Направления государственной политики по повышению устойчивости экономики Украины к влияниям внешней конъюнктуры

 

Учитывая то, что экономика Украины превратилась в неустойчивую экономическую систему под действием рыночных сил, можно ожидать, что она не сможет самостоятельно измениться в будущем. Для этого нужна целенаправленная государственная политика, среди основных задач которой стоит выбрать следующие. В случае возникновения второй волны мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. в краткосрочной перспективе следует часть экспортной продукции реализовывать на внутреннем рынке, а в средне- и долгосрочной - увеличить производство отечественной продукции, ориентированной на удовлетворение потребностей отечественных потребителей. Это даст возможность уменьшить долю доходов резидентов отечественной экономики от экспорта в их общем объеме и, соответственно, ограничить глубину падения совокупного спроса на внутреннем рынке при ухудшении внешней конъюнктуры.

Для решения этих задач меры государственной политики по повышению устойчивости национальной экономики к влияниям внешней конъюнктуры целесообразно сконцентрировать на отдельных направлениях, в частности, в средне- и долгосрочном периоде стоит выбрать те, которые обеспечат увеличение предложения отечественной продукции на внутреннем рынке.

Направление первое - импортозамещение.

Политика импортозамещения предполагает замену импортных товаров и услуг, предлагаемых для продажи на внутреннем рынке, отечественными аналогами, более конкурентоспособными по соотношению "цена - качество". Стоит отметить, что решить проблему импортозамещения только за счет девальвации национальной валюты, которая автоматически повышает ценовые преимущества отечественной продукции, невозможно. Это можно доказать на примере Украины, где дважды происходила девальвация гривны, что не повлекло за собой увеличение предложения отечественной продукции на внутреннем рынке. Так, в 1998-1999 гг. обменный курс гривны по отношению к доллару снизился почти на 274%, но эффект от более чем двукратных ценовых преимуществ, которые получили отечественные товаропроизводители, почти не повлиял на структуру товарного производства. Это продемонстрировал рынок потребительских товаров. Например, если в 1998 г. продажа отечественных продовольственных товаров в торговой сети составляла 90,5% от общего объема, то в 2000 г. - 93,2%, а непродовольственных - соответственно, 56,1 и 58,7%.

Проблема импортозамещения может быть решена только в измерении "цена - качество". В части безопасности потребления качественные характеристики продукции, находящейся в обороте на внутренних рынках стран, регулируются национальными системами технического регулирования. В развитых странах мира они устанавливают институциональные барьеры, препятствующие появлению на внутреннем рынке некачественной, потенциально опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, а также распространению информации, обманывающей покупателей. В Украине нельзя решить проблему повышения качества отечественной продукции без приближения системы технического регулирования к системам развитых стран мира.

Кроме того, начать масштабный процесс импортозамещения на внутреннем рынке Украины не удастся без реализации целенаправленных национальных проектов, причем на условиях, которые не будут противоречить правилам ВТО. Необходимость в таких проектах объясняется тем, что процесс импортозамещения не может одновременно охватывать все виды импортной продукции. В частности, он не должен распространяться на сырье, запасы которого отсутствуют в Украине, или продукцию, которая в незначительных объемах закупается на внешних рынках. С учетом этого, национальные проекты стоит сосредоточить на создании благоприятных условий для отечественного производства отдельных видов продукции, которая массово импортируется на внутренний рынок Украины и на закупку которой расходуются большие объемы иностранной валюты. Среди таких видов продукции целесообразно выбрать: наземные транспортные средства, чистый импорт которых в 2011 г. по сравнению с отрицательным сальдо торгового баланса Украины составил 33,8%; котлы, машины, аппараты и механические устройства - 24,9%; фармацевтическую продукцию - 18,9%; полимерные материалы, пластмассы - 18,6%; электрические машины и оборудование - 17,6%. Если отойти от языка статистики, то в Украине с целью уменьшения объемов импорта целесообразно расширить или начать производство новых видов легковых автомобилей, городских автобусов, трамваев, троллейбусов, станков и оборудования, электробытовых приборов, электроинструментов, строительных материалов, фармацевтической и полимерной продукции и т. д.

Направление второе-углубление степени переработки имеющихся запасов природных ресурсов. Этот путь дает возможность увеличить выпуск конечных товаров и услуг для внутреннего рынка в расчете на единицу расходов природных ресурсов в сфере производства. Для этого следует начать реализацию национальных проектов, направленных на расширение выпуска продукции с большей добавленной стоимостью или производство дополнительных объемов продукции за счет уменьшения расходов на ее изготовление. Вероятно, самым крупным национальным проектом в этом направлении могла бы стать программа развития животноводства и птицеводства, в рамках которой часть фуражного зерна направлялась бы на переработку для кормов, что позволило бы в дальнейшем увеличить производство для внутреннего рынка продукции животного происхождения, в том числе мяса, молока и яиц. Не менее важными национальными проектами могли бы стать программы энерго- и теплосбережения в сфере коммунального хозяйства, сокращения расходов топлива в отрасли транспортных услуг, потребления природного газа в металлургической и химической промышленности и т. д.

Направление третье - выпуск новых видов продукции для внутреннего рынка. Новые виды продукции - инновационные или с лучшими качественными характеристиками,- как правило, имеют значительно большую добавленную стоимость по сравнению с традиционными товарами и услугами. Для включения выпуска отдельных видов новой продукции в национальные проекты должно выполняться единственное условие - наличие потенциально больших объемов производства и продаж на внутреннем рынке. Такими проектами в Украине могли бы стать: производство органического сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров из него, биотоплива, бензина Евро-4 и Евро-5, гибридного легкового автомобиля, военной техники, оружия, предоставление услуг по программному обеспечению, промышленной переработке бытовых отходов городов и др.

Направление четвертое - кардинальное изменение инвестиционного климата. Увеличить внутренний рынок можно только с помощью масштабных национальных программ. Практика их осуществления распространена в развитых странах мира. Например, в США реализуется программа снижения среднего потребления топлива легковыми автомобилями с 10 до 6,5 л на 100 км, а в странах ЕС - долгосрочная программа уменьшения доли автомобильного транспорта в обеспечении грузовых перевозок и др. Вместе с тем реализация национальных проектов такого масштаба на внутреннем рынке Украины - довольно сложная задача в плане нахождения источников их финансирования. Решить ее за счет государственного заказа и денег государственного бюджета невозможно из-за масштабности проектов. Начать же их с помощью частных внутренних и внешних инвестиций также сложно из-за неблагоприятного инвестиционного климата на внутреннем рынке. Основной его недостаток - слишком высокие риски экономической деятельности по производству товаров и услуг. Это означает, что в Украине периоду реализации крупных национальных проектов должны предшествовать институциональные реформы, направленные на кардинальное изменение инвестиционного климата на внутреннем рынке. Об их необходимости свидетельствует 2011 г., в течение которого, по мнению экспертов, стратегические иностранные инвесторы так и не появились в экономике Украины, но продолжилась монополизация ее крупнейших товарных секторов отдельными отечественными ФПГ.

В случае возникновения в краткосрочной перспективе второй волны мирового экономического кризиса меры государственной политики по повышению устойчивости экономики Украины целесообразно сконцентрировать на таких направлениях, которые способны не допустить резкого уменьшения совокупного спроса на внутреннем рынке из-за падения экспорта. Расчеты свидетельствуют, что в условиях снижения темпов роста отечественного экспорта до нуля и невозможности новых внешних заимствований совокупный спрос на внутреннем рынке Украины автоматически уменьшится приблизительно на 4,5%. Однако это падение может стать более глубоким в случае девальвации гривни, которая автоматически увеличит задолженность перед банками домохозяйств, получивших кредиты в иностранной валюте до начала кризиса 2008-2009 гг.

Исходя из этих ключевых условий среди направлений краткосрочной государственной политики целесообразно выбрать следующие.

. Сохранение обменного курса гривны в период действия отрицательных шоков внешней конъюнктуры. Это даст возможность избежать снижения объемов товарного производства из-за роста стоимости импортного сырья на внутреннем рынке, повышения уровня инфляции и, соответственно, уменьшения покупательной способности населения, и особенно той его части, которая имеет задолженность перед банками в иностранной валюте. В этой связи интерес представляет опыт стран, находившихся приблизительно в такой же зависимости от внешних рынков, что и Украина, и имевших такую же глубину экономического падения, но не допустивших обесценения национальных валют и роста инфляции в период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. (например, в 2009 г. в Эстонии годовая инфляция составила 0%, а в Украине - 12,3%).

. Реализация части экспортной продукции на внутреннем рынке. Сразу стоит отметить, что Украина не сможет в полном объеме воспользоваться положительным опытом крупных стран-экспортеров, в частности, Китая - в отношении предоставления субсидий (скидка 13% стоимости) фермерам для покупки бытовой техники и мобильных телефонов, Германии и Франции - в отношении стимулирования спроса на автомобили собственного производства, США и Японии - в отношении увеличения потребительских расходов населения. Невозможность использовать данный опыт в Украине связана с тем, что преимущественная часть непродовольственных потребительских товаров импортируется. В этих условиях государственное стимулирование потребительских расходов населения в период кризиса способно увеличить спрос на импортную продукцию и, соответственно, иностранную валюту и привести к девальвации гривны. С учетом этого в Украине в кризисный период со стороны государства целесообразно стимулировать расходы населения на покупку квартир в многоэтажных домах, при возведении которых используют железную арматуру, цемент, кирпич и т. д. Могут быть и другие масштабные проекты, которые будут предполагать повышение объемов потребления металлопродукции на внутреннем рынке. Например, обновление инфраструктуры городов (тепло- и водоснабжения), которая сегодня находится в критическом состоянии, или железнодорожных рельсов и др. Это позволило бы часть экспортной продукции металлургической отрасли и строительных материалов реализовывать на внутреннем рынке.



Выводы

 

В течение двух последних десятилетий экономика Украины под воздействием рыночных сил превратилась в неустойчивую к влияниям внешней конъюнктуры экономическую систему. В случае второй волны мирового финансово-экономического кризиса устойчивость экономики Украины может быть повышена путем сохранения обменного курса гривны и благодаря наличию специального стабилизационного фонда. Курсовая стабильность гривны сделает невозможными рост инфляции, возникновение ажиотажного спроса на иностранную валюту со стороны населения, резкое уменьшение покупательной способности и, соответственно, совокупного спроса на внутреннем рынке. Финансовые ресурсы фонда позволят органам власти за счет государственных заказов, кредитов, дотаций, субсидий, льгот часть экспортной продукции направить на внутренний рынок. С целью уменьшения внешней конъюнктурной уязвимости отечественной экономики в долгосрочном периоде в Украине целесообразно разработать национальные проекты по увеличению объемов производства продукции конечного потребления для продажи на внутреннем рынке. Среди основных направлений их реализации целесообразно выбрать: импортозамещение, углубление переработки имеющихся запасов природных ресурсов, выпуск новых видов продукции для реализации на внутреннем рынке, кардинальное изменение инвестиционного климата.

В работе уточнена методология исследования системной устойчивости национальных экономик к влияниям внешней конъюнктуры, оценена уязвимость отечественной экономики к ухудшению конъюнктуры на мировых рынках, выявлены исторические причины ее существования, предложены кратко- и долгосрочные меры государственной политики по стабилизации экономического роста Украины.

 


 


Список источников

 

1. НИР "Влияние мировой конъюнктуры и интеграционных процессов на развитие базовых рынков Украины" (протокол № 4 Бюро Отделения экономики НАН Украины от 19 мая 2008 г.), № госрегистрации 0108U003637.

2. Ткаченко Ю. В. Дослідження зарубіжного досвіду щодо подолання наслідків світової фінансової кризи. "Вісник економіки транспорту і промисловості" № 32, 2010, с. 154- 159 (http://www. nbuv.gov. ua/ portal /natural/Vetp/2010_32/10tuvabe.pd0)

.   Уманців Ю. Глобальні фінансові виклики: світовий досвід і українські реалії. "Фінанси України" № 1, 2009, с. 73-85

4. Тригуб П. М., Брятко А. А. Діяльність провідних країн ЄС щодо подолання наслідків світової фінансово-економічної кризи. Історія. Наук, праці. Вип. 134, т. 147 (http:// www.lib.kma.mk.ua/pdf/ naukpraci/ history/2011/147-134-14.pdf)

5. Correia I., Neves J., Rebelo S. Business Cycles in a Small Open Economy. "European Economic Review", Vol. 39, № 6, 1995, p. 1089-1113

6. Finn M. Perfect Competition and the Effects of Energy Price Increases on Economic Activity. "Journal of Money Credit and Banking", Vol. 32, № 3, 2000, p. 400-416

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Пер. с нем.). М., "Прогресс", 1982, с. 395-396

8. International Financial Statistics, \Vashington <file:///Vashington>, International Monetary Fund, Vol. LXIII, № 12, 2010, p. 576

9. Пустовойт О. В. Цикли ділової активності на внутрішньому ринку України. "Економіка і прогнозування" № 4, 2009, с. 33-52.

10. International Financial Statistics, p. 336, 1054.

11. The Global Competitiveness Report 2011-2012. Published by World Economic Forum, 2011, p. 498 (<http://www.weforum.org>).

12. The Ukraine Competitiveness Report 2008. Published by World Economic Forum, 2008, p. 88 (<http://www.weforum.org>).

13. Статистичний щорічник України за 2010 рік. Державна служба статистики України. К., TOB "Август Трейд", 2011, с. 30.

14. Андреева І. Чи є чим пишатися? "Коментарі" № 49, 2011, с. 8-9.

15. Статистичний щорічник України за 1999 рік. К., "Техніка", 2000, с. 278-279

16. Статистичний щорічник України за 2010 рік, с. 287

17. Товарна структура зовнішньої торгівлі за 2011 рік. Офіційний сайт Державної служби статистики України (<http://www.ukrstat.gov.ua>)

18. Савченко Ю. Якісного бензину в 2012-му не буде. "Коментарі" № 49, 2011, с. 6)

19. Пода В. Украина для украинцев. "Комментарии" № 44, 2011, с. 31.

20. International Financial Statistics, p. 482

21. Індекси споживчих цін у 1992-2011 pp. (до грудня попереднього року). Офіційний сайт Державної служби статистики України (<http://www.ukrstat.gov.ua>).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: