Планирование человеческих ресурсов организации
Планирование может быть качественным и коли- чественным. Современные службы персонала должны уметь прогнозировать не только численность персона- ла, но и его квалификацию.
Планирование трудовых или человеческих ресур- сов организации представляет собой процесс приме- нения процедур планирования с целью комплектации штатов и персонала. Другими словами, планирование есть разработка плана удовлетворения будущих каче- ственных и количественных потребностей организации в людских ресурсах.
Очевидно, что планирование потребности в пер- сонале— часть общего процесса организационного планирования. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на сле- дующие вопросы332 :
— сколько работников, какой квалификации, ког- да и где потребуется;
— каким образом можно привлечь нужный и со- кратить или оптимизировать излишний персо- нал;
— как лучше использовать персонал в соответ- ствии с его способностями, умениями и внут- ренней мотивацией;
|
|
— каким образом обеспечить условия для разви- тия персонала;
— каких затрат потребуют запланированные ме- роприятия.
Количественная оценка потребностей в персонале, призванная ответить на вопрос «сколько?», основывает- ся на анализе предполагаемой организационной струк- туры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятель- ности исполнителей), маркетингового плана (план вво- да в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также на прогнозе изменения количе- ственных характеристик персонала (с учетом, например,
изменения технологии). Качественная оценка потреб- ностей в персонале — попытка ответить на вопрос «кто нужен?». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным количественной оцен- ке, учитываются ценностные ориентации, уровень куль- туры и образования, профессиональные навыки и уме-
2 5 СОЦИОЛОГИЯ управления