Управленческие революции

Будучи социальным институтом, управление  про- шло в своем  историческом развитии несколько  этапов, на которых его принципы,  место  в  обществе  и  соци- альные практики, принимаемые на  вооружение  субъек- тами  управления,  претерпевали  качественные  измене- ния. В результате по мере эволюции этого социального института происходила смена типов управления.  В на- уке переход на качественно новый этап развития уп- равления принято обозначать  термином   «управленчес- кая  революция».

 

Первая  управленческая  революция

Первая управленческая  революция  произошла  4  —

5 тыс. лет назад — в период формирования рабовла- дельческого государства на Древнем Востоке. В  Шуме- ре1, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию —- превращение касты свя- щенников в религиозных функционеров, т. е. в менед- жеров. Это удалось им благодаря тому, что они удачно переформулировали  религиозные  принципы.  Если раньше боги требовали человеческих  жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они  не  стали  нужны.  Богам  нача- ли приносить не человеческую жизнь,  а  символичес- кую жертву. Достаточно, говорили жрецы, если веру- ющие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий if даже пирогов86.

В результате на свет явился принципиально  новый тип  деловых  людей  —  еще  не  коммерческих  дельцов или  капиталистических  предпринимателей,  но  уже  и не религиозных деятелей, чуждых всякой наживы. Собираемая с населения под видом отправления рели- гиозного обряда дань не пропадала даром. Она скап- ливалась, обменивалась и пускалась в дело. Вскоре оборотистые  шумерские  жрецы  стали  самым  богатым и влиятельным классом. Их нельзя  было  назвать  клас- сом собственников, так как приносимое в жертву яв- лялось собственностью богов, а не людей. Деньги не служили для жрецов самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятель- ности. Ведь помимо соблюдения ритуальных почестей жрецы заведовали сбором налогов, управляли государ- ственной казной, распределяли государственный бюд- жет,  ведали  имущественными  делами.



Деловые отношения и письменность

Сохранились глиняные таблички, на которых жре- цы Шумера аккуратно вели юридические, историчес- кие и деловые записи. Некоторые из них, говорит Р. Ход- жеттс, дают представление о практике управления, используемой шумерскими священниками. Последние прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, пла- новые и прочие функции, составляющие сегодня содер- жание управленческого процесса.

Побочный результат управленческой деятельнос- ти жрецов — появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым затем овладели низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось отвечать на различ- ного рода запросы, официальные приказы, вести тяж- бы, рассчитывать свой бюджет.

Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели- гиозной деятельности, превратившись позже в соци- альный институт и профессиональное занятие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: