сматриваются как основной итог деятельности руково- дителя (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик), в других— как деятельность, присущая всем членам организации (М.Г1 Фоллетт, Э. Мэйо, Г. Саймон, К. Арджирис и др.). В самом общем смысле управленческое решение можно трактовать как результат конкретной управленческой де- ятельности менеджера. Более точное определение этого феномена утверждает, что управленческое решение представляет собой проект планируемых изменений в организации, задающий логику целенаправленного уп- равленческого воздействия управляющей подсистемы на управляемую и направленный на модификацию ее поведения, структуры или режима работы.
Принятие решение представляет собой сознатель- ный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим (желательным) состоянием орга- низации. Иными словами, организационное управлен- ческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель во имя обеспечения движения организа- ции к поставленным перед ней задачам. Вот почему наи- более эффективным организационным решением явля- ется выбор, который будет реализован на практике и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Отметим одну интересную закономерность: в ран-
|
|
них концепциях теории организации и управления процесс подготовки управленческого решения связы- вался, как правило, с выбором единственного и наи- лучшего с точки зрения поставленной цели варианта ее достижения. В современных концепциях, базирую- щихся на множественности реализуемых целей, управ- ленческие решения рассматриваются обычно как ре- зультат выбора одной из возможных альтернатив. Кстати, с последним подходом тесно связана уже упо- мянутая нами концепция «управления по целям».
В организации принятие решений — это:
1) сознательная и целенаправленная деятельность, осуще- ствляемая человеком;
2) поведение, основанное на фактах и ценностных ориента- циях;
3) процесс взаимодействия членов организации;
4) выбор альтернатив в рамках социального и политическо- го состояния организационной среды;
5) часть общего процесса управления;
6) неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
7) элемент, важный для выполнения всех других функций управления380.
29 Социология управления