Социальная работа – профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Он чрезмерно многообразен – это не только инвалиды и старики, но и дети, и семьи, и представители групп риска, и женщины, и молодежь и т.д.
Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту. Отметим, что субъект – объектные отношения очень подвижны и относительны. Субъект сам может стать объектом, а объект – субъектом. Некоторые виды деятельности могут иметь субъект - объектный характер отношений, например, коммуникативная деятельность, да и сама социальная работа.
Социальная работа первоначально была ориентирована на индивида. Однако позднее стало очевидно, что попытка помочь клиенту изменить ситуацию и поведение мало эффективна, если не воздействовать на его социальное окружение. Это привело к возникновению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью или группу невозможно без воздействия на каждого их члена. Изменения в поведении отдельных членов семьи или групп влекут за собой изменения и в самой семье и группе.
|
|
Пути познания для социальной работы связаны с традиционными операциями, присущими многим областям знания, однако, здесь есть и своя специфика.
Основные пути познания в социальной работе (по М.В. Фирсову) связаны с дедуктивным, индуктивно-эмпирическим, диалектико-материалистическим и наивно-герменевтическим путем познания (психосоциальным диагнозом), которые, однако, не исчерпывают весь спектр познавательных процессов.
Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности.
Наиболее приемлемой с этой точки зрения является классификация, когда все методы исследования разделяются на четыре большие группы:
1) Организационные.[А50]
2) Эмпирические.[А51]
3) Методы обработки данных.[А52]
4) Интерпретационные методы.[А53]
Социальная технология. Сущность и виды. Специфика, классификация
|
|
Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
Из многочисленных определений ученых можно выделить основные особенности социальных технологий: [А54]
Технологизация социальных процессов включает:
· разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
· координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
· однозначность выполнения включенных в технологию процедур.
Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах:
1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач;
2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.
Социальные технологии весьма многообразны, отличаются друг от друга по содержанию, могут быть классифицированы по различным критериям: [А55]
· глобальные социальные технологии (по масштабности);
· инновационные социальные технологии, рутинные (по качеству);
· региональные (территория);
· демографические…
Применительно к социальной работе социальные технологии трактуются как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Технологии в социальной работе различаются по своему уровню:
· простые, доступные неспециалистам;
· сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях.
Важнейшими характеристиками социальных технологий являются рациональность и основность на накопленном опыте. Спонтанные социальные технологии не существуют.