как на импортный бензин, так и на бензин внутреннего производителя. Внутренний спрос снизится до Q’д, а предложение увеличиться до Q’s. (Q’д – Q’s) = импорт. Величина выигрыша снизиться на величину а+b+c+d. Изначально выигрыш в национальном производстве – это разница между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и той суммой, которую они получили бы, если бы продавали по минимально допустимой цене. А после введения тарифа Т, этот выигрыш увеличиться на «а». Государство получает от введения импортных тарифов фиксированный доход, который равен Т*(Q’д – Q’s) и это есть область «с». Т.о. «а» - это выигрыш производителя, «с» - фиксированный доход государства, а «b+d» представляют собой чистые потери общественного благосостояния. Результатом этого процесса (введение импортных тарифов) является перераспределение доходов от потребителей к производителям и государственному бюджету, при этом общество в целом несет чистые потери. Которые являются «своеобразной ценой», которую общество платит за увеличение производства национальными предприятиями, продукция которых по мировым меркам недостаточна конкурентоспособна. К аналогичным последствиям ведут и другие случаи протекционизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: