проблеме привлечения подчиненных к подготовке уп- равленческих решений существуют три точки зрения:
1) представители классической школы управления принципиально отрицают необходимость и оправ- данность привлечения исполнителей к подготовке управленческих решений, поскольку, по их мне- нию, привлечение непрофессионалов способству- ет снижению качества решений;
2) представители школы человеческих отношений, напротив, рассматривают привлечение творческо- го потенциала исполнителей как способ повыше- ния качества проекта решения;
3) промежуточная точка зрения, высказанная, в ча- стности, Г. Саймоном и А. Этциони, связывает привлечение исполнителей к подготовке решений не с качеством их проектов, а с необходимостью преодоления отчужденности исполнителей от со- держания и решений и формирования ощущения сопричастности.
Сравнение индивидуально принимаемых решений с решениями групповыми показывает, что каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Так, для принятия коллективных решений обычно тре- буется больше времени, однако объединение специа- листов и экспертов дает несомненные преимущества, поскольку взаимное усилие способствует принятию более эффективных решений, уменьшает процент ошибок, чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе группо- вой работы, создание атмосферы сотрудничества и соревновательности, взаимодействие между членами группы), а также многовариантность разработок. Кро- ме того, на открытую групповую дискуссию могут негативно воздействовать психологические факторы: влияние лидера группы; «статус несоответствия», спо- собный вызвать подавление участников более низкого уровня участниками более высокого уровня; давление, которое могут попытаться оказать определенные уча- стники, являющиеся экспертами в данной области; отказ от содействия со стороны388. С нашей точки зре- ния, следует придерживаться такого правила: одни решения лучше принимать группой, другие — инди- видуально. Так, при решении срочных проблем, где решающим является фактор времени, предпочтение отдается индивидуальному субъекту решения. Пробле- мы же, связанные с радикальными изменениями в
|
|
II, Практический раздел
организации, чаще всего решаются коллективно, что обеспечивает более высокий уровень их восприятия и создает необходимые для реализации условия389.
И коммуникации, и принятие решений основыва- ются на информации. Говоря об управленческой инфор- мации, мы имеем в виду совокупность сведений о про- цессах, протекающих внутри фирмы и в ее окружении, которые служат основой принятия обоснованных управ- ленческих решений, Очевидно, что информация пред- ставляет собой непременный и первостепенный фак- тор нормального функционирования организации; при этом к ней предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность; правильный отбор первичных сведений; оптимальность системати- зации и непрерывность сбора и обработки сведений.
|
|
Управленческое информационное обеспечение — или сбор и переработка управленческой информации — является важной областью деятельности современных организаций. Оно предполагает: распространение ин- формации, необходимой для решения организационно- производственных задач; создание наиболее благопри- ятных условий для распространения информации, т. е. проведение административно-организационных, науч- но-исследовательских и производственных мероприя- тий, обеспечивающих ее эффективное распространение. В этой связи особую важность приобретает управление информацией, которое зачастую осуществляется в рам- ках единых внутриорганизационных систем (сбора, об- работки, хранения и представления) информации (ВСИ), появившихся в 80-е гг. XX в. В большинстве случаев под ВСИ понимается совокупность информационных про- цессов, осуществляемых во имя удовлетворения потреб- ностей в информации разных уровней принятия реше- ний. Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи, собственно информации. В современных условиях в крупных, как правило, промышленных, орга- низациях созданы и эффективно действуют информа- ционные системы, обслуживающие процессы подготов- ки и принятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных, обработка инфор- мации, обработка знаний, реализация интеллектуальной деятельности.
Глава б
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА