Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу дайте сравнительную характеристику науки и других форм культуры. Назовите социальные функции науки, выяснив предварительно, какие общественные потребности она удовлетворяет. Сравните отношение к науке в XVIII-XIX вв. и в конце XX в. Дайте определения понятий «сциентизм» и «антисциентизм». При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику науки и философии как видов рациональности. При ответе на вопрос № 3 необходимо рассмотреть научное знание как систему, включающую эмпирический и теоретический уровни. В рамках данного вопроса необходимо раскрыть понятия «опытное знание», «факт», «теория», «гипотеза», «проблема».

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение о времени и условиях возникновения науки. Задание выполнить в рабочей тетради.

2. В рабочей тетради зафиксировать варианты классификации наук. Указать признаки, по которым естественные науки отличаются от гуманитарных. Сравнительную характеристику оформите в виде таблицы.

3. Составить перечень социальных функций науки.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Проблема обоснования научного знания. Понятия верификации и фальсификации.

2. Рост научного знания и проблема научного метода. Классификация методов научного познания.

3. Научные революции и смена типов рациональности.

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу вспомните определения понятий «верификация» и «фальсификация». Используйте имеющуюся в учебнике характеристику философских взглядов К. Поппера. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику динамики науки. Найдите в словаре определения понятий «кумулятивизм» и сформулируйте понятие антикумулятивизма. Уточните, какой взгляд на развитие науки называется интернализмом, а какой – экстернализмом. Дайте характеристику методологии научного познания. При ответе на вопрос № 3 необходимо рассмотреть понятие «научная революция» и дать характеристику идей, автором которых был Т. Кун.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение о творчестве одного из представителей постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос – на выбор).

2. В рабочей тетради зафиксировать варианты классификации методов познания. Указать специфику методов, применяемых в социально-гуманитарных науках.

3. Составить перечень известных в истории научных революций.

Рекомендуемые источники

Основная литература

Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература

Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.

Девятова С.В., Купцов В.И. Возникновение первых академий наук в Европе // Вопросы философии. – 2011. – № 9.

Денисова Л.В. Систематика знания и модели классификации наук // Научный вестник Омской академии МВД России – 2012. (44). – № 1.

Левин Г.Д. Анализ и синтез // Вопросы философии. – 2016. – № 2.

Макулин А.В. История философии: учебное пособие. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/49884. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

 

Перечень докладов, сообщений

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

2. Наблюдение и эксперимент как методы научного познания.

3. Проблема классификации наук.

4. Постпозитивизм как современное направление в философии науки.

Тема 11. Методология социально-гуманитарного познания

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Науки «о природе» и науки «о культуре».

2. Специфика социогуманитарного знания и познания.

3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.

 

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу познакомьтесь с идеями Г. Риккерта, В. Виндельбанда, В. Дильтея. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику субъекта, объекта и методологии социально-гуманитарных наук. Обратите внимание на различие познавательных процедур «объяснение» и «понимание». Используйте материалы тем № 6 и № 10. При подготовке ответа на третий вопрос необходимо выяснить, в каких исторических условиях возникает проблема свободы научного поиска. Расскажите об истории развития Пагоушского движения.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Философская герменевтика как методологическое основание социально-гуманитарного познания.

2. Описание, объяснение, интерпретация и понимание как базовые процедуры в социально-гуманитарных науках.

3. Науки, изучающие правовую жизнь общества и их особенности.

 

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу познакомьтесь с историей развития герменевтики. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику всех названных процедур социально-гуманитарных наук. Обратите внимание на различие познавательных процедур «объяснение» и «понимание», используйте материалы тем № 6 и № 10. При ответе на третий вопрос необходимо выяснить, в каких исторических условиях возникает наука о праве, каков ее предмет и методы. Расскажите, как в современной культуре различаются науки, изучающие право.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу основных признаков гуманитарных и естественных наук. Выделите черты сходства и черты различия.

2. Проанализируйте, каким образом такой критерий истины как «практика» применяется в гуманитарных науках. Как этот критерий «работает» в юридических науках?

Рекомендуемые источники

Основная литература

Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.

Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Понимание в науке и культуре // Омский научный вестник. – 2012. – № 2. – С.250-253.

Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Научное объяснение в гуманитарном познании // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2012. – № 3.

Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. – 2015. – № 5.

Петров А.В. Телеология и синергетический сциентизм. Свобода и случайность в дискурсе о цели // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 4.

Ракитов. А.И. Эпистемология социально-гуманитарных наук // Вопросы философии. – 2016. – № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: