1. Современная наука о строении материи.
2. Отражение как свойство материи.
3. Модели развития и законы диалектики.
Тема 6. Познание, его возможности и границы.
Сущность и специфика научного познания
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания. Познание и практика.
2. Познание и творчество. Основные формы и методы познания.
3. Истина и заблуждение. Проблема истины в философии и науке.
4. Типы рациональности, истина и ценность.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу обратите внимание на особенности познавательного и практического отношения к миру. Дайте определения субъекту и объекту познания как соотносительным понятиям. Охарактеризуйте особенности познания в ходе раскрытия и расследования преступлений. При подготовке ко второму вопросу необходимо, во-первых, дать характеристику творчеству в связи с познавательным процессом. Далее выяснить специфику форм познания, возникающих как взаимосвязь чувственного и рационального, обратить внимание на особенности научного познания. Дать характеристику понятиям «научная парадигма» и «научная революция». При ответе на третий и четвертый вопросы необходимо раскрыть природу истины и заблуждения, дать характеристику критериев истинного знания и показать особенности философских концепций истины (корреспондентская, конвенциональная, прагматическая теории истины). Назвать типы рациональности (эстетическая, религиозная, философская, научная), указать их особенности.
|
|
Задания для самостоятельной работы
1. Составить сравнительную характеристику обыденного и научного познания. Задание выполнить в рабочей тетради.
2. Дайте характеристику интуиции как средства познания.
3. Приведите примеры рациональных и внерациональных форм познания, используемых в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Рекомендуемые источники
Основная литература
Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Дополнительная литература
|
|
Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.
Денисова Л.В., Денисов С.Ф. Феномен околонаучного знания // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 4. С.54-58.
Лефевр В.А. Познание и вера // Вопросы философии. –2016. – № 9.
Макулин А.В. История философии: учебное пособие. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/49884. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Перечень докладов, сообщений
1. Агностицизм и его исторические формы.
2. Интуиция и творчество в познании.
3. Искусство как способ познания мира.
4. Философские концепции истины.
Тема 7. Учение об обществе
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие общества. Основные аспекты общественной жизни: деятельность, общественные отношения, социальные институты.
2. Объективные и субъективные факторы общественной жизни. Необходимость и сознательная деятельность людей.
3. Динамика и типология исторического развития.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
При подготовке к семинару необходимо выписать в рабочую тетрадь определения основных категорий социальной философии: общество, социальная реальность, общественные потребности, социальный институт, общественные отношения. Вопрос № 2 целесообразно проиллюстрировать примерами из истории, которые направлены на решение проблемы подлинного «творца» истории. Для ответа на вопрос № 3 целесообразно подготовить схему, которая отражала бы основные концепции исторического развития, распределив их в соответствии с циклической и линейно-стадиальной парадигмами.
Задания для самостоятельной работы
Зафиксируйте в рабочей тетради ответы на следующие вопросы:
1. Чем характеризуется социальная реальность? В чем отличие социальной реальности от природной?
2. Какие классификации обществ имеются в учебной литературе? Выпишите несколько классификаций в рабочую тетрадь.
Рекомендуемые источники
Основная литература
Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Дополнительная литература
Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.
Красиков В.И. Философия: сборник тестов. – М., 2015. – Режим доступа: http: // www.iprbookshop.ru/43234. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Фомин М.В. Технологии качества жизни и постиндустриальная эпоха // Вопросы философии. – 2016. – № 3.
Чешев В.В. Антропологический смысл категории «деятельность» // Вопросы философии. – 2016. – № 2.
Перечень докладов, сообщений
1. Материалистические и идеалистические подходы в социально-философской мысли: история и современность.
2. Проблема взаимодействия природы и общества.
3. Источники и субъекты исторического процесса.
Тема 8. Философия человека. Личность и профессиональная
Деятельность
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
2.Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Личность специалиста.
3. Смысл жизни: смерть и бессмертие.
4. Свобода как сущностная характеристика человека. Свобода и ответственность.