Виды исследования систем управления, их характеристика и значение в научной и практической деятельности

Научное исследование - процесс выработки новых научных знаний. Иерархическая классификация устанавливает отношения соподчиненности иссле­дуемых систем управления (подсистем, элементов). При неиерархической классификации все множество исследуемых систем управле­ния разбивается по одному или нескольким факторам на непересекающиеся подмножества {по предметным областям: на социальные, экономические, технические и др. системы управления; по целям исследования: повышение эффективности функционирования, обес­печение безопасности и др.).При комплексных исследованиях объект исследования рассматривается как единое целое.. Частные исследования направлены на изучение отдельных функций системы управ­ления (примеры: планирование, организация исполнения, контроль). Фундаментальные научные исследования имеют глобальный характер. Прикладные научные исследования направлены на получение локальных научных результатов, имеющих конкретное практическое значение. По методологии проведения различают контрольные (подтверждение правильности функционирования системы или обнаружение проблем), диагностические (выявление, оценка и локализация проблем), классификационные (распределение объектов по классам с целью подготовки к проведению сравнительных исследований) и сравнительные (рассмот­рение одного объекта исследования в соотношении с другим с целью установления сходства или различия) Исследования. По направленности на выявление двух принципиально разных видов проблем - 1) не реализуются цели СУ и 2) не все возможности СУ используются - исследования систем управления делятся на нормативные и поисковые. По поставленным задачам различают исследования механизма явлений (выявление взаимосвязей и взаимозависимостей факторов и параметров системы управления) и экстре­мальные исследования (нахождение условий, при которых достигается наибольший эффект, минимизируются затраты, гарантируется безопасность). В зависимости от формы получаемых результатов исследования могут быть количест­венными и качественными. По степени обязательности проведения исследования систем управления делятся на инициативные (проводятся по инициативе органа управления СУ) и директивные (прово­дятся по требованию вышестоящего органа или в случаях, предусмотренных законом).

Классификация и номенклатура показателей качества.

Элементы, составляющие качество, называются показателями качества.

Качество – это степень соответствия присущих характеристиктребованиям. Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Показатели уровня качества данного вида продукции могут опираться на характеристики, определяемые в процессе его производства, - производственное качества, и на показатели, определяемые при его использовании, - потребительское качества. Качество (С т. з. потребителя)– Совокупность свойств и характеристик продукции (работы, т. и у.), которые придают этой продукции способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности в соответствии с ее назначением. Качество (С т. з. производителя) – Соответствие характеристик или параметров установленным стандартам.

Стандарты устанавливаются: 1. Гос. контрольные органы, уполномоченные в области управления качеством; 2. Потребитель (Техническое задание); 3. Производитель

Продукция – материальный результат хозяйственной деятельности предприятия. Услуга – процесс предоставления потребителю определенных благ.

Качество может быть определено с помощью определенной совокупности показателей.

Показатели качества – характеристика свойств объекта, составляющих его качество, рассматриваемое применительно к определенным условиям его создания и использования.

Квалиметрия – занимается разработкой методологии оценки качества.

Показатели качества: 1. Показатели технического эффекта. (то есть показатели назначения) Характеризуют свойства продукции, определяющие ее основные функции для которых она предназначена и область применения этой продукции. (Пример: КПД, мощность, скорость, точность; конструктивные показатели: показатели состава и структуры (пищевая и легкая промышленность: калорийность продукта)); 2. Показатели надежности. (Безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость); 3. Экономические показатели. (Экономия использования ресурсов, себестоимость, трудоемкость); 4. Показатели стандартизации и унификации. Характеризуют степень использования унификацированых или оригинальных элементов при создании продукции; 5. Эргономические показатели. Характеризуют систему человек-машина. Гигиенические показатели (освещенность, время, шум)

5.2 Антропометрические показатели. Соответствие конструкции изделия размерам и формам человека. 5.3 Физиологические показатели. Соответствие конструкции физиологическим особенностям человека. 5.4 Психологические показатели. Внешний вид

6. Экологические показатели. Уровень отрицательного влияния на окружающую среду.

7. Показатели безопасности. Безопасности при эксплуатации.

8. Эстетические показатели. Рациональность формы, информативность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: