Оперативно - розыскные меры оперативных подразделений пограничных органов по борьбе с контрабандой

 

В теории оперативно-розыскной теории выделяются оперативно-поисковые меры и оперативно-розыскные меры пресечения.

Под оперативно-поисковыми мерами понимают разновидность результативных поведенческих актов субъекта непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Они заключаются в принятии решений и совершении действий по обнаружению соответствующего лица или объекта, как правило, для последующего его захвата. Образно говоря, эти меры являются подготовительными для мер пресечения.

С учетом способа принятия мер можно выделить статичные (ожидание сотрудниками изучаемого лица - засада и блокирование) и динамичные (совершение сотрудниками активных действий по поиску изучаемого лица - заслон, облава и прочесывание местности) виды.

Итак, засада есть заблаговременное и скрытое размещение сотрудника (или группы) на известном или наиболее вероятном маршруте движения (месте появления) лица, совершившего преступление, разыскиваемого или иного изучаемого лица, как правило, с целью его захвата. Эта мера выработана практикой и определена в оперативно-розыскной теории.

Блокирование заключается в окружении соответствующего участка местности (объекта) с целью ограничения свободы передвижения лица и воспрещения выхода с него. Она проводится с помощью оперативно-розыскных и иных сил и средств (войсковых и др.). как и засада, эта мера выработана практикой и определена в оперативно-розыскной теории.

Заслон состоит в выдвижении оперативной группы и нахождении ее на выявленном или вероятном направлении перемещения лица, представляющего оперативный интерес, как правило, с целью его захвата. Эта мера выработана практикой и определена в оперативно-розыскной теории.

Прочесывание (зачистка) местности есть сплошной осмотр местности поисковыми или иными группами с целью обнаружения и захвата разыскиваемого лица, обнаружения орудий совершения преступления и других предметов, имеющих значение для решения задач ПО ФСБ РФ. При прочесывании местности может привлекаться местное население и др.. Эта мера выработана практикой и определена в оперативно-розыскной теории.

Облава заключается во внезапном оцеплении, как правило, определенного населенного пункта (квартала города, района и др.) и сплошном поочередном установлении личности находящихся в оцепленном районе лиц (проверка документов и др.). С помощью облавы обнаруживают и задерживают разыскиваемое лицо (совершившее преступление и др.). Эта мера выработана практикой и определена в оперативно-розыскной теории.

Теперь рассмотрим оперативно-розыскные меры пресечения. Это предусмотренные оперативно-розыскным законодательством (прежде всего - Федеральным Законом об ОРД) или выработанные оперативно-розыскной практикой средства, временно ограничивающие некоторые права и свободы изучаемого в оперативно-розыскной деятельности лица с целью воспрепятствовать продолжать им совершать преступление или уклоняться от применения мер уголовно-процессуального принуждения, а равно не допустить реализацию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

В Федеральном Законе об ОРД предусмотрены следующие две меры оперативно-розыскного пресечения, которые применяются в ходе оперативно-розыскных мероприятий:

) изъятие предметов, материалов и сообщений (ч. 1 ст. 15);

) прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровья лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 1 ст. 15).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального Закона об ОРД в ходе осуществления перечисленных в ст. 6 оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскные органы вправе проводить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов, материалов и сообщений как одна из оперативно-розыскных мер пресечения состоит в лишении изучаемого лица реальной возможности их использования для совершения преступления.

Наряду с этим основной целью данная оперативно-розыскная мера пресечения применяется для создания условий осуществления некоторых оперативно-розыскных мероприятий (например, сравнительного исследования образцов), возможного использования в уголовном процессе изъятых предметов, материалов и сообщений, а также обеспечения их сохранности.

Законодатель не связывает возможность изъятия предметов, материалов и сообщений с определенным оперативно-розыскным мероприятием. Следовательно, такое изъятие допустимо согласно Федерального Закона об ОРД по каждому оперативно-розыскному мероприятию, которое указано в ст. 6, однако в оперативно-розыскной практике изъятие происходит, как правило, при проведении:

сбора образцов для сравнительного исследования;

проверочной закупки;

обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

оперативном внедрении;

контролируемой поставки.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального Закона об ОРД в ходе осуществления перечисленных в ст. 6 оперативно-розыскных мероприятий оперативные органы вправе при определенных в Законе обстоятельствах прерывать предоставление услуг связи.

Прерывание предоставления услуг связи как одна из оперативно - розыскных мер пресечения состоит в одномоментном прекращении предоставления определенной услуги связи или ее приостановлении на определенное время с целью лишения изучаемого лица возможности использовать средства связи для совершения общественно опасного деяния, угрожающего жизни или здоровью человека, а равно создающего угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Среди услуг связи различают услуги почтовой связи (действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств) и электрической связи (всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-оптической и другим электромагнитным системам).

законодатель обусловливает прерывание услуг связи наличием двух случаев:

) возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью лица;

) угрозы государственной, военной. Экономической или экологической безопасности России.

Следовательно, непосредственными целями изъятия будут устранение (полное или частичное) указанных в Федеральном Законе об ОРД угроз или их нейтрализация.

Вместе с тем законодатель не связывает наличие угрозы безопасности России с ее непосредственным возникновением. Следовательно, для прерывания услуги связи в данном случае достаточно возникновения даже отдаленной угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.



Заключение

 

Таким образом, на основе проведен­ной работы представляется возможным сделать неко­торые обобщения:

. Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

2. Статья 188 УК РФ содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ.

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Таким образом, контрабанда нарушает установленный порядок внешнеторговой деятельности, экономические интересы государства, его таможенную политику. В то же время, учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188 УК РФ) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России.

. При осуществлении пропуска через Государственную границу во избежание контрабанды оперативные подразделения пограничных органов применяют следующие оперативно-розыскные меры:

засада;

блокирование;

заслон;

облава;

прочесывание местности;

изъятие предметов, материалов и сообщений;

прерывание предоставления услуг связи.



Список используемой литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: