Свобода является одной из важнейших этических и общефилософских категорий. Ныне проблему свободы анализируют, как правило, в рамках политической философии. Реже эту проблематику связывают со свободой в области экономической жизни, что неявно свидетельствует о допущении, что политические и иные свободы личности могут существовать в рамках практически любой экономической системы. Однако такое представление является серьезной иллюзией. Цель этой главы состоит в том, чтобы обосновать ряд взаимосвязанных положений: во-первых, показать, что фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, что с уничтожением последней неизбежно исчезают и все остальные свободы. Из этого вытекает, во-вторых, что возможны лишь определенные сочетания политического и экономического устройства общества, при которых могут быть обеспечена свобода человека. 8 третьих, продемонстрировать, что политический и экономический либерализм является по сути основной альтернативой весьма распространенному до сих пор представлению о том, что можно переустроить жизнь общества в соответствии с некоей единой, рациональной, наперед заданной целью. Реальное воплощение этого представления ведет к внедрению принципов плановой административной экономики, а вместе с ней к ликвидации свобод человека и упадку экономической жизни.
|
|
§1. Взаимосвязь экономических и политических свобод в классическом британском либерализме
Либерализм как достаточно развитое интеллектуальное и политическое движение сформировался в конце XVIII - начале XIX в. прежде всего в Великобритании. Это направление делало упор на свободу как на конечную цель и самую главную ценность человеческой жизни. Во внутренней жизни страны он отстаивал необходимость рынка и свободной конкуренции, уменьшения государственного вмешательства в экономическую сферу и, соответственно, увеличения роли личной инициативы и свободы. В международной жизни либерализм выступал за свободу торговли как средства мирного сотрудничества стран. Что же касается области политики, то здесь либерализм поддерживал развитие представительной власти и парламентских институтов, сокращение неподотчетной государственной власти и защиту гражданских свобод индивида.
В британской истории истоки либерализма восходят к социально-политическому учению Дж.Локка, изложенному в его двух "Трактатах о правлении", вышедших сразу же после английской буржуазной революции 1688 года [См.: Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас]. В первом он Крита-
19
. -.
ковал наследственную абсолютистскую форму власти, а во втором изложил основные принципы, на которых должно быть основано либеральное правовое государство. В основании учения английского философа лежит идея естественных прав личности - права па жизнь, нрава на собственность, права на свободу. Особое знамение он отводил праву собственности. Кстати сказать, названный мыслитель серьезно интересовался экономическими проблемами. В частности, он разработал так называемую трудовую теорию частной собственности.
|
|
Согласно Локку, собственность является необходимой предпосылкой таких важнейших социальных институтов, как право и справедливость. Только в тех обществах, где появляется частная, индивидуальная собственность, люди впервые начинают понимать значение слова справедливость. Необходимо подчеркнуть, что для Локка взаимосвязь этих понятий носила характер математической очевидности Он отмечал в связи с этим: "Положение "Где нет собственности, там нет и справедливости" столь же достоверно, как и любое доказательство у Евклида; ибо если идея собственности есть право на какую-либо вещь, а идея, которой дано название "несправедливость'" (курсив авт. - А.С.). есть посягательство на это право или нарушение его, то ясно, что, коль скоро эти идеи установлены таким образом и связаны с указанными названиями, я могу познать истинность этого положения так же достоверно, как и того, что три угла треугольника равны двум прямым" [ЛоккДж, Опыт... Кн.4. С.27].
Естественные, неотъемлемые права людей должны быть обеспечены государством. Такое правовое государство, считал английский просветитель, образуется на основе "общественного договора" его граждан. Государственная власть б таком обществе должна защищать его граждан, но нб должна подавлять их, как это происходит в абсолютистском государстве. Три основных естественных права индивида образуют конституционный базис правового порядка и делают возможным законодательство, не стесняющее, а освобождающее людей. В этом контексте Локк подчеркивал, что целью закона является не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Последняя представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями и всей
своей собственностью.
Рассматривая данный пассаж, необходимо сделать пояснение следующего характера. Начиная с Локка, либерализм британского типа отстаивает приоритет индивида, придает отдельной человеческой личности и ее правам превосходство надо всем остальным. Вместе с тем либеральный индивидуализм не абсолютен, В противовес полному отрицанию государства, либерализм требует создания правового государственного порядка, ограничивающего волю отдельных людей. Тем не менее, это — индивидуалистическая система, потому что отдельный человек, личность стоит на первом месте, а ценность законов и социальных институтов измеряется
20
исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению его неотъемлемых свобод. В соответствии с этим либерализм считает основой общества личную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека. Либерализм добивается устранения всех ограничений частной инициативе и частному предпринимательству.
Нужно отметить, что происхождение и утверждение в британском обществе такой интеллектуальной установки связано, помимо Дж.Локка, с такими именами, как Б. Мандевиль, А. Фергюсон, Д. Юм и А. Смит. Эти мыслители в соответствии с духом британского сенсуализма рассматривали человека, индивида как "соединение различных аффектов". Это отличало их от французских просветителей, которые сущность человека видели в разуме. Исходя из этого выстраивалась соответствующего рода социальная психология, объяснявшая поведение людей в обществе, в том числе и рациональные мотивы их действий. Наиболее яркое по форме истолкование таких социально-психологических оснований общественного порядка предложил в своей главной работе "Басня о пчелах" Б. Мандевиль. Основной тезис этой книги ■— "пороки частных лиц — блага для общества" — в гиперболизированной форме достаточно точно выражает мысль, впоследствии ставшую определяющей для той традиции индивидуалистического либерализма, которую мы тут пытаемся очертить. Эта мысль состоит в том, что двигателем общественного благосостояния являются, как это ни парадоксально, частные интересы людей, причем такие интересы, которые основываются скорее на аффективной, нежели на рациональной природе человека.
|
|
За многие века своего существования общество выработало механизм, заставляющий человека работать на благо своих ближних, даже не подозревая об этом. Главную роль здесь играет, конечно же, институт морали, однако, для того, чтобы моральные ценности стали оказывать влияние на людей, нужен был надежный посредник. И такой посредник, считает Мандевиль, был найден — речь идет о тщеславии, природной предрасположенности человека к лести, похвале, славе. "Используя это колдовское средство, — пишет автор "Басни о пчелах", — они (моралисты -А.С.) восхваляли превосходство нашей натуры перед другими живыми существами; превознося до небес и всячески расхваливая проницательность нашего ума и обширность познаний, они произносили тысячи панегириков величию нашей души, благодаря которой мы обладаем способностью совершать самые благородные деяния. Незаметно вкравшись этим искусным способом — лестью — в сердца людей, они начали учить их понятиям стыда и чести, представляя одно из них как самое худшее из всех зол, а другое — как наивысшее благо, до которого способны возвыситься смертные" [Мандевиль Б. С.66].
21
Упоминание в этом рассуждении неких моралистов, якобы внедривших среди людей правила общественного сосуществования, является лишь данью тому жанру, к котором написана книга. Реально же французский мыслитель, как и другие упомянутые выше философы, считал, что нравственные нормы не изобретаются конкретными людьми, они — полезнопри-обретенная данность, которую человечество бессознательно вырабатывало на протяжении веков в ходе бесчисленных индивидуальных взаимодействий людей.
|
|
Важно иметь в виду, что проблема "преднамеренности-непреднамеренности" институтов морали — один из пунктов размежевания между "британским" и "континентальным" либерализмом и индивидуализмом. Континентальные мыслители в основном склонялись к тому, что все установления общественного порядка, — прежде всего, мораль и государство — являются продуктом человеческого разума, свидетельствующем о его могуществе и силе в том, что касается способности учесть все детали замысла и превратить их в единое системное решение.
Британская традиция разработала иной ход мысли, ставший очень важным для идейного и практического развития западной либеральной цивилизации. Особая роль в этом принадлежала Д.Юму, давшему оригинальный ответ на вопрос: как возможна моральная политика в социуме, если отсутствуют какие-либо заранее предпосланные моральные законы. Как уже отмечалось, Юм, как и другие британские философы, рассматривал природу человека через призму аффектов, страстей, владеющих индивидом и определяющих его поступки. Разум играет здесь пассивную роль, сам подчас представая в облике аффекта, который философ называл "спокойным аффектом". Поэтому между разумом и чувствами не может борьбы в этическом смысле. Реально имеет место замещение аффекта с негативным действием аффектом с действием позитивным. Это означает, что люди — существа далеко не рациональные, а скорее, наоборот, иррациональные и подверженные ошибкам. Природа человека также такова, что он стремится к получению удовольствий, не очень заботясь о том, как это отразится на благе окружающих qvo людей. Заметим, что этот реалистический взгляд на человеческую психологию является исходным пунктом концепции "экономического человека" - homo economicus. Будучи изначально таким, каков он есть, человек вынужден поступать в своей жизни расчетливо, "экономично", но при этом руководствоваться и соображениями морали.
Логично задаться вопросом: откуда здесь возникает мораль? Поскольку аффекты, согласно Юму, являются базисными элементами в природе человека, по отношению к которым разум играет роль "раба", обслуживающего их, мораль может быть построена только на аффектах. При этом аффекты по своей природе сами по себе не подлежат моральной оценке, их нельзя "ни оправдать, ни осудить", за исключением тех случаев.
22
когда они направлены на объекты, которых в действительности нет или же ориентированы на средства, недостаточные для достижения цели [См. подроб.: Юм Д. Трактат... С. 556-5571. Однако Юм полагал, что человек имеет не только первичные аффекты, связанные с телесными потребностями, но и "духовные аффекты" - стремление к власти, престижу, славе и т.д. Они также требуют своего удовлетворения и приносят наслаждение. Помимо этого, поскольку человек - общественное существо и свои эгоистические желания может удовлетворять только в обществе, ему в качестве "первоначальной склонности" присуще не только "себялюбие", но и "человеколюбие" [См.: Юм Д. Исследование о принципах... С. 341-345]. Оно связывает склонности, полезные и приятные для себя, со склонностями, приятными и полезными для других. Здесь и появляется добродетель, забота которой состоит в "точном исчислении и неуклонном предпочтении наибольшего счастья" [Там же. С. 323-324]. В результате добродетель появляется как результат сочетания и баланса различных аффектов, а также утверждения в качестве господствующих в душах людей "социальных чувств", следование которым вследствие «точного исчисления счастья» дает "приятное спокойствие", которое не зависит от превратностей
судьбы.
Следует особо отметить, что такое понимание природы человека и морали имело значительные следствия для социальной теории и практики. Оно давало как прагматическое, так и моральное оправдание и обоснование любой деятельности, ориентированной на собственный интерес и выгоду. Прежде всего это касалось таких видов деятельности, как торговля и предпринимательство. В этом отношении такая либерально-индивидуалистическая идеология давала универсальное обоснование нарождающегося в XVIII веке в Англии общества, становящегося, по выражению А.Смита, "торговым союзом", в котором каждый человек оказывался "в известном смысле, торговцем". Важно отметить, что этот классический либерализм не предполагал сведения всех аффектов человека лишь к эгоистическому накоплению богатства "любой ценой". Такого сведения не было, как это ясно из предшествующего анализа, у Д.Юма, его не было и у последователя этого мыслителя в области моральной философии
- А.Смита.
Это ясно видно в его философской работе "Теория нравственных чувств", которая хотя и посвящена проблемам этики, но в то же время является очень важной и для обоснованной им системы политической экономии. Моральные взаимоотношения людей Смит объясняет исходя из модели "эгоистического индивида", которая используемой им затем и в его экономическом учении. Вот что он пишет по этому поводу: «Каждый человек живее ощущает собственные удовольствия и страдания, нежели чужие. Ощущения, доставляемые ему первыми, действительно испытывают-ея им; ощущения, возбуждаемые в нем вторыми, суть лишь отраженные
23
или симптоматические образы действительных ощущений. Первые составляют, так сказать, самую сущность, а вторые только тень ее» [Смит А. Теория нравственных.-. С.216-217]. Таким образом, по своей природе человек является эгоистом, но эта же природа заставляет его сдерживать свои эгоистические побуждения и проявлять заботу о других людях. Однако и эта забота, о чем ученый убедительно свидетельствует в главе «О порядке, в котором природа направляет нашу заботливость о каждом человеке» своего труда, носит по сути эгоистический характер. Это действительно так, поскольку заботливость индивида о других людях распространяется от него как центра как бы концентрическими кругами. Нравственное чувство последовательно ослабевает по мере того, как оно распространяется от собственной семьи на близких друзей, на соседей, на жителей большого города, на всех граждан данной страны, на граждан других
стран.
Моральные учения Д.Юма и А.Смита, построенные на основе концепции сбалансированных аффектов, как совершенно справедливо отмечает специалист по политической философии Б.Г.Капустин, современникам позволяли создать определенную политико-экономическую концепцию социальной жизни. «В соответствии с этой концепцией существование и обществе партии, группировок, классов не только не рассматривай ось (в отличие от Руссо!) губительным для свободной и моральной ассоциации людей, но понималось как нечто естественное и даже при определенных условиях необходимое для экономического процветания (система разделения труда) и свободного политического устройства («смешанная форма правления»). При этом, как и в теории аффектов, предполагалось то, что специфические интересы каждой отдельной группы людей не подлежат сами по себе моральной оценке. Более того, для каждой из них естественно исходя из собственного эгоизма стремиться к могуществу и возможности «безнаказанно угнетать более слабого». Но правильная политика в гам и заключается (и в этом ее моральность!) чтобы создать и поддерживать уравновешенную систему, в которой угнетать другого, не встречая сопротивления, невозможно. В такой системе интересы общественных групп не являются действительно различными, а «сильными страстями» приходится жертвовать во имя интересов мира и общественного порядка» [Капустин Б.Г. Мораль и политика... С. 30-31].
Новизна этой социальной модели проявилась и в своеобразной трактовке классической проблемы разделения и равновесия властей. Так, концепция равновесия власти у Юма не сводится к системе «сдержек и противовесов» различных отраслей государственной власти. Главное для него состоит в равновесии социальных сил, которое передается в сферу политических институтов и поддерживается ими. Более конкретно это выражается в мирном сосуществовании наследственной власти монарха, аристократии без вассалов и власти народа, осуществляемой через своих пред-
24
ставителей. Такая смешанная форма правления, способная комбинировать ц уравновешивать три основные формы власти на основе баланса общественных сил, и является стержнем социальных свобод. Гармоничное разви-тце общественных отношений, по Юму, обеспечивается единством трех «основных естественных законов»: о стабильности собственности, о передаче последней посредством согласия и об исполнении обещаний.
Экономическое учение А. Смита исходит из этих же принципов баланса различных социальных групп и их интересов. Описываемый им экономический мир не предстает сферой господства торговцев и предпринимателей. Ученый подробно анализирует достоинства и недостатки собственников земли, рабочего класса и буржуазии, олицетворяющих ренту, заработную плату и прибыль на капитал. Интересы последнего класса у него даже меньше связаны с основными интересами общества, чем у других классов. Здесь дело в том, что класс буржуазии имеет больше возможностей для реализации своих частных интересов. Однако бороться с этим необходимо не путем подавления рынка, а обеспечением условий для гармоничного баланса интересов этих основных социальных сил. В частности, необходимо уменьшение политической власти богатства, на стороне же трудящихся Смит рекомендует повышение образования и посредством этого привлечение рабочих к пониманию общих интересов страны.
Таким образом, главной заботой родоначальников британского либерализма было отстаивание индивидуальных свобод и одновременно поиск таких социальных институтов, которые могли бы побуждать человека по его собственному выбору и на основании собственных интересов вносить максимально возможный вклад в удовлетворение потребностей всех других членов общества. Представители этого направления обнаружили, что система частной собственности и свободного рынка лучше других возможных систем обеспечивает такие возможности. При этом они не считали, что эту систему невозможно улучшить, что она существует как некая гармония. Они вполне осознавали конфликты индивидуальных интересов внутри социума и подчеркивали потребность в правильно построенных институтах, обеспечивающих правила согласования соперничающих интересов и нахождение компромиссов. Эти правила должны примирять конфликтующие интересы и исключать возможность предоставления какой-либо одной группе такой власти, которая позволила бы ей всегда ставить свои интересы выше всех остальных.
Либерально ориентированные философы при этом подчеркивали неоспоримый факт, заключающийся в принципиальной ограниченности интересов человека, мотивами для которого выступают прежде всего ближайшие результаты его действий в той сфере, которая ему близка и в которой он имеет свободу выбора. Сторонники экономического либерализма на основании такого представления о человеке развили концепции, показывающие, как такая свободная деятельность может способствовать обще-
25
ственным интересам. В результате, как отмечает Ф. Хайек, «к общепринятой христианской традиции, считающей, что человек должен иметь свободу следовать своей совести в вопросах нравственное™, дабы его действия обладали каким-либо достоинством, экономисты добавили еще один аргумент: человек должен иметь свободу полностью использовать свои знания и мастерство, ему надо позволить руководствоваться своим интересом к определенным вещам, которые он знает и которые ему небезразличны, дабы он настолько содействовал достижению общих целей общества, насколько это в его силах. Главная проблема для них - как превратить эти ограниченные интересы, фактически определяющие действия людей, в эффективные стимулы, побуждающие их добровольно вносить максимальный вклад в удовлетворение потребностей, находящихся вне поля, их зрения. Экономисты поняли впервые, что уже возникший рынок представлял собой действенный путь к тому, чтобы понудить человека принять участие «процессе, более сложном и широком, чем он в состоянии постичь, и что именно рынок направляет его к "цели, которая совсем и не входила в его намерения"» [Хайек Ф.А. Индивидуализм... С. 34]. Такое понимание неразрывно связывало политическую свободу с ее экономическим аналогом. Важно также подчеркнуть, что свобода в этом смысле означает прежде всего область невмешательства в дела индивида. В своем известном эссе «Два понимания свободы» И. Берлин называет такую трактовку свободы «негативной» и, несмотря на, казалось бы, отрицательный оттенок этого эпитета, - подлинным пониманием свободы в отличие от «позитивного» ее понимания, к которому склонялось большинство континентальных мыслителей, из которых наиболее влиятельными были Руссо, Гегель и Маркс [См.: Берлин Я. Философия свободы]. Классики английского либерализма, хотя и расходились в том, насколько широкой должна быть область свободы (в зависимости от того, какую значимость они придавали таким социальным целям, как справедливость, счастье, равенство, защищенность и т.п.), но все - от Локка до Милля - считали, что должно существовать минимальное пространство индивидуальной свободы, вторгаться в которое нельзя ни при каких условиях.
§2. Кризис либеральных идей в странах «запаздывающей модернизации»
Развитие идей экономического либерализма в Англии происходило на фоне быстрого складывания капитализма и развитых рыночных отношений. Во второй половине XVIII в. в контексте этих процессов получила толчок к развитию промышленная революция. В стране созрели условия для перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому машинному производству. В руках крупных предпринимателей — владельцев мануфактур и купцов скопились огромные капиталы. Обезземеление крестьян привело к
26
созданию резерва наемной рабочей силы. К тому же буржуазия располагала доступом к богатым ресурсам колониального сырья. В этой ситуации возникла объективная необходимость замены ручного труда машинным производством, чтобы обеспечить рост производительности труда. Технические условия для этого были налицо: разделение труда в мануфактурах постепенно подготовило замену ручного труда машиной. Эти условия вызвали к жизни целый ряд важнейших изобретений - механической прялки, парового двигателя и т.п. Началось бурное развитие машинного производства, которое получило название промышленной революции, или индустриализации. Переход к машинному производству сопровождался возникновением фабрик и заводов и бурным ростом промышленных городов. Манчестер, Бирмингем, Шеффилд, Лидс превратились в крупные промышленные центры. Англия стала, как ее тогда называли, "мастерской мира", наиболее развитой в промышленном и политическом отношении страной.
Хотя процесс становления индустриального капитализма и сопровождался в Англии значительными социальными драмами - ростом нищеты и социального расслоения, тяжелыми условиями жизни и труда английских рабочих - в стране все же удалось сохранить социальную стабильность. Уже в начале XIX в. в Англии сложился устойчивый парламентский строй. При этом практически весь Х!Х в. во главе парламента и правительства стояли виги - представители буржуазии, торговли, банковской сферы. Виги были сторонниками либеральных реформ, свободы в экономике и торговле. Большое значение имела реформа 1832 года, существенно расширившая избирательные права. Палата общин оттеснила на второй план палату лордов, а виги к тори стали превращаться в партии либералов и консерваторов. Важно и то, что либеральные правительства викторианской эпохи проводили реформы в области трудового законодательства, в результате чего рабочие стали меньше бастовать, объединялись в тред-юнионы. В определенном смысле осуществились прогнозы Д.Юма и А.Смита о возможности компромисса различных социальных слоев и относительной гармонии общества.
В других странах процессы становления буржуазного общества и свободного рынка шли иным путем, значительно более трудным, чем в Англии. Хотя либеральные идеи Локка и других британских мыслителей были известны в этих странах Европы, в них возникали иные образцы идеологий, весьма отличные от классического британского либерализма. Так, Французская революция опиралась прежде всего на идеи Руссо, в первую очередь на идею равенства, которая ставилась выше принципа свободы. Реально во Франции трудно было следовать английской модели политического и экономического развития. В этой стране существовала абсолютистская централизация, было крайне мало промежуточных инстанций между индивидом и государством, в обществе не были укоренены
27
принципы буржуазного индивидуализма1. Поэтому в ходе Французской революции так влиятельны были радикальные идеи, а попытки уравнять всех перед лицом центральной власти очень походили на большевизм. Эта революция в своей высшей точке развития - в якобинской диктатуре -являла собой попытку реализации абстрактной рассудочной схемы, некоего подобия коммунистического строя. В связи с этим идеи свободы на французской почве были весьма далеки от тех, которые развивались в британском либерализме.
Не менее значительным был контраст между английским и французским идеологическими климатами, сопровождавшими процессы промышленной революции и индустриализации. Во-первых, индустриализация во Франции происходила со значительным отставанием от Англии. Она началась в 1850-60-х годах, в период правления Наполеона Ш, после периода относительно долгой экономической стагнации, вызванной изоляцией французской экономики в эпоху реставрации. Бурный рост промышленного могущества Англии и ее доминирование на мировой арене воспринимались во Франции как «вызов» в смысле А.Тойиби, которому необходимо было дать адекватный «ответ».
В идеологическом плане главным ответом стала теория «индустриализма» А.Сен-Симона и его многочисленных последователей. Любопытно отметить, что слово «индустриализм» было придумано Сен-Симоном для обозначения политики и практики, противоположной «либерализму». С точки зрения французского мыслителя, парламентаризм как система власти в промышленном обществе не нужна, поскольку она открывает ноле для конкуренции различных интересов и целей, а потому способствует сохранению различных антииндустриальных и антинаучных тенденций. В новом индустриальном обществе власть должна перейти к ученым, инженерам и промышленным предпринимателям. Именно они могут на основе позитивных научных и технических знаний разработать необходимую для индустриального развития политику и реализовать ее путем организации общества на новых рациональных принципах. По сути это ключевые идеи «Катехизиса промышленников» к других сочинений Сен-Симона.
Ф.Хайек в своей книге «Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разума» [См.: Хайек Ф. Контрреволюция...] детально разобрал интеллектуальную историю идей Сен-Симона и его учеников, а также пагубное воздействие последних на развитие философской, социально-политической и экономической мысли. Истоки этого современный экономист видит в безрассудной вере в разум в форме культа естественнонаучного и технического мышления («сциентизм»). На основе этого в среде, в которой вращался Сен-Симон и его единомышленники (здесь наиболее
1 Ин гереспос сравнение Англии и Франции по тпш параметрам проводится в главе «Рынок и революция» книги: Марков Б.В. Человек и общесчпо в процессе цивилизации. СПб., 2003.
28
важна знаменитая Политехническая школа в Париже) сложился «инженерный» подход к управлению обществом: требование «сознательного» планирования, контроля и управления социальными процессами. А все то, что не подчиняется сознательному конструированию и руководству, рассматривалось как нечто порочное, показывающее свою иррациональность. Хайек показывает, что этот идеал рационального контроля над социальными явлениями оказал самое сильное влияние на экономику. Длительная популярность идей «экономического планирования» в XIX и XX веках восходи! к господству этих сциентистских и техницистских представлений во Франции в начале XIX столетия.
Ученый убедительно демонстрирует, что это опасное «злоупотребление разумом» изначально было вызвано тем, что французское Просвещение характеризовалось небывалым подъемом интереса к естествознанию, дошедшего до гротескных форм в виде квазирелш иозного культа Исаака Ньютона и проектов различных храмов науки. Более тонкие и скрытые обстоятельства формирования французского варианта либерализма (который современный теоретик считает «ложным») как коллективистского «освобождения» через господство Разума он описывает следующим образом: «либерализм Французской революции, конечно, еще не опирался на понимание рыночного механизма, выработанное Адамом Смитом и утилитаристами, а основывался скорее на естественном праве и рационалистически-прагматической интерпретации социальных явлений, которая предшествовала учению Смита и типичным примером которой можно считать общественный договор Руссо. Действительно, многие разногласия, превратившиеся у Сен-Симона и Конта в открытую оппозицию классической политической экономии, уходят своими корнями в различие взглядов между, например, Монтескье и Юмом, Кенэ и Смитом или Кондорсе и Бен-тамом. Французские экономисты, которые, как Кондильяк или Ж.-Б. Сэй, придерживались в основном того же направления, что и Смит, никогда не имели такого влияния на французскую политическую мысль, каким пользовались идеи Смита в Англии. В результате во Франции переход от прежних рационалистических взглядов, согласно которым общество представляет собой сознательное творение человека, к новым, помогающим реконструировать его на научных принципах, был осуществлен минуя ту стадию, когда действие спонтанных сил общества получает широкое понимание. Революционный культ Разума крайне симптоматичен для всеобщего принятия прагматической концепции социальных институтов - концепции, прямо противоположной учению Смита. И в каком-то смысле было бы справедливо сказать, что преклонение перед Разумом как творцом всего - это не только следствие нового образа мысли, сложившегося в результате побед науки и техники, но также и причина этих побед, в свою очередь породивших новое отношение к социальным проблемам. Если социализм не является прямым потомком Французской революции, он, по
29
крайней мере, вырос из того рационализма, которым большинство французских политических мыслителей рассматриваемого периода так отличается от английского либерализма Юма и Смита» [Там же, С. 139-140].
Цитированный выше автор, по-видимому, видимо, прав в своем тщательном подчеркивании различий английского и французского либерализма. Однако его интересует в основном интеллектуальная основа этих различий, поэтому он и характеризует деятельность Сен-Симона, Базара, Ан-фантена, Конта и других идеологов «индустриализма» как «предательство науки», «злоупотребление разумом», ложный «инженерный» подход к обществу и т.п. Однако, как нам представляется, если рассматривать эту идеологию в более.широком социальном контексте, то ее можно если не оправдать, то понять как определенную объективную необходимость для французского общества. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Во-первых, существовали значительные различия в том, как происходила социально-политическая и экономическая либерализации в Англии и Франции. Если в первой стране этот процесс шел эволюциоино, в основном путем расширения прав и свобод различных сословий, то во второй стране революция разом смела все сословные перегородки и разрушила практически все социальные институты. В результате открылось чистое поле для деятельности различных социальных архитекторов. Этим можно объяснить широкую популярность социально-конструктивистских идей и, прежде всего, теории «индустриализма» Сен-Симона и его учеников.
Во-вторых, Франция в середине XIX века вступила в процесс «запаздывающей модернизации». В ответ на вызов Англии, ушедшей далеко вперед в индустриальном развитии, во Франции началось развитие банковской сферы, бурный рост кредитования промышленности, строительство тысяч километров железных дорог, открытие множества фабрик и угольных шахт, прорытие каналов и строительство портов. Все это требовало от людей высвобождения предпринимательской энергии. В этой ситуации для того, чтобы призвать людей сломать барьеры застоя и направить их энергию на цели экономического роста была нужна, как кажется, более впечатляющая и сильнодействующая идеология, чем экономический либерализм, обещавший, что рыночные свободы в итоге приведут к увеличению богатства общества. Для Англии этого было вполне достаточно, там в пользу свободы торговли и предпринимательства Юмом, Рикардо и Миллем приводились логические аргументы. Однако для Франции этого было мало. Хотя Сен-Симон и не был противником рынка, он считал, что для вовлечения огромных масс людей в программу индустриализации нужны иные идеологические и духовные стимулы.
Именно поэтому французские теоретики того периода подчеркивали прежде всего великие задачи, которые стоят перед промышленными предпринимателями, банкирами и инженерами в создании индустриального общества. Они изображались «миссионерами», ведущими других людей к
30
золотому веку. При этом в сен-симонизме было много социалистических идей, что также придавало ему в то время привлекательность. Реально же ядро этого учения было далеко от социализма. Сам Сен-Симон не считал существенным антагонизм между работниками и работодателями, не придавал особого значения противоречию между частной и общественной собственностью, поскольку считал, что политическая власть во многом не зависит от собственности. Во всяком обществе правит элита, и хорошо, если она обладает концентрированными капиталами. Наиболее подходящей политической формой для индустриального общества он считал разновидность корпоративного государства, в котором лидеры промышленности, финансов и науки должны принять на себя главные политические функции. Он оправдывал концентрацию капитала и средств производства, поскольку при этом проще рационально организовать общество.
Эта сторона сен-симонюма как идеологии модернизации привлекала очень многих из тех лидеров, которые сыграли ключевую роль в создании индустриального капитализма во Франции. К верным поклонникам идей Сен-Симона относили себя, например, братья ПереЙра, создатели банка «Креди Мобилье», который сыграл важнейшую роль в кредитовании промышленного развития б период индустриализации страны. Историк экономики в этой связи даже отмечает; «Большинство людей, которые приобрели экономическое и финансовое влияние с приходом Наполеона Ш к власти, не были изолированными индивидами. Они принадлежали к четко очерченной группе. Они были не бонапартистами, но социалистами школы Сен-Симона» [См.: ГершенкорнА. Экономическая... С. 440].
Своеобразием рассматриваемой идеологии индустриального общества было также то, что Сен-Симон и его ученики не ограничивались лишь экономическими и социально-политическими вопросами. Они считали, что движение к индустриальному общество должно поддерживаться моралью и верой. Поэтому французский мыслитель посвятил свои последние годы оформлению нового символа веры, «Нового Христианства». Его последователь Л.Галеви разработал сен-симонистское учение об общественной функции искусства, а композитор Г.Берлиоз применил его выводы к музыке, сочинив «Кантату по случаю открытия железных дорог». Любопытно, что и сам Сен-Симон незадолго до своей смерти уговорил Р. де Лиля, автора «Марсельезы», сочинить новый гимн - «Промышленную Марсельезу». В этом гимне содержится призыв к «детям индустрии» обеспечить счастье всех людей путем подчинения жизни на Земле «законам индустрии». Трудно представить, чтобы Д.Рикардо или Дж.Ст.Милль уговаривали кого-либо написать наряду с «Боже, храни королеву» нечто вроде «Боже, храни индустрию». Этого абсолютно не требовалось в стране с длительной либерально-экономической традицией. Однако в более отсталой в экономическом отношении стране курс на форсированную индустриализацию требовал не только рациональных, но и особых эмоциональ-
31
ных подкреплений.
То, что капиталистическая индустриализация может происходить под покровительством далеких от подлинного либерализма идей, показывает и опыт Германии, промышленный переворот в которой начался почти на столетие позже Англии и на два десятилетия позже Франции- Главная причина этого отставания— затянувшееся господство феодальных отношений и государственная раздробленность. Еще в первой половине XIX в. Германия представляла собой несколько десятков больших и малых независимых (с собственной валютой, системой мер и весов) государств, перегородивших внутренний германский рынок таможенными барьерами. Таможенное объединение страны началось только в 1830-е годы, а окончательное политическое объединение Германии произошло только в 1871 году. В этой ситуации наиболее подходящей идеологией модернизации стала теория «воспитательного протекционизма» родоначальника немецкой исторической Школы политической экономии Ф.Листа с ее сильными элементами национализма и противостояния либерализму английских экономистов. Интересно, что у Листа были тесные личные связи с кругом сенсимонистов, некоторые идеи которых он приспособил к немецкой среде.
§3. Либерализм и российская модернизация
Еще более сильный и далекий от либерализма вариант идеологии индустриализации и модернизации страны потребовался в России, В условиях российской отсталости для «смазки» идейных колес модернизации требовалась гораздо более сильная идеология, чем даже во Франции и Германии. Многие исследователи указывали на целый комплекс экономических особенностей России, которые препятствовали модернизации ее хозяйства и придавали ей характер отдельных импульсов, за которыми, как правило, следовали попятные движения. Рассмотрим кратко главные из этих препятствий либерализации и модернизации экономической жизни.
В значительной степени они были обусловлены сложившимися в России отношениями собственности [См. подр.: Русская философия собственности (XVITI-XX вв.) СПб., 1993]. Известно, что страны Западной Европы унаследовали'от Римской империи понятие частной собственности, опирающееся на хорошо развитую юридическую основу. Собственность имела самостоятельное значение и не обязательно отождествлялась с властью. Многовековая культура частной собственности отработала такие качества хозяйствующей личности, как индивидуализм и экономический рационализм, что были весьма важны не только для личности, но и дли отдельной экономической жизни в целом.
Россия в отличие от Запада не имела римских понятий о собственности. Отечественная история сложилась так, что начавший развиваться институт частной собственности в Киевской Руси был замещен в даль-
32
нейшем нерасчлененностью собственности, слиянием власти и собственности, прежде всего - базовой для крестьянской экономики России собственности на землю. Феномен «власти-собственности» оказал очень существенное влияние на отношение к этому институту вообще и наложил и на него нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку было свойственно убеждение «правда выше принципа собственности». Важно также то, что в западноевропейских странах социальная структура формировалась преимущественно снизу на основе учета взаимных привилегий и обязанностей различных слоев общества, что вело к постепенной либерализации форм правления. В России же организация общества происходила в основном сверху.
Очень важное отличие России состояло в слабости инфраструктуры, необходимой для буржуазных преобразований. На Западе такой инфра-стуктурой выступал прежде всего город. Там, как отмечал С.М.Соловьев, город разбогател и освободил село. Хотя в России в отдельные исторические периоды роль городов была достаточно велика (Киевская Русь. Северо-Восточная Русь,'Псков, Новгород), но их существование не стало магистралью экономического развития России, оно также во многом было подорвано феодальной раздробленностью и татаро-монгольским нашествием. При этом города складывались не как центры ремесла и торговли, а создавались прежде всего как опорные пункты власти. В результате в докапиталистическом развитии страны отсутствовала стадия развитого городского хозяйства.
Об этом коренном отличии европейской истории от русской очень хорошо написал выдающийся русский экономист М.И.Туган-Барановский: «Средневековый город, цеховое ремесло были почвой, из которой выросла вся цивилизация Запада, весь этот в высшей степени своеобразный общественный уклад, который поднял человечество на небывалую культурную высоту. Город создал новый общественный класс, которому суждено было занять первенствующее место в общественной жизни Запада — буржуазию. Достигнув экономического преобладания буржуазия стала и политически господствующей силой и вместе носительницей культуры и знания... Историческое развитие России шло совершенно иным путем, Россия не проходила стадии городского хозяйства, не знала цеховой организации промышленности — ив этом заключается самое принципиальное, самое глубокое отличие ее от Запада, отличие, из которого проистекали, как естественное последствие, все остальные. Не зная городского хозяйственного строя, Россия не знала и той своеобразной промышленной культуры, которая явилась отправной точкой дальнейшей хозяйственной истории Запада» [Туган-Барановский ММ. Русская интеллигенция и социализм. С. 419-420].'
В России также гораздо более существенную роль, чем в западных странах, в экономической жизни играло государство. Особенно это замет-
33
■*$?■:■ -\Л
ъш&м
но с эпохи Петра I. При этом государство, правящая элита, всегда в хозяйственной жизни преследовало собственные интересы, связанные прежде всего с усилением военной мощи страны и с международной торговлей. Это необходимо учитывать при рассмотрении проблемы экономического своеобразия России. Так, интерес к международной торговле с Европой приводил постоянную борьбу за доступность морских путей торговли к параметру, имеющему поистине государственное значение. Отсюда стремление «прорубить окно в Европу» на Балтике, регулярные войны с Турцией за проливы и т.д. Развитие собственного внутреннего рынка меньше беспокоило власть, в результате экономическая активность «верхов» и «низов» часто оказывалась разнонаправленной.
Тем не менее, послепетровская Россия показала определенные успехи в экономическом развитии и не выглядела безнадежно отставшей от европейских стран. Конечно, она отставала по уровню развития экономики от Англии и Голландии, но другим странам она не уступала, а многие даже опережала. Например, по выплавке чугуна Россия во второй половине XVIII в. занимала первое место в мире, обгоняя в этом даже Англию, которая в это время уже вступила в промышленную революцию [См. подр.: Тимошина Т.М. Экономическая история России. С. 86-87]. Вообще говоря, стоит отметить, что мнение об отсталости России в XVIII в. - одна из наи- I более распространенных, легенд, которая сложилась еще в середине XIX века. Но суть дела в том, что определенные экономические успехи страны были обеспечены экономическими структурами, существенно отличавшимися от тех, которые существовали в европейских странах. Играющие главную роль казенные и вотчинные мануфактуры по-прежнему использовали крепостной труд. Крестьянские мануфактуры возникали вне городов, а их хозяева все еще оставались крепостными. В отличие от Западной Европы, где среди предпринимателей росло число дворян, российские дворяне, за редким исключением, не занимались промышленной деятельностью. Основная часть русских предпринимателей формировалась из крестьян и | посадских людей, однако особым указом лицам недворянского происхождения запрещалось покупать крестьян для своих предприятий.
Можно сказать, что в России к концу XVIII века был достигнут максимальный уровень развития производства на основе описанной выше «полуазиатской» системы хозяйства. Однако этот путь был тупиковым, Россия стала быстро отставать от переходящей к капиталистической системе производства Европы. С началом XIX в. постоянно возникал вопрос об отмене крепостного права, о расширении экономических свобод производителей, что подготовило последующие либеральные реформы.
Необходимость модернизации стала вполне очевидной после поражения России в Крымской компании. В результате заключения в 1856 г. 4 Париже унизительного мирного договора с Турцией, Англией и Франци6"| России было запрещено держать флот на Черном море, она утратила ДУ|
34
найские земли. Международному престижу страны был нанесен колоссальный урон, рухнула вера в национально-государственную исключительность страны, в.правильность ее внутренней политики, исходившей из принципа «Запад нам не указ». Все это заставило вступившего на престол длександра II приступить к либеральным реформам.
Ход и содержание политических и экономических реформ в России второй половины XIX в. хорошо известен. Поэтому вернемся к поставленному выше вопросу о том, какие варианты идеологии были востребованы для оправдания и стимулирования модернизации и индустриализации страны. На наш взгляд, если учесть все сказанное об историческом своеобразии России и затянувшейся отсталости ее экономики, то даже использованная выше модель «запаздывающей модернизации» представляется слишком слабой для ответа на поставленный вопрос. Как представляется, многое становится на свои места, если исходить из общего представления о России второй половины XIX в. как о «развивающейся стране». В том значении этого понятия, которое используется ныне для обозначения стран «третьего мира», вставших на путь экономической модернизации, перехода к рыночным отношениям и овладения достижениями современной технологии.
На первый взгляд такая аналогия кажется неприемлемой, в серьезной степени принижающей уровень развития российского общества. Ведь Россия никогда не была колонией; более того, она сама по сути проводила колониальную политику, многократно расширяя свою территорию. В России были, хотя и очень тонкие, европеизированные социальные слои, в отличие от типичных «развивающихся стран». В нашей стране, по крайней мере в столичных центрах, развивались литература и искусство, существовали университеты и другие институты развитой цивилизации. Однако нельзя понимать развивающееся общество просто как бедное или переставшее быть колонией. Например, колонией не была и Япония, чуть позже России вступившая на путь модернизации и также относящаяся к первым в истории «развивающимся обществам».
Характеристика страны как «развивающегося общества» связана с определенными внешними и, что важнее, внутренними структурами и факторами. К внешним факторам относится то, что это общество вступает в интенсивные контакты со странами, осуществившими индустриализацию, освоившими новые технологии и перестроившими свою экономику на основе развитых рыночных отношений. В странах, успешно совершив-щих модернизацию, создается база ускоренного развития, поэтому другим
дат а Я^Ю тРактош<У России XIX века как развивающейся страны обосновывает известный Shani т СО1'иолог, специалист по «крестьянским 'экономикам» Т.Шанин в своей книге ш '■ Russia as a «developing society». L, 1985.
35
обществам, стремящимся модернизироваться и не.отстать от них, крайне трудно устранить существующий разрыв или добиться его уменьшения. Что же касается внутренних факторов, то в развивающихся обществах неизбежно возникает глубокий внутренний разрыв между ними и теми достаточно развитыми социальными и экономическими институтами, которые обычно «импортируются» извне. При этом новые формы, как правило распределены локально, что порождает противоречия между немногими продвинутыми центрами и отсталой периферией остальной страны. Все эти разрывы приводят к низкой интеграции общества, что сдерживает развитие страны и придает ему импульсивный характер неорганических «волн» модернизации. Как представляется, Россия второй половины XIX в. во многих чертах укладывается именно в такое понимание развивающегося общества.
Нам представляется, что такой подход позволяет более корректно уяснить характер происходивших в ней процессов. В частности, более выпукло предстают особенности идеологического сопровождения процессов экономической модернизации, поскольку именно эти объективные, неизбежно возникающие противоречия порождают особые формы идеологии, которые нетипичны для более развитых европейских стран, которые осуществляли переход к индустриальному капитализму на более органичной
основе.
Конечно, можно задать вопрос: почему российское общество само не осознавало себя в то время в качестве развивающегося? Однако это верно только отчасти. Постоянно обсуждаемые русской социально-философской мыслью вопросы «Восток—Запад», «Россия и Европа», как это нетрудно теперь видеть, вовсе не специфичны только для России, но типичны для многих современных стран ставших на путь модернизации. Разумеется, нужно учитывать и тот факт, что Россия, по сути, была исторически первой развивающейся страной, и какого-то связного комплекса социально философских понятий для описания этого феномена в то время еще не существовало.
Учения славянофилов и западников в этом контексте выступают в качестве типичных идеологий расколотого «развивающегося общества». Первые выражают консервативно-охранительное отношение к сложившимся традиционным формам жизни и хозяйства. Вторые призывают следовать пути уже совершивших буржуазные преобразования и индустриализацию стран. В той ситуации, в какой оказалась Россия в середине XIX в., казалось бы, не должно было быть достаточно сильных альтернатив западнической либеральной традиции. И действительно, поначалу, особенно после конфуза в Крымской компании, слово «либерализм» получило полноправное гражданство, стало лозунгом каждого образованного и здравомыслящего человека в России. Необходимость политических и экономических реформ в духе подлинного либерализма проповедовали с уни-
36
рерситетских кафедр К.Д.Кавелин и Т.Н.Грановский. Самый видный русский либерал XIX в. Б.Н.Чичерин в 1855 г. писал о либерализме так: «Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений. Это слово, которое способно образоаать могущественное общественное мнение, если мы только стряхнем с себя губящую лень и равнодушие к общему делу. Это слово, которое изгонит из нас внутреннюю порчу, которое дает нам возможность стать наряду с другими народами и с обновленными силами идти по тому великому пути, которого залог лежит в высоких доблестях русского народа» [Чичерин Б.И. Современные задачи... С. 111].
К сожалению прогнозам видного общественного деятеля не суждено было сбыться. Либерализм не стал ни знаменем, ни могущественной идеологией, которая стимулировала бы развитие российского общества. Его судьба в дореволюционной России оказалась незавидной и мало влияла на умонастроения тех социальных групп, которые стремились осуществить иди вовлекались в процессы модернизации [См. подр.: Опыгп русского либерализма. М., 1997; Леоптович В.В. История либерализма в России. М., 1993],
Это же можно сказать и об интеллигенции как том социальном слое, от которого можно было ждать идеологической поддержки Либерализации страны. Так, наиболее оригинальные и влиятельные философы предпочли рациональному и «плоскому» либерализму богатую идеями метафизику всеединства и историософию В.С.Соловьева, которая обосновывала весьма далекую от либерального направления «русскую идею». Но наиболее влиятельной и массовой среди тогдашней российской интеллигенции стала не изощренная метафизика всеединства, а более простая и действенная западническая социалистическая и,цеология. В социалистическом учении многие тогда видели науку, которая открывает путь к построению подлинно свободного общества. Вера в социализм превратилась & среде радикальной интеллигенции в некий суррогат религии. Об этом хорошо написал известный отечественный философ Н.О.Лосский: «О русской интеллигенции второй половины XIX века говорят, что она была наиболее атеистическою. Это неверно: она была действительно наиболее внецерковною, но это не значит, что она была атеистическою... У русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось настроение, которое можно назвать формальной религиозностью, именно страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле, без Бога, на основе научного знания» [Лосс-кий И.О. Характер... С. 250-251]. Н.А.Бердяев в статье «Философская истина и интеллигентская правда» подчеркивает также, что среди главных интересов русской интеллигенции всегда были вопросы равенства и уравнительного Распределения, ее мало интересовало то, какие механизмы лежат в создании экономического богатства общества [Бердяев Н.А. Философская исти-
37
т.
на... С. 12, 17 и др.].
Поначалу российский социализм был тесно переплетен с народнической верой в общину. Но эта вера была быстро вытеснена «научным социализмом» - марксизмом. Как это ни странно, именно марксистская идеология стала к крнцу XIX века наиболее влиятельной идеологией индустриализации в российской среде. Марксизм позволял русской интеллигенции смириться с приходом капитализма в страну и разрушением $<> I прежней социалис?ически-народнической веры в общину и артель, по- I скольку это учение представляло капиталистическую индустриализацию I как результат железных законов исторического развития. Именно эта связь I объясняет власть, которую приобрела марксистская идеология в России. I Она поначалу повлияла на многих людей, чье мировоззрение в целом было I чуждым идеям марксистского социализма - С.Н.Ьулгакова, С.Л.Франка, | Н.А.Бердяева, П.Б.Струве, П.Н.Милюкова и многих других. В 1902 г. 1 П.Б.Струве, уже отошедший от марксизма все же писал, что «русский марксизм «оправдал» капитализм в прямой полемике не только с народниче-1 ством, но и со всею почти официальной наукой и дал объяснение истори-1 ческой необходимости капитализма в России» [Цит. по: Опыт русскогоЩ
либерализма. СЛО].
Таким образом, не либерализм, а принципиально противостоявшая ему марксистская идеология выполняла в российской экономической модернизации функцию, схожую с той, какую играл сен-симонизм во французской индустриализации. Однако в учении французского идеолога «ин-И дустриализма», как. отмечалось, главная миссия отводилась не объективным законам развития производительных сил, а энергии и знаниям про-1 мышлениых предпринимателей, коммерсантов и банкиров. Именно они изображались подлинными героями своего времени, и общество должно было смириться с концентрацией в их руках крупных капиталов и власти. В противоположность этому в российской среде под влиянием марксистской идеологии мало кто видел в новом классе предпринимателей-капиталистов социальных лидеров, которые должны руководить развитием общества на его пути к «Золотому веку». Как это ни покажется странным, при весьма впечатляющих успехах российской экономической модернизации конца рубежа XIX-XX веков, при масштабной социальной» меценатской деятельности тогдашних предпринимателей трудно найти какие-либо положительные образы русских капиталистов. Об этом хорош' сказал писатель Д.Гранин; «Многие ли сегодня знают о прогрессивно! многогранной роли таких представителей делового мира, как Путилов. Елисеевы, Морозов, Мамонтов, Рябушинские. А ведь они были зачинате лями новой культуры производства и труда. Выйдя на историческую аре ну, они проявили себя и как страстные поборники быстрого интеллект} ального, культурного, нравственного развития страны. При их гуманно1' меценатской помощи строились научные институты, больницы, дома при
38
зрения, церкви, библиотеки, другие культурные учреждения. В том, что мы ДО сих П0Р обкрадываем эту часть исторической памяти, отчасти повинна и наша литература. Тургенев, Гончаров, Толстой, Чехов не признавали в общем-то делового человека в качестве подлинно духовной, нравственной личности. Невольно читатель отдает предпочтение, скажем, 06-ломову, а не Штольцу. Мне кажется, для подъема так необходимой нашему обществу трудовой активности, преодоления апатии, иждивенчества, поднятия профессионализма целесообразно более разносторонне представить, показать делового человека зарождавшегося в России капитализма. Мы можем найти опору в прошлом, реабилитировав людей с деловой хваткой, которые должны были прорываться сквозь завесу общественного непонимания» [Гранин Д. Историческая память... С.15].
Непонимание прогрессивной роли предпринимательства, отношение к ним в повседневном массовом сознании лишь как к «толстосумам», «буржуям» естественно сопровождалось «теоретической» критикой радикальной российской интеллигенции, которая усиленно укореняла представление о промышленниках и предпринимателях как эксплуататорах, присваивающих прибавочную стоимость. В свете этих представлений предпринимательская деятельность представала как эксплуатация народа, паразитическое обогащение за счет большинства нации, как занятие безнравственное, если не преступное. Известный российский историк С.С.Ольденберг в этой связи приводит ряд интересных свидетельств, подтверждающих, что «русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской деятельности». Он пишет о широком распространении в обществе убеждений, что «честнее быть агрономом на службе землевладельческого земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, чем промышленником» [Ольдепберг С.С. Царствование...
С.309].
Между прочим, и в самой среде предпринимателей не было уверенности в социальной праведности собственной жизни и деятельности, в незыблемости права собственности на накопленные ими капиталы. В крайних формах это проявлялось в существовании в среде русских предпринимателей чувства «неоплатного долга», заставлявшего некоторых из них даже финансировать революционные организации, боровшихся за уничтожение основ их же собственного бытия. В иной форме это выражалось в чувстве «стыда своего богатства». Как отмечает Н.А.Беряев, «русский купец, который нажился нечестным путем и сделался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал о монашестве, Поэтому купец был плохим материалом для образования буржуазии западноевропейского типа» [Бердяев В.А. Истоки и смысл... С. 119].
Подводя итог этому краткому анализу, можно сказать, что хотя российские предприниматели в процессе экономической модернизации выполняли тот же спектр функций, что и их западноевропейские коллеги, их
39
деятельность не получила должного идеологического оправдания, которое мог дать только теоретически продуманный и хорошо укоренившийся в обществе либерализм. Однако возникшая после 1905 г. либеральная партия - Партия народной свободы (конституционные демократы) - в теоретическом отношении делала принципиальные уступки коллективистскому либерализму, патерналистской ответственности государства за благосостояние народа, а в практическом отношении спасовала в решающий момент перед социалистами. В результате, говоря словами философа С. Л. Франка, в России создалась такая ситуация, когда сами собственники не имели «собственного мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности [См.: Франк С.Л. Духовные основы общества... С. 56]. Особенно это проявилось в годы Первой мировой войны. В это время, как отмечал известный промышленник П.П.Рябушинский, «частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь в России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалось у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе» Щит. но: | Петров Ю.А Павел Павлович Рябушинский. С. 148]. В результате в 1917 г. российская буржуазия оказалась в изоляции от народа, она оказалась неспособной консолидироваться на основе единого мировоззрения и в итоге проявила неспособность защитить себя, а вместе с тем и развитие по уже апробированному Европой цивилизованному пути. Тот же П.П.Рябушинский объяснял причину этого следующим образом: "Российская буржуазия, численно слабая, не была в состоянии выступить в ответственный момент той регулирующей силой, которая помешала бы идти событиям по неверному пути... Вся обстановка прошлого не способствовав ла объединению в наступивший роковой момент, стихийная волна жизни перекатилась через всех нас, смяла, размела и разбила" [Там же, С. 1 52].
Таким образом, отсутствие укорененности в сознании и повседневной жизни индивидов лишает либерализм мобилизующего потенциала, он оказывается не в состоянии побудить к защите своих идеалов сколько-нибудь значительную часть общества. В этом плане российский либерализм оставался достаточно «камерным» явлением. Помимо указанных, причина этого обстоятельства состояла в слабости институтов и традиций гражданского общества. Вместе с тем судьба либерализма в России все же не дает оснований для вывода о его врожденной несовместимости с политической и экономической жизнью страны. По своей сути либерализм - естественный спутник модернизации общества. И если в России он был оттеснен на задний план, то причины этому, помимо общеевропейской увлеченности социалистическими идеями, состоят также в том, что процесс модернизации шел неорганично и принимал, в одной стороны, усеченные, а с другой - насильственные формы.
§4. Свобода и «философия рынка»
Исторический анализ становления рыночного хозяйства достаточно убедительно показывает, что рынок предполагает рост свободы в обществе, хотя в идеологических построениях это может получать искаженный характер. Чтобы преодолеть эти искажения в XX веке целый ряд крупных философов и экономистов поставили себе задачу теоретически обосновать неразрывную внутреннюю связь свободы и рыночной системы, Они ставили своей целью возродить либеральную традицию, которая в результате двух мировых войн, пережитого опыта тоталитарных режимов, существования социалистических государств с плановой экономикой настоятельно требовала обновления и углубления ее теоретических основ.
Организационным центром этого интеллектуального движения стало «Общество Монт Пелерин», основанное в 1947 году выдающимся представителем австрийской экономической школы Ф.Хайеком. Общество получило свое название от имени маленького городка в Швейцарии, в котором состоялось первое его заседание. В разные годы в его работе принимали участие такие крупные экономисты, как Л.Мизес, М.Фридмен, Л.Роббинс, Ф.Найт, В.Ойкен, В.Репке, Л.Эрхард (будущий реформатор немецкой экономики), философы К.Поппер и М.Полани. В результате их деятельности во многом были сформулированы принципы неолиберализма. Его основу составляли, с одной стороны, идея свободного «открытого общества», с другой - то, что можно назвать современной философией рынка. Об идее «открытого общества» в нашей литературе написано немало, гораздо меньше внимания уделяется философии рынка. Между тем эти две составляющие тесно взаимосвязаны. Недооценка значения экономической свободы, которая отстаивается неолиберальной философией рынка, приводит к односторонней трактовке свободы в социальной и политической философии.
Нужно отметить, что первые элементы этой новой философии рынка сложились еще в 1920-е годы, в ходе возникших тогда дискуссий о сравнительных достоинствах плановой и рыночной систем. Здесь важно то, что эти дискуссии проходили на фоне существования плановой экономики в Советской России. До этого представления о плановой экономической системе носили в основном идеологический и теоретический характер. Когда же социализм из проекта превратился в реальность, серьезной и реальной проверке стало подвергаться представление о том, что хозяйственная жизнь, перестроенная по единому и рациональному плану, является гораздо более эффективной, чем стихийная и хаотичная рыночная эконо-
40
П
мика. Для марксистов это было аксиомой, но и многие теоретики взглядов разделяли это убеждение'.
В 1920 году русский экономист Б.Д