При подготовке к первому вопросу дайте сравнительную характеристику науки и других форм культуры. Назовите социальные функции науки, выяснив предварительно, какие общественные потребности она удовлетворяет. Сравните отношение к науке в XVIII-XIX вв. и в конце XX в. Дайте определения понятий «сциентизм» и «антисциентизм». При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику науки и философии как видов рациональности. При ответе на вопрос № 3 необходимо рассмотреть научное знание как систему, включающую эмпирический и теоретический уровни. В рамках данного вопроса необходимо раскрыть понятия «опытное знание», «факт», «теория», «гипотеза», «проблема».
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщение о времени и условиях возникновения науки. Задание выполнить в рабочей тетради.
2. В рабочей тетради зафиксировать варианты классификации наук. Указать признаки, по которым естественные науки отличаются от гуманитарных. Сравнительную характеристику оформите в виде таблицы.
|
|
3. Составить перечень социальных функций науки.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Проблема обоснования научного знания. Понятия верификации и фальсификации.
2. Рост научного знания и проблема научного метода. Классификация методов научного познания.
3. Научные революции и смена типов рациональности.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу вспомните определения понятий «верификация» и «фальсификация». Используйте имеющуюся в учебнике характеристику философских взглядов К. Поппера. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику динамики науки. Найдите в словаре определения понятий «кумулятивизм» и сформулируйте понятие антикумулятивизма. Уточните, какой взгляд на развитие науки называется интернализмом, а какой – экстернализмом. Дайте характеристику методологии научного познания. При ответе на вопрос № 3 необходимо рассмотреть понятие «научная революция» и дать характеристику идей, автором которых был Т. Кун.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщение о творчестве одного из представителей постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос – на выбор).
2. В рабочей тетради зафиксировать варианты классификации методов познания. Указать специфику методов, применяемых в социально-гуманитарных науках.
3. Составить перечень известных в истории научных революций.
Рекомендуемые источники
Основная литература
Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
|
|
Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Дополнительная литература
Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.
Девятова С.В., Купцов В.И. Возникновение первых академий наук в Европе // Вопросы философии. – 2011. – № 9.
Денисова Л.В. Систематика знания и модели классификации наук // Научный вестник Омской академии МВД России – 2012. (44). – № 1.
Левин Г.Д. Анализ и синтез // Вопросы философии. – 2016. – № 2.
Макулин А.В. История философии: учебное пособие. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/49884. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Перечень докладов, сообщений
1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
2. Наблюдение и эксперимент как методы научного познания.
3. Проблема классификации наук.
4. Постпозитивизм как современное направление в философии науки.
Тема 11. Методология социально-гуманитарного познания
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Науки «о природе» и науки «о культуре».
2. Специфика социогуманитарного знания и познания.
3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу познакомьтесь с идеями Г. Риккерта, В. Виндельбанда, В. Дильтея. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику субъекта, объекта и методологии социально-гуманитарных наук. Обратите внимание на различие познавательных процедур «объяснение» и «понимание». Используйте материалы тем № 6 и № 10. При подготовке ответа на третий вопрос необходимо выяснить, в каких исторических условиях возникает проблема свободы научного поиска. Расскажите об истории развития Пагоушского движения.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Философская герменевтика как методологическое основание социально-гуманитарного познания.
2. Описание, объяснение, интерпретация и понимание как базовые процедуры в социально-гуманитарных науках.
3. Науки, изучающие правовую жизнь общества и их особенности.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу познакомьтесь с историей развития герменевтики. При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику всех названных процедур социально-гуманитарных наук. Обратите внимание на различие познавательных процедур «объяснение» и «понимание», используйте материалы тем № 6 и № 10. При ответе на третий вопрос необходимо выяснить, в каких исторических условиях возникает наука о праве, каков ее предмет и методы. Расскажите, как в современной культуре различаются науки, изучающие право.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте таблицу основных признаков гуманитарных и естественных наук. Выделите черты сходства и черты различия.
2. Проанализируйте, каким образом такой критерий истины как «практика» применяется в гуманитарных науках. Как этот критерий «работает» в юридических науках?
Рекомендуемые источники
Основная литература
Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
|
|
Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Дополнительная литература
Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.
Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Понимание в науке и культуре // Омский научный вестник. – 2012. – № 2. – С.250-253.
Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Научное объяснение в гуманитарном познании // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2012. – № 3.
Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. – 2015. – № 5.
Петров А.В. Телеология и синергетический сциентизм. Свобода и случайность в дискурсе о цели // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 4.
Ракитов. А.И. Эпистемология социально-гуманитарных наук // Вопросы философии. – 2016. – № 9.