Лабораторная работа №1

ВВЕДЕНИЕ

 

Лабораторные работы по дисциплине “Объектно-ориентированное программирование” выполняются студентами 2 курса специальности “Гибкие компьютеризованные системы и робототехника” дневной и заочной учебы.

Основная цель лабораторного практикума - закрепить знания, полученные на лекционных, практических занятиях и в результате самостоятельной работы. Студенты развивают навыки составления программ и алгоритмизации задач, осваивают приемы отладки программ.

Язык программирования BC является частью программной среды Borland C++, которая включает в себя не только соответствующий компилятор, но и текстовый редактор, компоновщик, загрузчик, отладчик и другие средства, что убыстряет процесс создания программы. Кроме того, возможности языка BC расширяются дополнительными программными средствами - модулями. Потому владение приемами работы в среде Borland C++ является крайне необходимым.

Система Borland C++, как одно из средств автоматизации программирования, является составной частью операционной системы MS DOS или Windows определенной версии. Потому студентам необходимо знать особенности файловой системы, владеть средствами работы с файлами и каталогами (папками) собственно операционной системы или оболочки Norton Commander.

 


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Структура программы <file:///D:\Documents\CD_RW\Disk_OOP\GL3.htm>

Программа состоит из одной или более функций, причем какая-нибудь из них (главная) обязательно должна называться main(). Описание функции состоит из заголовка и тела. Заголовок состоит из директив препроцессора типа #include и имени функции.

В разделе мы указываем, какие файлы мы будем использовать в качестве библиотек. Например:

 

#include <stdio.h>

 

Эта строка указывает компилятору, что нужно включить информацию, содержащуюся в файле stdio.h.

Отличительным признаком имени функции служат круглые скобки, а аргумент может и отсутствовать. Тело функции заключено в фигурные скобки и представляет собой набор операторов, каждый из которых оканчивается символом "точка с запятой".

В простейшем случае программа представляет собой одну единственную функцию main. Если функция main получает параметры и возвращает результат, то она объявляется так:

 

int main(int argc) { /* операторы*/

}

return(значение);

 

Если функция main не получает параметры и не возвращает результат, то она объявляется так:

 

void main()

{ /* операторы*/

}

 

Комментарии в программе либо оформляются следующим образом:

 

/* комментарий*/ или // комментарий.

 

Основные типы данных <file:///D:\Documents\CD_RW\Disk_OOP\GL3.htm>

К основным типам данных языка C/C++ относятся:

· целые числа (int, short int, long и др.);

·   дробные (действительные) числа (float, double и др.);

·   символы (char);

·   логические bool.

Переменные могут быть объявлены в любом месте программы до их использования.

Например, объявляем целочисленные переменные: int a,b;

Строка в С++ это массив символов. Объявление: char Имя [Длина];

Объявим строковую переменную (массив) st, состоящую из 15 символов: char st[15];

Константы также могут быть объявлены в любом месте программы следующим образом: const n=7;

Арифметические операции

В С++ определены все четыре арифметических операции над числовыми переменными:

+ - сложение; - вычитание; * - умножение; / - деление вещественное;

Кроме этого для данных типа int предусмотрена операция % - получение остатка от целочисленного деления.

Например: 5 % 2=1

Инструкция присваивания <file:///D:\Documents\CD_RW\Disk_OOP\GL3.htm>

Переменную можно изменять при помощи операции присваивания. В языке С++ она обозначается знаком равенства.

Например: x = 12;

В С++ поддерживается сокращенная форма записи:

 

Инструкция Соответствующая "обычная"инструкция присваивания
х + + x = x + 1
х-- x = x - 1
х += у x = x + у
x - =у х = х - у
х *= у х = х*у
х %= у x = x % у

 

Функции ввода-вывода <file:///D:\Documents\CD_RW\Disk_OOP\GL3.htm>

Функция printf выводит на экран значения переменных либо строку символов, заключенных в двойные кавычки.

Синтаксис: printf(Формат, СписокПеременых);

Формат вывода задается в строке форматирования, которая помимо спецификатора формата может содержать текст и управляющие символы. Значение первой переменной выводится в соответствии с первым спецификатором формата, второй - со вторым, и т. д.Спецификаторы формата (необязательный параметр n задает ширину поля вывода).

 

Спецификатор Форма вывода
%ni %nd Десятичное число со знаком
%nu Беззнаковое целое десятичное число
%n.mf Дробное число с десятичной точкой. Необязательный параметр m задает количество цифр дробной части
%ne Дробное число с десятичной точкой или, если число не может быть представлено в форме с десятичной точкой, в экспоненциальной форме
%ns Строка символов
%nc Символ

 

Управляющий символ \ n переводит курсор в начало следующей строки

Например, вывести значения целочисленной переменной а и дробной x (с точностью до 2-го знака после запятой) с переводом курсора на следующую строку.

 

printf(“a=%d x=%5.2%\n”,a,x);

 

Заголовочный файл: <stdio.h>

Функция scanf вводит с клавиатуры значения переменных, в соответствии с указанным спецификатором формата. Первая переменная получает значение в соответствии с первым спецификатором формата, вторая - со вторым и т. д.

Синтаксис:

 

scanf(Формат, СписокАдресовПеременных);

 

В качестве параметра функции scanf должны передаваться адреса переменных, а не их имена.

 

Спецификатор Вводит
%i %d Десятичное число со знаком
%u Беззнаковое целое десятичное число
%f %e Дробное число
%s Строка символов
%c Символ

 

Например, ввести значения целочисленной переменной а и дробной x:

 

scanf(“%d %f”,&a,&x);

Заголовочный файл: <stdio.h>

 

Функция getch возвращает код символа нажатой клавиши. Функция getch не выводит на экран символ, соответствующий нажатой клавише.

Например:

 

getch(); //ожидание нажатия любой клавиши

Заголовочный файл: <conio.h>

 


 



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

 

Тема: Использование математических функций

 

Математические функции содержатся в модуле math.h. Поэтому для того, чтобы их использовать необходимо подключить его в разделе #include.

Математические функции

 

abs(x), fabs(x) Возвращает целое (abs) или дробное (fabs) абсолютное значение аргумента, в качестве которого можно использовать выражение соответствующего типа.
acos(x), asin(x), atan(x) Возвращает выраженную в радианах величину угла, косинус, синус или тангенс которого передан соответствующей функции в качестве аргумента. Аргумент функции должен находиться в диапазоне от -1 до 1.
sin(x), cos(x), tan(x) Возвращает синус, косинус или тангенс угла. Величина угла должна быть задана в радианах.
exp(x) Экспонента -
sqrt(x) Корень квадратный аргумента -
pow(x,y) Возведение в степень. Возвращает значение
log(x) Логарифм натуральный аргумента
log10(x) Десятичный логарифм

 

Пример выражения:

 

 

В С++ это выражение будет выглядеть так

 

0.3*pow((pow(sin(x),2)-pow(cos(x),2)/exp(x),5)

 

Задача 1

Вычислить значение функции (значения переменных принимать самостоятельно)

 

 

#include <stdio.h>

#include <conio>

#include <math.h>main ()

{

float x,y,z; //описываем переменные

printf("x="); scanf("%f",&x);("y="); scanf("%f",&y);=sqrt(fabs(sin(x)+cos(y)))/pow(sin(x)/cos(y),2)*log(fabs(x));("%5.3f",z); //выводим значение дробной переменной z с

точностью до 3 знаков после запятой

getch();

}

 

№ вар Задание № вар Задание
1 16    
2 17    
3 18    
4 19    
5 20    
6 21    
7 22    
8 23    
9 24    
10 25    
11 26    
12 27    
13 28    
14 29    
15 30    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: